УИД 74RS0001-01-2023-006988-42
Дело № 1-178/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 7 февраля 2024 года
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Высоких Ю.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседании Волочай Н.В., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Челябинска Чечулиной С.В., обвиняемого Кочерещенко А.И., защитника адвоката Сафиева Ю.А., потерпевших Потерпевший №2, Потерпевший №16,
рассмотрев в помещении суда в закрытом судебном заседании в порядке предварительного слушания материалы уголовного дела в отношении
КОЧЕРЕЩЕНКО Александра Ипполитовича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, женатого, несовершеннолетних детей не имеющего, невоеннообязанного, работающего заместителем начальника УЖКХ Администрации г. Челябинска, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.293 Уголовного кодекса Российской федерации (далее по тексту - УК РФ),
у с т а н о в и л:
Кочерещенко А.И., состоявший в должности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска, обвиняется в совершении преступления небольшой тяжести при следующих обстоятельствах.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса Российской Федерации, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений помимо прочего относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3 и 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», сохранение населения, здоровье и благополучие людей, а также комфортная и безопасная среда для жизни признано национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В соответствии с п. 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1120 от 27.07.2020 (далее – Положение № 47), установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 42 Положения № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения. Собственник, правообладатель или наниматель жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), вправе подать в комиссию заявление, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с п. 44 Положения № 47, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым п. 42 Положения № 47 перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее - специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В силу п. 45 Положения № 47, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим п. 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Также, согласно п. 45.1 Положения № 47, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 Положения № 47.
Исходя из п. 46 Положения № 47, комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым п. 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации. В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных п. 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
Согласно п. 47 Положения № 47, По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В соответствии с п. 3 постановления Администрации г. Челябинска Челябинской области «Об утверждении положения о комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда» № 36-П от 07.03.2012 (далее – Положение № 36-п) (в редакции от 29.06.2021), основной задачей Комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда (далее по тексту – Комиссия) является проведение оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда города Челябинска и частного жилищного фонда.
Согласно п. 16 Положения №36-п, организационное обеспечение работы Комиссии, в том числе организация проведения обследований жилых помещений, возлагается на Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска (далее – УЖКХ).
В силу п. 22 Положения №36-п, прием и регистрацию заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, утвержденного Положением N 47, в Комиссию осуществляет УЖКХ.
В соответствии с п. 21 Положения №36-п, комиссия на основании заявления собственника, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения требованиям, установленным Положением N 47, и принимает решение в порядке, предусмотренном п. 18 Положения № 36-п.
На основании п. 18 Положения 36-п, по результатам работы Комиссии, принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Положением N 47:
1) о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
2) о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке
(при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными Положением N 47;
3) о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
4) об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;
5) о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
6) о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
Согласно п. 25 Положения №36-п, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания или признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в Комиссию следующие документы: заявление по форме, установленной приложением 1 или 2 к настоящему Положению; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; проект реконструкции нежилого помещения в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением; в случае обращения представителя заявителя – доверенность от заявителя, оформленную в порядке, установленном законодательством РФ; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащему сносу или реконструкции; заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим п. 44 Положения N 47, предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) требованиям, установленным вышеуказанным Положением; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя.
В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в Комиссию свое заключение, после рассмотрения которого Комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 25 Положения №36-п.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26.05.2015 №9/2 «О принятии Устава города Челябинска» (далее – «Устав г. Челябинска»), исполнительно-распорядительным органом города Челябинска, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является Администрация города Челябинска.
Также, согласно п. 2 ч. 37 Устава г. Челябинска, в структуру Администрации города Челябинска входят структурные подразделения аппарата Администрации города Челябинска и отраслевые (функциональные) органы Администрации города Челябинска.
В соответствии с п. 3 постановления Администрации г. Челябинска от 12.09.2011 № 224-П «Об утверждении положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска» (далее – «Положение об УЖКХ»), УЖКХ является отраслевым (функциональным) органом управления Администрации города Челябинска.
Согласно п. 13 Положения об УЖКХ, основными задачами УЖКХ являются обеспечение комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства города Челябинска в целях создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан; осуществление единой технической, инвестиционной, кадровой и социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; координация деятельности предприятий и организаций различных форм собственности, оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг на территории города; координация работы аварийно-диспетчерских служб в системе жилищно-коммунального хозяйства города; обеспечение доступности и повышение качества оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 14 Положения об УЖКХ, функциями УЖКХ являются: направление в уполномоченный орган Администрации города заявок на выполнение работ, услуг, обеспеченных бюджетными средствами, в соответствии с нормативными правовыми актами о муниципальном заказе в городе Челябинске; взаимодействие с органами местного самоуправления внутригородских районов города Челябинска по вопросам координации деятельности диспетчерских служб, муниципальных предприятий, учреждений, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов независимо от их форм собственности, действующих на территории внутригородского района, по вопросам жизнеобеспечения населения; организация работы комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда города Челябинска и частного жилищного фонда; рассмотрение предложений, претензий, заявлений и жалоб граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в пределах своей компетенции.
Согласно п. 17 Положения об УЖКХ, руководство Управлением осуществляет начальник УЖКХ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой города Челябинска по представлению заместителя Главы города по городскому хозяйству.
В соответствии с п. 21 Положения об УЖКХ, начальник УЖКХ: организует деятельность Управления и несет ответственность за выполнение возложенных на Управление функций и состояние трудовой дисциплины; действует без доверенности от имени Управления, представляя его интересы во всех предприятиях, организациях, учреждениях; принимает участие в аппаратных совещаниях, проводимых заместителем Главы города по городскому хозяйству, заседаниях Челябинской городской Думы и других совещаниях по вопросам компетенции Управления; определяет функции и утверждает положения о подразделениях Управления; согласовывает проекты правовых актов Администрации города Челябинска и правовых актов должностных лиц Администрации города Челябинска в соответствии с Регламентом Администрации города Челябинска; осуществляет контроль исполнения работниками Управления их должностных обязанностей, Правил внутреннего трудового распорядка УЖКХ; совершает иные действия по руководству УЖКХ, а также выполняет иные поручения руководителей Администрации города в пределах своей компетенции.
Распоряжением Администрации города Челябинска от 13.12.2019
№ 14124 Кочерещенко А.И. назначен на должность начальника УЖКХ с 16.12.2019. Приказом № 110-л/с от 02.11.2021 Кочерещенко А.И. назначен на должность заместителя начальника УЖКХ с 01.11.2021.
Кочерещенко А.И., занимая в период с 16.12.2019 по 01.11.2021 должность начальника УЖКХ, был наделен следующими полномочиями:
- в соответствии с п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона
«О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- согласно п.п. 2, 4 п.8 должностной инструкции № 36-01 от 02.12.2019, начальник УЖКХ обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
- в соответствии с п.п. 1, 6, 8, 14, 15 17, 24 п. 9 должностной инструкции № 36-01 от 02.12.2019, начальник УЖКХ для решения стоящих перед ним задач и обеспечения выполнения функций, возложенных на УЖКХ осуществляет: на основе единоначалия общее руководство УЖКХ и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на УЖКХ; распоряжается имуществом и средствами, закрепленными за УЖКХ, заключает муниципальные контракты, договоры и соглашения от имени УЖКХ, совершает иные действия в соответствии с законодательством и настоящим положением; издает в пределах компетенции УЖКХ приказы, утверждает штатное расписание, должностные инструкции работников; осуществляет контроль за сроками и качеством подготовки сотрудниками УЖКХ проектов ответов на обращения граждан, организации; обеспечивает своевременное рассмотрение (разработку) проектов муниципальных правовых актов города Челябинска и иных документов сотрудниками УЖКХ; участвует в:
1) обеспечении эффективного функционирования городского жилищно-коммунального хозяйства, формирования и реализации единой политики города в области развития жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, энергосбережения и организации ритуальных услуг, мест погребения и ведения кладбищенского хозяйства города Челябинска,
2) в разработке стратегий, планов, государственных программ развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и энергосбережения, 3) в проведении балансовых комиссий отраслевых муниципальных унитарных предприятий, 4) в заседаниях комиссий, рабочих групп, совещаниях, организуемых органами государственной власти Челябинской области, Администрации города Челябинска, Администрациями внутригородских районов; осуществляет иные обязанности, предусмотренные муниципальными правовыми актами города Челябинска.
Таким образом, работая в должности начальника УЖКХ, при выполнении своих должностных обязанностей, Кочерещенко А.И., будучи должностным лицом органа местного самоуправления – представителем власти, был наделен в установленном законом порядке правами и обязанностями по осуществлению функций органа исполнительной власти, а также постоянно выполнял организационно-распорядительные функции в органе местного самоуправления, то есть обладал полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Челябинским территориальным отделом главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в соответствии с п.п. 44, 45.1 и 46 Положения № 47 и п. 25 Положения №36-п, в УЖКХ направлено заключение (акт) органа государственного контроля (надзора) № 1507 от 03.08.2021. Данным заключением инспекции установлены обстоятельства, препятствующие безопасному проживанию граждан в <адрес>. В частности, заключением (актом) инспекции констатировано, что процент износа многоквартирного дома на 2007 год составил 47%.
Указанное заключение (акт) органа государственного контроля (надзора) для рассмотрения в порядке п.п. 44, 45.1, 46 Положения № 47, п. 25 Положения №36-п 03.08.2021 направлено начальником Челябинского территориального отдела главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в адрес главы города Челябинска, которым оно принято 05.08.2021, и передано для рассмотрения начальнику УЖКХ Кочерещенко А.И.
Таким образом, до Кочерещенко А.И. в период с 05.08.2021 до 16.08.2021 была доведена информация о ненадлежащем, аварийном техническом состоянии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и о необходимости проведения Комиссией оценки соответствия помещений и вышеуказанного многоквартирного дома требованиям, установленным Положением N 47.
Кочерещенко А.И., находясь в период времени с 05.08.2021 по 16.08.2021 в помещении Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска по адресу: <адрес>, ненадлежащим образом исполняя возложенные на него должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностей по должности, не желая осуществлять комплекс мер, предусмотренных законодательством для рассмотрения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу <адрес> по ул. <адрес> в
<адрес>, вопреки установленными законодательными требованиями, предусмотренными п. 45.1, 46 Положения № 47, п. 21 Положения №36-п не обеспечил рассмотрения Комиссией вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания или признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 30 календарных дней с даты регистрации поступившего заключения (акта) № 1507 от 03.08.2021, а также не предпринял иных мер по установлению сведений о собственниках жилых помещений в жилом доме в соответствии с п. 45.1 Положения № 47, в результате чего заключение (акт) органа государственного контроля (надзора) по существу рассмотрено не было.
Между тем, Кочерещенко А.И., 16.08.2021 ненадлежащим образом исполняя возложенные на него должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностей по должности, вопреки законодательно установленному порядку рассмотрения поступившего заключения (акта) из органа государственного надзора (контроля), установленном Положением № 47 и Положением № 36-п, действуя ненадлежащим образом, рассмотрел поступившее заключение (акт) № 1507 от 03.08.2021 в порядке, регламентированным федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», отказав в рассмотрении Комиссией вопроса об оценке помещений и многоквартирного <адрес> требованиям, установленным Положением N 47.
