Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3055/2022 ~ М-2595/2022 от 26.08.2022

    Дело № 2-3055/2022

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    02 ноября 2022 года            город Севастополь

    Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Байметова А.А., при секретаре Гонтарь С.В., при участии представителя ответчика — Мишинёвой М.Ю., представителя третьего лица Департамента финансов – Роттиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Лепёхина Романа Андреевича к Департаменту здравоохранения г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спор – Департамент финансов города Севастополя, ГБУЗ Севастополя «Городская больница № 4», о понуждении к бесплатному лекарственному обеспечению по медицинским показаниям,

    УСТАНОВИЛ:

    Лепёхин Роман Андреевич обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения города Севастополя, указав в обоснование заявленных требований, что является инвалидом 3 группы, страдающим редким орфанным заболеванием – Болезнь Вилсона-Коновалова. Истец нуждается в лечении по жизненным показаниям незарегистрированным на территории России препаратом «Триентин» (Trientine Hydrochloride Capsules USP 250 mg NAV1NTA LLC), что подтверждается его медицинскими документами: заключение консилиума врачей ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» от ДД.ММ.ГГГГ, заключение главного внештатного гастроэнтеролога ГФЗ Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания врачебной комиссии ГБУЗ Севастополя «Городская больница » от ДД.ММ.ГГГГ . Рекомендуемая врачами доза препарата - 1000 мг в сутки (по 2 капсулы по 250 мг х 2 р/сут.) из расчета годовой потребности 1460 капсул (15 упаковок). В связи с этим истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В связи с тем, что Департаментом здравоохранения <адрес> не было организовано обеспечение истца необходимым лекарственным препаратом, истец просил суд обязать ответчика обеспечить его необходимым лекарственным препаратом; решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения иска.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Лепёхин Роман Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 3 группы, страдает редким (орфанным) заболеванием «Болезнь Вильсона-Коновалова» с поражением печени и центральной нервной системы.

В настоящее время в связи с абсолютными показаниями, отсутствием адекватной патогенетической терапии для лечения данного заболевания и предупреждения его дальнейшего прогрессирования, я нуждаюсь в лечении по жизненным показаниям незарегистрированным на территории России препаратом «Триентин» (Trientine Hydrochloride Capsules USP 250 mg NAV1NTA LLC), что подтверждается медицинскими документами истца: заключение консилиума врачей ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» от ДД.ММ.ГГГГ, заключение главного внештатного гастроэнтеролога ГФЗ Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания врачебной комиссии ГБУЗ Севастополя «Городская больница » от ДД.ММ.ГГГГ . Рекомендуемая врачами доза препарата - 1000 мг в сутки (по 2 капсулы по 250 мг х 2 р/сут.) из расчета годовой потребности 1460 капсул (15 упаковок).

Обязанность по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и осуществлению закупок (в т.ч. организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания в <адрес> законодательно возложена на Департамент здравоохранения <адрес>, куда неоднократно истцом и в его интересах направлялись ходатайства о принятии мер по организации моего лекарственного обеспечения вышеуказанным препаратом.

Письмом от 04.07.2022     .03-17/02/22 Департамент здравоохранения <адрес> сообщил о проведении Департаментом всевозможных мероприятий с целью организации оказания пациенту ФИО4 медицинской помощи. При этом не уточняется о видах проводимых мероприятий, результатах их проведения, сроках закупки препарата и доставки его в аптечную сеть.

Согласно ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных препаратов, чем те, которые включены в стандарт медицинской помощи. Стандарт медицинской помощи является лишь основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Отсутствие лекарственного препарата «Триентин» в стандарте медицинской помощи не ограничивает право инвалида с редким (орфанным) заболеванием на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Порядок назначения лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) определен п. 4.7. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на получение бесплатного лекарственного препарата реализуется в определенном порядке, через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь.

Таким медицинским учреждением для истца является ГБУЗ Севастополя «Городская больница № 4», куда он обратился с заявлением о проведении заседания врачебной комиссии (ВК) по вопросу назначения ему по жизненным показаниям незарегистрированного в России лекарства «Триентин гидрохлорид». Врачебная комиссия указанного медицинского учреждения приняла решение о нуждаемости истца в названном препарате (решение от 01.07.2022 № 3723/22).

В установленном законом порядке решение ВК заинтересованными лицами не оспорено.

Надлежащее оформление документов является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации (определение судебной коллегии Верховного Суда РФ № 57-КГ 18-13 от 10 сентября 2018 г.).

Согласно приказу Минздрава России от 14 января 2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Данный приказ в полной мере регулирует выписку рецептов на препараты, в которых нуждается пациент, в т.ч. по жизненным показаниям, в соответствии с решением врачебной комиссии.

В соответствии с Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 марта 2005 года "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», потребность в лекарственных препаратах, назначаемых по решению врачебной комиссии, в дорогостоящих лекарственных препаратах, специфических, рекомендованных федеральными учреждениями здравоохранения, формируется врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения, которая формирует сводную заявку. Сформированная заявка подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения и заместителем главного врача по клинико-экспертной работе, заверяется печатью и передается в исполнительный орган в сфере здравоохранения региона в электронном виде и на бумажном носителе.

Из материалов дела следует, что администрацией ГБУЗ Севастополя «Городская больница № 4», к которому прикреплен истец, такую заявку ответчику направила.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации.

В силу п. 10 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами. и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Согласно ст. 44 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям федерального органа исполнительной власти также относятся: формирование перечня редких (орфанных) заболеваний, ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими острыми и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидизации.

Во исполнение вышеуказанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" утвержден перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено генетически обусловленное заболевание «Болезнь Вильсона. МКБ-Е83.0)», определены Правила ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Согласно п. 12 Правил медицинские организации осуществляют представление в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлений на включение сведений о лицах, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных), в региональные сегменты в течение 5 рабочих дней со дня установления диагноза заболевания, включенного в перечень. В случае, если сведения о включении в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" не представлены медицинской организацией, уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивает соответствующие сведения в государственных внебюджетных фондах (п.п. 9, 11 Правил).

Положением о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утв. Постановлением Правительства Севастополя от 17 марта 2015 годаЫ 182-ПП, предусмотрено, что в полномочия Департамента входит организация обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Из содержания письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.07.2013 № 21/6/10/2-4878 «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств субъектов РФ» следует, что Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими заболеваниями.

В соответствии с п. «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 декабря 2020 г. № 2299 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая предусматривает, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно подп. 21.1 п. 2 ст. 26.3. Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ввоз незарегистрированных ЛС производится на основании разрешения по заявлениям лиц. К числу таких лиц отнесены медицинские организации, производители лекарственных средств; организации оптовой торговли лекарственными средствами; научно-исследовательские организации, образовательные организации высшего образования, а также иные, указанные в пунктах 1 - 4 ст. 48 Федерального закона № 61-ФЗ.

Порядок назначения и применения незарегистрированных препаратов установлен Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям». Согласно п. 3 данного Приказа, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации. У истца имеется заключение врачебного консилиума федеральной клиники.

Порядок ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 853 «Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Настоящим Порядком урегулирован ввоз препаратов для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретному пациенту либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией при наличии заключения.

Законодательство Российской Федерации не содержит оснований, препятствующих процедуре закупки препаратов, не содержащихся в Государственном реестре лекарственных средств, что означает: само по себе отсутствие лекарственного препарата в государственном реестре лекарственных средств, прошедших государственную регистрацию, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных" гарантий гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Верховный Суд РФ в определении от 12 августа 2019 г. № 29-КГ 19-1 указал, что отказ Министерства здравоохранения субъекта РФ в обеспечении инвалида незарегистрированным в России препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Необеспечение больного назначенным по медицинским показаниям лекарственным препаратом - нарушение конституционного права на охрану здоровья. Отсутствие терапии препаратом, необходимым по жизненным показаниям. - нарушение права на жизнь.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. ст. 2, 20, 39 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; каждый имеет право на жизнь; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно пункту 1 статьи 2 Закона, здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Надлежащее лекарственное обеспечение - составная часть медицинской помощи. По смыслу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье человека являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину с рождения, не отчуждаемы и подлежат защите в соответствии с Законом.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у Лепёхина Р.А. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Триентин» по жизненным показаниям и возложении на Департамент здравоохранения города Севастополя обязанности обеспечить истца указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией. Удовлетворяя требования, суд принимает во внимание, что у Лепёхина Р.А. имеется редкое (орфанное) заболевание, статус инвалида 3 группы вследствие этого заболевания, нуждаемость Лепёхина Р.А. по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом «Триентин», назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии.

Суд также учитывает, что назначение врачебной комиссией по жизненным показаниям лекарственного препарата «Триентин» - единственно возможный вариант лечения Лепёхина Р.А., отказ Департамента здравоохранения города Севастополя в обеспечении истца этим препаратом нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Право на жизнь – основа человеческого существования, источник всех других прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 816-О-О)

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Доводы ответчика о том, что в бюджете Севастополя не имеется денежных средств на закупку медицинского препарата, не являются основанием для отказа в немедленном исполнении судебного акта по делу.

Принимая во внимание то обстоятельство, что из содержания представленных суду медицинских документов следует, что имеющееся у Лепёхина Р.А. заболевание прогрессирует, его состояние ухудшается, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд приходит к выводу о возможности обращения решения суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лепёхина Романа Андреевича к Департаменту здравоохранения г. Севастополя о понуждении к бесплатному лекарственному обеспечению по медицинским показаниям удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения города Севастополя (ИНН 9204002690) организовать бесплатное лекарственное обеспечение Лепёхина Романа Андреевича (<данные изъяты>) по медицинским показаниям препаратом «Триентин» (Trientine Hydrochloride Capsules USP 250 mg NAVINTA LLC) на постоянной основе из расчета потребности 1460 капсул (15 упаковок).

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд города Севастополя.

Председательствующий –                         А.А. Байметов

Решение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2022 года.

2-3055/2022 ~ М-2595/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лепёхин Роман Андреевич
Ответчики
Департамент здравоохранения г. Севастополя
Другие
Департамент финансов г. Севастополя
ГБУЗ Севастополя "Городская больница № 4"
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
26.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2022Передача материалов судье
29.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2022Подготовка дела (собеседование)
06.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2022Судебное заседание
10.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Дело оформлено
15.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее