Дело №2-525/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт.Грибановский |
27 ноября 2019 года |
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего-судьи Карповой И.С.,
при секретаре Некрыловой Н.А.,
с участием:
представителя истца Галейченко Д.А.,
представителей ответчика Труфановой Е.А., Чеботковой М.В.,
представителя третьих лиц Крылова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, Грибановскому муниципальному унитарному предприятия «Коммунальщик» о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах (далее – Управление Роспотребнадзора), действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области (далее – районная администрация), администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее – администрация поселка), Грибановскому муниципальному унитарному предприятию (далее - ГМУП «Коммунальщик»), указывая следующее.
04.10.2019г. в Роспотребнадзор поступило заявление общественного инспектора по охране окружающей среды о том, что между <адрес> зафиксирована несанкционированная свалка, состоящая из бытовых отходов, строительного мусора, покрышек, трупов животных, слива фекалий и прочего, продолжительностью около 3 км, свалка постоянно самовозгорается. Указанным лицом был составлен акт №2 о наличии признаков экологического правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства РФ в области охраны окружающей среды, совершенного неустановленным лицом. Правонарушение зафиксировано с применением специального технического средства - газоанализатора. Согласно протоколу №1 от 02.10.2019г. исследований атмосферного воздуха на территории городского поселения Грибановское, концентрация оксида углерода составила 6,7, диоксида серы – 1,4; аммиака – 4,3.
Постановлением районной администрации от 13.10.1992г. №228 с целью строительства полигона бытовых отходов земельный участок площадью 11,1 га был предоставлен управлению жилищно-коммунального хозяйства; в 2014г. земельный участок с кадастровым номером № внесен в реестр собственности Грибановского муниципального района; с 2007г. указанный земельный участок использует ГМУП «Коммунальщик».
Дальнейшее размещение несанкционированной свалки может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения, оказанию отрицательного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду, это нарушает права и законные интересы неопределенного круга жителей района.
Данные нарушения были допущены в связи с отсутствием должного контроля со стороны должностных лиц администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области и ГМУП «Коммунальщик» за соблюдением действующего законодательства.
С учетом уточнений, поскольку истцу стали известны новые факты о предположительном вхождении администрации Грибановского муниципального района Воронежской области в программу по рекультивации свалок, Управление Роспотребнадзора просит суд обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области, администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, как учредителя ГМУП «Коммунальщик» и ГМУП «Коммунальщик» рекультивировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: <адрес> №, площадью 111000 кв.м, разрешенное использование: строительство полигона бытовых отходов и автодороги-подъезда к нему, в течение трех лет со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Галейченко Д.А., действующий на основании доверенности №410/09 от 26.11.2019г. (л.д.59), исковые требования (с учетом уточнений) поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Труфанова Е.А., действующая на основании доверенности №8-юр от 17.10.2019г. (л.д.61), в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и пояснила, что администрацией Грибановского муниципального района предпринимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений, а именно, между Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области 28.03.2019г. заключено соглашение «О предоставлении в 2019г. субсидии бюджету администрации Грибановского муниципального района Воронежской области». В соответствии с указанным соглашением из бюджета Воронежской области в 2019г. бюджету Грибановского муниципального района предоставлена субсидия на софинансирование мероприятия «Рекультивация несанкционированной свалки в Грибановском муниципальном районе на земельном участке №». Для реализации мероприятий администрацией Грибановского муниципального района 27.06.2019г. заключен муниципальный контракт №№ на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию указанной свалки с ООО «СтройПро Девелопмент». Уточненные исковые требования районная администрация признает в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные статьями 39, 173 ГПК РФ разъяснены и понятны.
Представитель ответчика – администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Чеботкова М.В., действующая на основании доверенности №13-юр, от 27.11.2019г (л.д.63), исковые требования также признала, пояснив, что мероприятия по рекультивации будут произведены.
Представитель ответчиков - администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области и ГМУП «Коммунальщик» Крылов В.М., действующий на основании доверенности №9 от 11.01.2019г., выданной главой администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Титовым И.В. (л.д.65) и доверенности от 20.11.2019г., выданной директором ГМУП «Коммунальщик» С.В. Чёпоровым (л.д.66), возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что у администрации Грибановского городского поселения отсутствуют полномочия по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, так как данные полномочия относятся к компетенции администрации Грибановского муниципального района, а потому администрация поселка и ГМУП «Коммунальщик» является ненадлежащими ответчиками по делу.
Выслушав пояснения представителя участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Как следует из части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что исковое заявление о понуждении к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки, предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, в связи с несоблюдением ответчиком санитарно-эпидемиологического, экологического законодательства, и законодательства об охране окружающей среды, а также с не разработкой и не проведением необходимых мероприятий по предотвращению размещения несанкционированной свалки строительных и бытовых отходов, что свидетельствует об отсутствии экономического спора, суд приходит к выводу, что настоящее дело не носит экономического характера и подведомственно суду общей юрисдикции.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащиты права, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, что соответственно относится к компетенции администрации Грибановского муниципального района Воронежской области.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель
В силу статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89 «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии со статьей 11 указанного выше Закона запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно части 5 статьи 12 указанного Закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Неприятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 46 ГПК РФ, статей 50 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области №722 от 10.07.2012 г. с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.09.2013г. № 685, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах имеет право на предъявление исков в суд о нарушении санитарного законодательства, действуя при этом в защиту прав и неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (абзац 2 статьи 8).
Как установлено судом, общественным инспектором по охране окружающей среды ФИО1. (удостоверение №№, выдано Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области) в рамках осуществления экологического контроля выявлены признаки состава экологического правонарушения: несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов, расположенная на территории между <адрес>, состоящая из бытовых отходов, строительного мусора, покрышек, трупов животных, слива фекалий, продолжительностью 3 км, свалка постоянно самовозгорается, о чем 02.10.2019г. в 14-10 часов составлен соответствующий акт о наличии признаков экологического правонарушения (л.д.19-20).
Указанное правонарушение было зафиксировано с применением специальных технических средств: газоанализатора Геолан – 1П, ТУ 4215-69737582-2014, заводской номер 240, дата выпуска 12.08.2019г., государственный реестр №60202-15, свидетельство о поверке №8152 от 12.08.2019г.; фотоаппарата сони-альфа 6300, фотоматериалы приложены к акту (л.д.22-27).
Согласно протоколу №1 от 02.10.2019г. исследований атмосферного воздуха на территории городского поселения Грибановское при помощи газоанализатора в месте отбора проб (51.438985, 41.875222) концентрация оксида углерода составила 6,7 при значении МДКмр /ПДКсс 5/3; концентрация диоксида серы составила 1,4 при значении МДКмр /ПДКсс 0,5/0,05; концентрация аммиака составила 4,3, при значении МДКмр /ПДКсс 02/0,04 (л.д.21).
04.10.2019г. общественный инспектор обратилась в Управление Роспотребнадзора (вх. №13960/ж-2019) с жалобой на несанкционированную свалку, содержащей просьбу провести проверку по данному факту (л.д.15-16).
Содержащиеся в акте, протоколе сведения подтверждены материалами дела, их достоверность никем не опровергнута.
С учетом изложенного выше, пояснений участников процесса, суд приходит к выводу, что дальнейшее размещение несанкционированной свалки может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения, оказанию отрицательного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду.
В рамках предварительной проверки в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области и администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области истцом 08.10.2019г. за № 36-00-09/16-376-2019 был направлен запрос о предоставлении информации о наименовании и реквизитах правового акта, которым выделен указанный земельный участок для размещения свалки, наименовании организации, осуществляющей эксплуатацию свалки и месте утилизации (временного хранения) жидких и твердых отходов на территории населенных пунктов Грибановского муниципального района (л.д.28).
Согласно сообщению администрации поселения от 15.10.2019г. №1324, участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям муниципальных районов, в связи с чем, администрация Грибановского городского поселения запрашиваемой информацией не обладает (л.д.29).
Как следует из ответа районной администрации от 15.10.2019г. №5336, постановлением администрации Грибановского района от 13.10.1992г. №228 с целью строительства полигона бытовых отходов земельный участок площадью 11,1 га был представлен управлению жилищно-коммунального хозяйства. В 2014г. постановлением администрации Грибановского муниципального района от 28.01.2014г. №58 земельный участок с кадастровым номером № внесен в Реестр собственности Грибановского муниципального района. С 2007г. указанный выше земельный участок использует ГМУП «Коммунальщик», функции и полномочия учредителя которого осуществляет администрация Грибановского городского поселения, как площадку для накопления коммунальных отходов. Мест утилизации (временного хранения) жидких и твердых отходов на территории населенного пункта нет (л.д.30).
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества Грибановского муниципального района Воронежской области №3 от 13.11.2019г. указанный земельный участок находится в муниципальной собственности, собственником значится Грибановский муниципальный район (л.д.45).
Согласно выписке из ЕГРН от 31.10.2019г., право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, № № зарегистрировано за Грибановским муниципальным районом Воронежской области (номер регистрации: №, дата регистрации: 11.02.2014г., л.д.73-85).
Предъявляя требования к администрации Грибановского городского поселения, истец ссылается на то, что администрация является учредителем ГМУП «Коммунальщик». Как следует из отзыва на иск администрации повеления от 08.11.2019г. (л.д.40-41), в соответствии со статьями 48,49 ГК РФ, статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие самостоятельно приобретает и осуществляет имущественные права и несет возложенные на нее обязанности юридического лица, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судах. Права собственника имущества унитарного предприятия, согласно статье 20 названного Закона, ограничены общим руководством деятельностью, организационными и контрольными полномочиями. Собственнику имущества законом не представлено право понуждать унитарное предприятие совершить сделки или заключать договора (статьи 421 ГК РФ), необходимые ему для осуществления своей хозяйственной деятельности. Данные положения закреплены в Уставе ГМУП «Коммунальщик. Истец ссылается на то, что ГМУП «Коммунальщик» с 2007г. использует вышеназванный земельный участок, как площадку для накопления коммунальных отходов. В соответствии со статьей 39.10 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование осуществляется на основании заключения договоров (пункт 1 части 2 статьи 39.9 ЗК РФ) на срок до одного года с соблюдением требований, предусмотренных главой 28 ГК РФ. Договорные отношения между собственником земельного участка и ГМУП «Коммунальщик» были прекращены в 2015г. С 2016г. договора на использование спорного земельного участка ГМУП «Коммунальщик» не заключались.
Доводы ответчика об отсутствии договорных отношений между унитарным предприятием и районной администрацией относительно передачи в пользование земельного участка никем не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлено.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований к администрации Грибановского городского поселения и ГМУП «Коммунальщик» надлежит отказать.
Принимая во внимание положения пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Указанный земельный участок (функционирующий с 1970 года) создавался Грибановским районом как участок складирования бытовых отходов собираемых на территории района. В последующем земельный участок, с присвоением кадастрового номера, был сформирован с целью строительства полигона бытовых отходов на территории Грибановского муниципального района Воронежской области.
Являясь собственником земельного участка, администрация Грибановского муниципального района Воронежской области имеет все права и несет всю ответственность за его содержание.
Кроме того, представитель ответчика – администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Труфанова Е.А. исковые требования признала в полном объеме. Признание иска ответчиком занесено в протокол судебного заседания и оформлено отдельным заявлением (л.д.91). В силу статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Судом ответчику разъяснены последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ, о чем имеется письменная расписка в материалах дела.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не установлено причин, препятствующих принятию признания иска, оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, в связи с чем, принимается судом.
В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах, - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области рекультивировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: <адрес> №, площадью 111 000 кв.м, разрешенное использование: для строительства полигона бытовых отходов и автодороги-подъезда к нему, кадастровый номер №, в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29.11.2019 г.
Председательствующий: п/п И.С. Карпова
Копия верна: Судья И.С. Карпова
Секретарь
Дело №2-525/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт.Грибановский |
27 ноября 2019 года |
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего-судьи Карповой И.С.,
при секретаре Некрыловой Н.А.,
с участием:
представителя истца Галейченко Д.А.,
представителей ответчика Труфановой Е.А., Чеботковой М.В.,
представителя третьих лиц Крылова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, Грибановскому муниципальному унитарному предприятия «Коммунальщик» о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах (далее – Управление Роспотребнадзора), действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области (далее – районная администрация), администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее – администрация поселка), Грибановскому муниципальному унитарному предприятию (далее - ГМУП «Коммунальщик»), указывая следующее.
04.10.2019г. в Роспотребнадзор поступило заявление общественного инспектора по охране окружающей среды о том, что между <адрес> зафиксирована несанкционированная свалка, состоящая из бытовых отходов, строительного мусора, покрышек, трупов животных, слива фекалий и прочего, продолжительностью около 3 км, свалка постоянно самовозгорается. Указанным лицом был составлен акт №2 о наличии признаков экологического правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства РФ в области охраны окружающей среды, совершенного неустановленным лицом. Правонарушение зафиксировано с применением специального технического средства - газоанализатора. Согласно протоколу №1 от 02.10.2019г. исследований атмосферного воздуха на территории городского поселения Грибановское, концентрация оксида углерода составила 6,7, диоксида серы – 1,4; аммиака – 4,3.
Постановлением районной администрации от 13.10.1992г. №228 с целью строительства полигона бытовых отходов земельный участок площадью 11,1 га был предоставлен управлению жилищно-коммунального хозяйства; в 2014г. земельный участок с кадастровым номером № внесен в реестр собственности Грибановского муниципального района; с 2007г. указанный земельный участок использует ГМУП «Коммунальщик».
Дальнейшее размещение несанкционированной свалки может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения, оказанию отрицательного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду, это нарушает права и законные интересы неопределенного круга жителей района.
Данные нарушения были допущены в связи с отсутствием должного контроля со стороны должностных лиц администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области и ГМУП «Коммунальщик» за соблюдением действующего законодательства.
С учетом уточнений, поскольку истцу стали известны новые факты о предположительном вхождении администрации Грибановского муниципального района Воронежской области в программу по рекультивации свалок, Управление Роспотребнадзора просит суд обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области, администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, как учредителя ГМУП «Коммунальщик» и ГМУП «Коммунальщик» рекультивировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: <адрес> №, площадью 111000 кв.м, разрешенное использование: строительство полигона бытовых отходов и автодороги-подъезда к нему, в течение трех лет со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Галейченко Д.А., действующий на основании доверенности №410/09 от 26.11.2019г. (л.д.59), исковые требования (с учетом уточнений) поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Труфанова Е.А., действующая на основании доверенности №8-юр от 17.10.2019г. (л.д.61), в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и пояснила, что администрацией Грибановского муниципального района предпринимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений, а именно, между Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области 28.03.2019г. заключено соглашение «О предоставлении в 2019г. субсидии бюджету администрации Грибановского муниципального района Воронежской области». В соответствии с указанным соглашением из бюджета Воронежской области в 2019г. бюджету Грибановского муниципального района предоставлена субсидия на софинансирование мероприятия «Рекультивация несанкционированной свалки в Грибановском муниципальном районе на земельном участке №». Для реализации мероприятий администрацией Грибановского муниципального района 27.06.2019г. заключен муниципальный контракт №№ на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию указанной свалки с ООО «СтройПро Девелопмент». Уточненные исковые требования районная администрация признает в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные статьями 39, 173 ГПК РФ разъяснены и понятны.