Кроме того, Кочерещенко А.И., ненадлежащим образом исполняя возложенные на него должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностей по должности, ссылаясь в своем письме на отсутствие заявлений от собственников и документов, перечень которых установлен п. 25 Положения №-П, не направил межведомственные запросы для получения документов, установленным данным Положением № 36-П и Положением № 47, а также не предложил собственникам помещений, в том числе собственнику муниципальных помещений - Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, представить документы, утвержденные соответствующим пунктом, тем самым лишив последних права на предоставление соответствующих документов и рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания или признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В результате указанного преступного бездействия начальника
УЖКХ Кочерещенко А.И. в период с 05.08.2021 по 16.08.2021 собственники и наниматели жилых помещений <адрес> в
<адрес>, а именно: ФИО6, Потерпевший №11, Потерпевший №9, Потерпевший №10, ФИО7, Потерпевший №13, Потерпевший №14, Потерпевший №15, Потерпевший №1, Потерпевший №2, Потерпевший №3, Потерпевший №4, Потерпевший №5, ФИО8, ФИО9, Потерпевший №8, Потерпевший №16, ФИО10, ФИО11, Потерпевший №17,
ФИО12, Потерпевший №18, Потерпевший №19, Потерпевший №20, Потерпевший №21, Потерпевший №22, Потерпевший №24, Потерпевший №23, Потерпевший №25, Потерпевший №27, Потерпевший №28, Потерпевший №29, Потерпевший №30, а также иные жители, проживающие в вышеуказанном доме продолжают использовать жилые помещения, непригодные для проживания, чем существенно нарушены их права.
Согласно заключению эксперта № 113/18/1-1849ст-23 от 27.07.2023, дальнейшая эксплуатация жилого дома по адресу: <адрес>. <адрес> по прямому назначению (многоквартирный жилой дом) может привести к обрушению строительных конструкций, что создаёт угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в этом здании (так и могущих находится рядом со зданием – в опасной зоне обрушения), так как при обрушении строительных конструкций возможно причинение вреда жизни и здоровью людей от ударов и сдавливания обрушившимся конструкциями.
Таким образом, дальнейшее проживание в <адрес> по
ул. <адрес> в <адрес>, создает реальную опасность для жизни и здоровья жителей указанного дома.
Кроме того, из-за бездействия Кочерещенко А.И. и невозможностью жителей <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> реализовать свое конституционное право, у последних возникла необходимость обратиться в прокуратуру города Челябинска. В связи с чем, прокурор города Челябинска, действующий в интересах жителей <адрес> по ул. <адрес> в
<адрес>, обратился в Советский районный суд г. Челябинска к Администрации г. Челябинска о возложении обязанности в течение месяца с момента решения суда в законную силу инициировать мероприятия по проведению специализированной организацией обследования технического состояния многоквартирного дома, расположенного по адресу:
<адрес>; обеспечить подготовку и предоставление документов в Комиссию для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного <адрес> по ул. <адрес> в
<адрес> аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Положением № 47.
На основании решения Советского районного суда г. Челябинска от 23.06.2023, Администрация г. Челябинска обязана в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу передать на рассмотрение Комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда
г. Челябинска и частичного жилищного фонда акты управления «Государственная жилищная инспекция» о результатах мероприятий государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства использовании и сохранности жилищного фонда для рассмотрения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного <адрес> по ул. <адрес> в соответствии с Положением № 47.
В целях исполнения решения суда, не имея законных оснований его игнорировать, на основании заключения об оценке помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении № 47, данного Комиссией от 20.04.2023 № 5 и распоряжения заместителя главы Администрации г. Челябинска № 5907-а от 05.05.2023 многоквартирный дом
<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, бездействие Кочерещенко А.И. вследствие небрежного отношения к службе и неисполнение им возложенных на него должностных обязанностей не обеспечил организацию работы Комиссии об оценке жилых помещений <адрес> для дальнейшего признания его аварийным и подлежащим сносу, а жилых помещений в нем непригодными для проживания, при наличии к тому законных оснований, повлекло существенное нарушение прав жителей дома
№ <адрес> <адрес>, а именно:
- право на безопасные условия проживания в жилом доме, закрепленного ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации и собственника нежилого помещения, в том числе права свободно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, гарантированного ст. 35 Конституции Российской Федерации; а также охраняемых законом интересов государства, обязанного в лице органов государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления гарантированного ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище и обеспечить установленное ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации право граждан на безопасное жилье.
- право предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, новые жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди, в том числе их права на жилище, закрепленного
ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации;
Кроме того, ненадлежащее исполнение Кочерещенко А.И. своих должностных обязанностей повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, что выразилось:
- в дискредитации и подрыве авторитета Администрации города Челябинска, в связи с формированием общественного мнения среди граждан о низкой эффективности выполнения должностными лицами органов местного самоуправления возложенных на них задач;
- в подтверждении негативного мнения о вседозволенности должностных лиц органов местного самоуправления, использующих в своих личных интересах занимаемые ими должности и служебные полномочия вопреки интересам службы.
Тем самым, бездействием Кочерещенко А.И. были нарушены права и законные интересы жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, в том числе проживающих в муниципальных жилых помещениях, а также права неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения и пребывания вблизи вышеуказанного дома, что противоречит требованиям федерального законодательства, а также не соответствует приоритетным направлениям государственной политики, определенным Президентом РФ.
Данные действия Кочерещенко А.И. органом предварительного следствия квалифицированы по ч. 1 ст. 293 УК РФ, как халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностей по должности, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый и его защитник заявили о проведении предварительного слушания, в письменном заявлении просили прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении Кочерещенко А.И. в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
В судебном заседании обвиняемый Кочерещенко А.И., его защитник адвокат Сафиев Ю.А. поддержали данное заявление, просили о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности привлечения Кочерещенко А.И. к уголовной ответственности. Обвиняемый Кочерещенко А.И. согласился с предъявленным ему обвинением.
Потерпевшие Потерпевший №2, Потерпевший №16 разрешение ходатайства обвиняемого и его защитника оставили на усмотрение суда.
Помощник прокурора не возражала против прекращения уголовного дела в отношении Кочерещенко А.И. в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы уголовного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести.
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления небольшой тяжести истекло два года.
Учитывая, что преступление в котором обвиняется Кочерещенко А.И., совершено в период с 05.08.2021 по 16.08.2021, то срок давности привлечения Кочерещенко А.И. к уголовной ответственности истек, поскольку прошло более 2 лет.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 27 УПК РФ, уголовное дело и уголовное преследование подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, если против этого не возражает обвиняемый.
Последствия прекращения уголовного преследования и уголовного дела по данному основанию, не являющимся реабилитирующим, обвиняемому Кочерещенко А.И. судом разъяснены, обвиняемый на своем ходатайстве о прекращении уголовного преследования настаивал.
Таким образом, уголовное преследование и уголовное дело в отношении Кочерещенко А.И. по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, в соответствии с п. 1 ст. 254 УПК РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Данное решение не нарушает права потерпевших, поскольку они могут его оспорить в установленном процессуальным законом порядке; защитить свои права и законные интересы в порядке гражданского судопроизводства с учетом правил о сроках исковой давности.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Разрешая вопрос о вещественных доказательствах по делу, суд руководствуется требованиями ст.ст. 81, 82 УПК РФ.
Руководствуясь статьями 24, 27, 254, 256 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л :
в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 УПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 27 УПК РФ прекратить уголовное преследование и уголовное дело в отношении КОЧЕРЕЩЕНКО Александра Ипполитовича, по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Меру пресечения в отношении Кочерещенко А.И. до вступления постановления в законную силу оставить без изменения, в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, после чего отменить.
Вещественные доказательства по данному уголовному делу после вступления постановления в законную силу:
документацию, относящуюся к жилому дому <адрес> на 52 листах, хранящуюся в камере хранения вещественных доказательств следственного отдела по Ленинскому району г. Челябинск СУ СК России по Челябинской области, вернуть по принадлежности в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска;
ответ управления жилищно-коммунального хозяйства от 16.08.2021, данный Кочерещенко А.И.; заявление от Главного управления «Государственная жилищная инспекция» от 03.08.2021; акт № 1507 от 03.08.2021, выполненный Государственной жилищной инспекцией Челябинского территориального отдела, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств следственного отдела по Ленинскому району г.Челябинск СУ СК России по Челябинской области, вернуть по принадлежности в Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Челябинска.
Постановление может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Челябинского областного суда в течение 15 суток со дня провозглашения, через Советский районный суд г. Челябинска.
Кочерещенко А.И. вправе ходатайствовать о своем участии в суде апелляционной инстанции при подаче апелляционной жалобы, представления, о чем указывается в его апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.
Председательствующий Ю.Ю. Высоких