УИД 22RS0058-01-2023-000181-21
Дело №12-2/2023
Р Е Ш Е Н И Е
26 июля 2023 года с. Усть-Калманка
Судья Усть-Калманского районного суда Алтайского края О.В. Григорьева,
при секретаре судебного заседания И.И. Щербаковой,
с участием заявителя Н.С. Колесникова,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Колесникова Н.С. на определение председателя административной комиссии при Администрации Усть-Калманского района Алтайского края Тепляковой Н.В. от 28.06.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.61 Закона Алтайского края от 10.07.2002 №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»,
У С Т А Н О В И Л:
28.06.2023 определением председателя административной комиссии при Администрации Усть-Калманского района Алтайского края отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи отсутствием состава административного правонарушения, ст.24.5 КоАП РФ, предусмотренного ст.61 Закона Алтайского края №46-ЗС от 10.07.2002 «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» - нарушение тишины и покоя граждан.
Колесников Н.С., не согласившись с указанным определением, обратился с жалобой в Усть-Калманский районный суд. Жалобу мотивирует тем, что в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении перечислены показания опрошенных лиц, на основании объяснений свидетелей сделан вывод об отсутствии состава правонарушения, несмотря на то, что отсутствие громкой музыки в обозначенное время свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения. ФИО1 И.А., очевидца правонарушения, оценка не дана, не указаны мотивы, по которым административная комиссия критически отнеслась к данным показаниям, либо по иным снованиям оставила их без внимания. Полагает, что принятое определение незаконно, просит его отменить, материалы дела вернуть в административную комиссию на новое рассмотрение.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее определение - председатель административной комиссии Н.В.Теплякова, не явилась, извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Лица, в отношении которых проводилась первоначальная проверка по заявлению Колесникова Н.С. и решался вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении – Колосова С.Ю., Коротких Т.В. в судебное заседание не явились. Извещены надлежаще, просили о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Заявитель Колесников Н.С. в судебном заседании настаивает на удовлетворении жалобы по доводам, в ней изложенным. Суду пояснил, что материал проверки по его заявлению в отношении Колосовой С.Ю., Коротких Т.В. был передан в административную комиссию, после чего он получил определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении – в 11-00 часов 28.06.2023. Какой-либо протокол по делу ему не вручался, права не разъяснялись. На заседании комиссии присутствовали члены комиссии, он и Колосова С.Ю., Коротких Т.В. После заслушивания объяснений было вынесено обжалуемое определение.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав Колесникова Н.С., поддержавшего свою жалобу в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
10 июля 2002 года Алтайским краевым Советом народных депутатов принят Закон Алтайского края № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
Статьей 61 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законом Алтайского края запрета нарушения тишины и покоя граждан, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не допускается нарушение тишины и покоя граждан, в частности, в квартирах и помещениях общего пользования в многоквартирных домах, жилых домах, жилых помещениях и помещениях общего пользования в общежитиях (пункт 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 6 декабря 2017 года № 95-ЗС «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Алтайского края»).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Алтайского края «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Алтайского края» не допускается нарушение тишины и покоя граждан с 22 часов 00 минут до 8 часов 00 минут в будние дни (с понедельника по пятницу включительно).
Пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что не допускается нарушение тишины и покоя граждан с 20 часов 00 минут до 9 часов 00 минут в будние дни и по субботам, круглосуточно в воскресенье и в установленные в соответствии с федеральным законодательством нерабочие праздничные дни в отношении объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона, в части действий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 4 настоящего Закона. Требования настоящего пункта не распространяются на указанные действия в случае их совершения в жилом помещении дома (многоквартирного дома) в течение полутора лет со дня ввода его в эксплуатацию.
В соответствии с пунктами 2, 5 части 1 статьи 4 названного Закона к действиям, нарушающим тишину и покой граждан, относятся крики, свист, пение, игра на музыкальных инструментах и иные громкие звуки (действия), повлекшие нарушение тишины и покоя граждан; проведение переустройства, перепланировки, ремонтных работ помещений в многоквартирном доме, индивидуального жилого дома, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ч.2, 3 ст.4 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», законами Алтайского края органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами Алтайского края.
В случаях, предусмотренных законами Алтайского края, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами Алтайского края, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или Алтайским краем, а также при осуществлении муниципального контроля.
Согласно ч.6 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)
Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 1, 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в части 4 статьи 30.1 КоАП РФ, согласно которой определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Из пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ следует, что одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является поступление из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1, 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2, 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Из анализа приведенных норм закона следует, что если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, по сообщению, заявлению физического или юридического лица должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что 02.06.2023 Колесников Н.С. обратился с заявлением в МО МВД России «Усть-Калманский» о привлечении к ответственности Колосовой С.Ю. и Коротких Т.В., которые 02.06.2023 в 22 часа 03 минуты, находясь на территории усадьбы по <адрес> громко слушали музыку, распивали спиртные напитки, шумели, чем мешали отдыхать ему и его семье.
Материал предварительной проверки без вынесения процессуального документа (постановления, определения) передан для рассмотрения и принятия решения по подведомственности в Административную комиссию <адрес>.
Согласно решения Усть-Калманского районного Совета депутатов Алтайского края 314 от 28.04.2022, утвержден перечень должностных лиц Администрации Усть-Калманского района, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории Усть-Калманского района, согласно которого (Приложение), протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.61 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» правомочны составлять: председатель комитета по труду Администрации Усть-Калманского района, начальник юридического отдела Администрации Усть-Калманского района и начальник отдела охраны окружающей среды Администрации Усть-Калманского района.
Из представленных материалов следует, что протоколы по делу об административном правонарушении в отношении привлекаемых лиц – Колосовой С.Ю., Коротких Т.В., не составлялись, вынесено одно определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом, обжалуемое определение вынесено председателем административной комиссии Тепляковой Н.В., не включенной в перечень должностных лиц Администрации Усть-Калманского района, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории Усть-Калманского района.
Кроме того, в нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.29.10) определение не содержит мотивированного решения, в резолютивной части определения нет сведений в отношении какого лица отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, по каким основаниям, из мотивировочной части определения следует, что оно составлено в отношении двух лиц одновременно.
Из представленных суду материалов проверки установлено, что определением председателя административной комиссии Тепляковой Н.В. от 20 июня 2023 года, дело об административном правонарушении в отношении Колосовой С.Ю., Коротких Т.В. (на двух лиц одновременно) назначено на рассмотрение на 28.06.2023 с участием членов административной комиссии. В определнении указано, что материалы дела оформлены правильно, заявления, отводы не поступали.
По результатам рассмотрения комиссией дела об административном правонарушении 28.06.2023 вынесено обжалуемое определение.
Установленные выше обстоятельства являются грубыми нарушениями процессуальных норм, поскольку, в силу закона, производство по делу об административном правонарушении может быть возбуждено (либо отказано в возбуждении) в отношении одного лица (каждого из лиц, совершивших правонарушение), вопрос об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении разрешается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в противном случае, составляется протокол по делу об административном правонарушении, который с материалами проведенной проверки рассматривается коллегиальным органом – административной комиссией. На стадии рассмотрения коллегиальным органом дела об административном правонарушении не может разрешаться вопрос о его возбуждении (либо отказе в возбуждении дела об административном правонарушении). В случае отсутствия состава административного правонарушения в действиях привлекаемого лица, производство по делу прекращается, о чем выносится мотивированное постановление.
При вынесении обжалуемого определения председателем административной комиссии при Администрации Усть-Калманского района Алтайского края Тепляковой Н.В указанные процессуальные нормы не соблюдены.
В силу п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При этом судом учитывается, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В силу статей 1.5, 2.1, 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации, подлежит выяснению только при производстве по делу об административном правонарушении и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 названного кодекса срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.61 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», составляет два месяца со дня обнаружения административного правонарушения, который необходимо исчислять со 02.06.2023 и на момент рассмотрения жалобы Колесникова Н.С. не истек.
При таких обстоятельствах, жалоба Колесникова Н.С. подлежит удовлетворению, а обжалуемое определение следует отменить, возвратив дело должностному лицу, вынесшему определение.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Отменить определение председателя административной комиссии при Администрации Усть-Калманского района Алтайского края Тепляковой Н.В. от 28.06.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.61 Закона Алтайского края от 10.07.2002 №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», жалобу Колесникова Н.С. удовлетворить, возвратить материалы проверки по заявлению Колесникова Н.С. председателю административной комиссии при Администрации Усть-Калманского района Алтайского края Тепляковой Н.В. для принятия процессуального решения и рассмотрения.
Решение может быть обжаловано через Усть-Калманский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда.
Судья О.В. Григорьева