Судебный акт #1 (Решение) по делу № 77-368/2024 от 06.03.2024

    Судья Крюченкова А.О.                                УИД 16RS0047-01-2023-006458-62

Дело № 12-42/2024

Дело № 77-368/2024

РЕШЕНИЕ

    3 апреля 2024 года                                                                            город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Габдеевой Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Мусина Аделя Салаватовича на решение судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан                                 от 19 февраля 2024 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав               Мусина А.С., судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением военного комиссара Кировского и Московского районов города Казани Республики Татарстан Капотова А.Г. № 15/23                         от 7 декабря 2023 года Мусин Адель Салаватович привлечен                                      к административной ответственности по статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту –               КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа                    в размере 30 000 рублей.

Не согласившись вынесенным постановлением, Мусин А.С.                    обжаловал акт должностного лица в Кировский районный суд                           города Казани Республики Татарстан.

Решением судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 февраля 2024 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан,                  Мусин А.С. просит отменить постановление должностного лица                               и решение районного суда.

Суд приходит к следующему.

Согласно статье 21.5 КоАП РФ, в редакции, действовавшей на момент события административного правонарушения,

1.Неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

3. Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

4. Несообщение в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

В части 3 статьи 26.2 КоАП РФ законодатель исключил возможность использования доказательств, в том числе и протокола об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ) и представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, в котором определяются границы административного правонарушения, за которые выходить недопустимо.

Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности, и потому его процессуальная неприемлемость исключает возможность дальнейшего производства по делу.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела, в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении № 1/15/2023, составленный 7 декабря 2023 года военным комиссаром Кировского и Московского районов города Казани Республики Татарстан Капотовым А.Г. по статье 21.5 КоАП РФ в отношении Мусина А.С., содержит ряд процессуальных недостатков, лишающих его доказательственной силы.

Федеральным законом от 31 июля 2023 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены изменения, в том числе, и в содержание статьи 21.5 КоАП РФ, изложенной в новой редакции.

С 1 октября 2023 года, указанные изменения вступили в законную силу. Тем самым статья 21.5 КоАП РФ на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мусина А.С. к административной ответственности (26 октября 2023 года), действовала в новой редакции. Эти изменения не были учтены должностным лицом ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при вынесении постановления о привлечении Мусина А.С. к административной ответственности.

Судьей районного суда дело об административном правонарушении в отношении Мусина А.С. рассмотрено также по статье 21.5 КоАП РФ, хотя закон в этой редакции уже утратил к тому моменту свою силу.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении, составленным должностным лицом, никаким образом не изложена объективная сторона правонарушения, совершенного Мусиным А.С., лишь указано, что он совершил административное правонарушение по статье 21.5 КоАП РФ, а это не позволяет уяснить обвинение, предъявленное лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении при таких обстоятельствах является недопустимым доказательством и не мог быть положен в основу постановления о привлечении Мусина А.С. к ответственности.

Указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными, но они не были приняты во внимание судьей районного суда при рассмотрении жалобы Мусина А.С. на постановление.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление военного комиссара Кировского и Московского районов города Казани Республики Татарстан № 15/23 от 7 декабря 2023 года,                           решение судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Мусина               Аделя Салаватовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.

Жалобу Мусина Аделя Салаватовича удовлетворить.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Судья:

77-368/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Мусин Адель Салаватович
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Мавляветдинов Ирек Мухаметович
Статьи

ст.21.5 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--tat.sudrf.ru
06.03.2024Материалы переданы в производство судье
03.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024Дело оформлено
12.04.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее