Решение
Именем Российской Федерации
15 ноября 2023 г. с. Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Блинковой О.В., при секретаре Дементьевой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-598/2023 по заявлению Администрации сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский Самарской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Администрация сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский (далее также - Администрация сельского поселения) обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества сооружение коммунального хозяйства теплосеть, протяженностью 21 м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество: сооружение - тепловые сети, находящиеся по адресу: <адрес> принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, номер записи о принятии на учет № от ДД.ММ.ГГГГ. Год завершения строительства – 1980 год, протяженность 21 м, кадастровый №. Фактически объектом недвижимого имущества владеет сельское поселение Суринск муниципального района <адрес>. Иные собственники неизвестны. В реестре федерального имущества, в реестре имущества <адрес>, реестре муниципальной собственности муниципального района Шигонский вышеуказанный объект недвижимого имущества, не числится. Сведения о зарегистрированных правах на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Данный объект является линейным объектом недвижимости. В течение трех месяцев с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует.
Представитель заявителя Администрации сельского поселения Суринск в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Шигонский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Самарской области, ТУ Росимущества в Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном разбирательстве не направили, о причинах неявки не уведомили, возражений на заявление не представили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По мнению суда, заявитель представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
В силу ч. 2 ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как предусмотрено ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в частности, земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом установлено, что указанное сооружение коммунального хозяйства теплосеть является бесхозяйным объектом и не имеет собственника.
Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, данное сооружение коммунального хозяйства теплосеть является объектом недвижимости, сооружением. ДД.ММ.ГГГГ теплосеть принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости.
В соответствии с положениями Устава сельского поселения Суринск Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделена полномочиями по управлению муниципальным имуществом на территории населенных пунктов поселения.
Из писем Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, КУМИ муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное ооружение коммунального хозяйства теплосеть в реестрах федерального имущества, имущества <адрес> и муниципальной собственности муниципального района Шигонский не числится.
Доводы заявителя об отсутствии собственника спорного имущества никем не оспариваются.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что указанный объект недвижимого имущества не имеет собственника.
Процедура учета недвижимого бесхозяйного имущества соблюдена, в течение трех месяцев с момента постановки имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, никто не заявил на него прав.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в частности, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как следует из п. 4 ст. 7 Устава сельского поселения, к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 37 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанных положений законодательства и Устава сельского поселения теплосеть может находиться в собственности сельского поселения.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные администрацией сельского поселения требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление Администрации сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский Самарской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский Самарской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества сооружение коммунального хозяйства теплосеть, протяженностью 21 м., находящиеся по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий О.В. Блинкова
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.