№ 2-532/2024 (№ 2-5124/2023)
УИД 61RS0003-01-2023-006189-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 апреля 2024 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при секретаре Лаврентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова В.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, третье лицо: ПАО «ТМК» о перерасчете пенсии,
установил:
Истец Романов В.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Ростовской области о перерасчете пенсии, ссылаясь на то, что является получателем пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости. Он обратился к ответчику с заявлением и всеми необходимыми документами о перерасчете размера страховой пенсии по старости.
В ответном письме истцу было отказано в перерасчете со ссылкой на то, что заявителю при назначении пенсии учтены следующие периоды: с 13.03.2008 по 08.02.2013, с 11.02.2013 по 31.12.2017. Иные периоды не включены в страховой стаж. Общий трудовой стаж на дату назначения пенсии (06.02.2018) составил 9 лет 9 месяцев 17 дней, стаж до 01.01.2002 отсутствует. Сумма страховых взносов, отраженных в выписке из ИЛС за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 составила 710893,71 руб. По состоянию на 01.01.2015 величина ИПК составила 48,642.
Истец полагает, что ответчик незаконно не производит перерасчет страховой пенсии по старости с учетом всех периодов и страховых взносов, а также повышающего коэффициента
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты назначения страховой пенсии по старости с учетом периодов трудовой деятельности, заработной платы и страховых взносов за период начиная с 2008 года.
Истец Романов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
В судебное заседание представитель ответчика ОСФР по Ростовской области не явился, извещен надлежащим образом, представлены возражения на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования не признают и просят отказать в удовлетворении иска.
В судебное заседание представитель третьего лица ПАО «ТМК» не явился, извещен надлежащим образом. Представитель ПАО «ТМК» по доверенности Бузук Д.М. ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) относит определение условий и порядке реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Исходя из статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Как следует из материалов дела, истец Романов В.В. является получателем пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с 01.03.2008.
Согласно справке ГУ МВД России по Ростовской области от 13.02.2018 №-Р-234, при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности истца с 04.11.1980 по 13.07.1992, с 17.02.1993 по 29.02.2008 (периоды службы), с 01.09.1975 по 25.06.1980 (период работы и иной деятельности) (л.д. 81).
Также, с 06.02.2018 Романов В.В, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
При установлении Романову В.В. страховой части трудовой пенсии (за исключением фиксированного базового размера), ответчиком учтены следующие периоды работы: с 13.03.2008 по 08.02.2013, с 11.02.12013 31.12.2017.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Таким образом, в силу действующего пенсионного законодательства перерасчет размера страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем.
Романов В.В. обращался в территориальный пенсионный орган по вопросу расчета размера пенсии и его обращение рассмотрено в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
ОСФР по Ростовской области в адрес Романова В.В. дан ответ от 29.04.2022 № КС-58-1216, в котором приведен расчет страховой пенсии по старости и его обоснование (л.д. 18-19).
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, по правилам, закрепленным Федеральным законом «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).Положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2 указанной статьи). В частности, пункт 3 данной статьи предусматривает исчисление расчетного размера пенсии исходя из определенной в календарном порядке продолжительности общего трудового стажа с зачетом в него наряду с работой также некоторых иных периодов, к числу которых не отнесен период учебы в высших учебных заведениях. В пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - также исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях. Тем самым названные законоположения во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обеспечивают учет интересов застрахованных лиц.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
Размер страховой пенсии устанавливается в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и зависит от индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
ИПК рассчитывается из пенсионных прав застрахованного лица, сформированных из продолжительности страхового стажа и заработка по состоянию на 01.01.2002 с учетом начисления и уплаченных в ПФР страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица после 01.01.2015.
Стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст=ИПК*СПК, где
СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент,
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
При расчете суммы ИПК за периоды до 1 января 2015 года подсчитывается размер страховой части трудовой пенсии по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2014 года, то есть исходя из стажа работы до 1 января 2002 года, коэффициента заработной платы, суммы валоризации за советский стаж работы до 01.01.1991 и пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года. При этом не учитываются фиксированный базовый размер и накопительная часть. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года - 64,10 рубля.
К сумме полученных коэффициентов прибавляются пенсионные коэффициенты, заработанные после 1 января 2015 года.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, предусмотрен перерасчет размера страховой пенсии в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Перерасчет размера страховой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 3 части 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, осуществляется по формуле:
СПст = СПстп + (ИПKi / К / КН х СПК), где
СПст - размер страховой пенсии по старости;
СПстп - установленный размер страховой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет;
ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет страховой пенсии по старости из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера страховой пенсии по старости;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера страховой пенсии по старости;
К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;
КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ работающие пенсионеры в период осуществления ими трудовой деятельности не имеют права на индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку страховой пенсии. Однако в случае увольнения пенсионер получит суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с учетом индексации и корректировки, имевших место в период осуществления им работы, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы.
Судом установлено, что общий трудовой стаж и заработок для определения размера пенсии при оценке пенсионных прав истца по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по состоянию на 01.01.2002 отсутствует.
Общий страховой стаж истца, учтенный на дату назначения страховой пенсии по старости (06.02.2018) составил 9 лет 9 месяцев 17 дней; общий трудовой стаж до 01.01.2002 отсутствует; заработок за периоды до 01.01.2002 отсутствует; сумма страховых взносов, отраженных в выписке из ИЛС за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 составила 710893,71 руб. Величина ИПК на 01.01.2015 составила 48,642 (710 893,71 руб. (страховые взносы на 31.12.2014)/64,10 руб. (стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015)/228 период дожития). Величина ИПК после 2015 года составила 23,48 (страховые взносы после 2015 года). Суммарный ИПК – 72,122.
Страховая часть трудовой пенсии истца по состоянию на 31.12.2014 составляла 3117,95 руб. (710893,71 руб. – сумма начисленных страховых взносов/228 - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости).
Размер пенсии на дату назначения составил 5877,22 руб. (72,122*81,49 стоимость оного пенсионного коэффициента на 01.01.2018).
В связи с осуществлением Романовым В.В. трудовой деятельности, перерасчет его страховой пенсии производится в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года, в связи с увеличением размера индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за него работодателем в СФР, которые не были учтены при назначении страховой пенсии.
С 01.08.2023 размер пенсии Романова В.В. составил 10783,09 руб., однако сумма к выплате как работающему пенсионеру составила 7099,57 руб.
С 01.01.2024 и по настоящее время в результате индексации размер пенсии истца составил 11591,58 руб., сумма к выплате как работающему пенсионеру осталась без изменений – 7099,57 руб.
При этом суд учитывает, что в выписке из ИЛС Романова В.В. отражены все периоды его трудовой деятельности и сведения о начисленных и уплаченных работодателями страховых взносов начиная с 2008 года по 2023 год, которые учитываются ответчиком при определении величины ИПК, влияющей на размер страховой пенсии по старости истца.
Кроме того, по запросу суда в материалы дела представлены сведения АО «ТАГМЕТ» о сумме начисленных и уплаченных страховых взносах за период работы истца с 2008 года по 2013 год, которые согласуются со сведениями, отраженными в выписке из ИЛС Романова В.В. (л.д. 162).
Исходя из представленного ответчиком расчета, суд приходит к выводу о том, что расчет страховой пенсии Романова В.В. произведен в соответствии с действующим пенсионным законодательством и в наиболее выгодном варианте.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 ГПК РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статье 56 ГПК РФ лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены ответчиком и подлежат восстановлению в случае удовлетворения искового заявления. Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.
В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлено иного варианта расчета его пенсии, опровергающего расчет, представленный ответчиком.
Таким образом, произведенный пенсионным органом в отношении истца расчет пенсии по старости является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушает, в связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Романова В.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.Ю. Молошников
Мотивированное решение суда изготовлено 15.04.2024