Представитель ответчика – администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Чеботкова М.В., действующая на основании доверенности №13-юр, от 27.11.2019г (л.д.63), исковые требования также признала, пояснив, что мероприятия по рекультивации будут произведены.
Представитель ответчиков - администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области и ГМУП «Коммунальщик» Крылов В.М., действующий на основании доверенности №9 от 11.01.2019г., выданной главой администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Титовым И.В. (л.д.65) и доверенности от 20.11.2019г., выданной директором ГМУП «Коммунальщик» С.В. Чёпоровым (л.д.66), возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что у администрации Грибановского городского поселения отсутствуют полномочия по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, так как данные полномочия относятся к компетенции администрации Грибановского муниципального района, а потому администрация поселка и ГМУП «Коммунальщик» является ненадлежащими ответчиками по делу.
Выслушав пояснения представителя участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Как следует из части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что исковое заявление о понуждении к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки, предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, в связи с несоблюдением ответчиком санитарно-эпидемиологического, экологического законодательства, и законодательства об охране окружающей среды, а также с не разработкой и не проведением необходимых мероприятий по предотвращению размещения несанкционированной свалки строительных и бытовых отходов, что свидетельствует об отсутствии экономического спора, суд приходит к выводу, что настоящее дело не носит экономического характера и подведомственно суду общей юрисдикции.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащиты права, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, что соответственно относится к компетенции администрации Грибановского муниципального района Воронежской области.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель
В силу статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89 «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии со статьей 11 указанного выше Закона запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно части 5 статьи 12 указанного Закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Неприятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 46 ГПК РФ, статей 50 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области №722 от 10.07.2012 г. с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.09.2013г. № 685, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах имеет право на предъявление исков в суд о нарушении санитарного законодательства, действуя при этом в защиту прав и неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (абзац 2 статьи 8).
Как установлено судом, общественным инспектором по охране окружающей среды ФИО1. (удостоверение №№, выдано Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области) в рамках осуществления экологического контроля выявлены признаки состава экологического правонарушения: несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов, расположенная на территории между <адрес>, состоящая из бытовых отходов, строительного мусора, покрышек, трупов животных, слива фекалий, продолжительностью 3 км, свалка постоянно самовозгорается, о чем 02.10.2019г. в 14-10 часов составлен соответствующий акт о наличии признаков экологического правонарушения (л.д.19-20).
Указанное правонарушение было зафиксировано с применением специальных технических средств: газоанализатора Геолан – 1П, ТУ 4215-69737582-2014, заводской номер 240, дата выпуска 12.08.2019г., государственный реестр №60202-15, свидетельство о поверке №8152 от 12.08.2019г.; фотоаппарата сони-альфа 6300, фотоматериалы приложены к акту (л.д.22-27).
Согласно протоколу №1 от 02.10.2019г. исследований атмосферного воздуха на территории городского поселения Грибановское при помощи газоанализатора в месте отбора проб (51.438985, 41.875222) концентрация оксида углерода составила 6,7 при значении МДКмр /ПДКсс 5/3; концентрация диоксида серы составила 1,4 при значении МДКмр /ПДКсс 0,5/0,05; концентрация аммиака составила 4,3, при значении МДКмр /ПДКсс 02/0,04 (л.д.21).
04.10.2019г. общественный инспектор обратилась в Управление Роспотребнадзора (вх. №13960/ж-2019) с жалобой на несанкционированную свалку, содержащей просьбу провести проверку по данному факту (л.д.15-16).
Содержащиеся в акте, протоколе сведения подтверждены материалами дела, их достоверность никем не опровергнута.
С учетом изложенного выше, пояснений участников процесса, суд приходит к выводу, что дальнейшее размещение несанкционированной свалки может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения, оказанию отрицательного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду.
В рамках предварительной проверки в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области и администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области истцом 08.10.2019г. за № 36-00-09/16-376-2019 был направлен запрос о предоставлении информации о наименовании и реквизитах правового акта, которым выделен указанный земельный участок для размещения свалки, наименовании организации, осуществляющей эксплуатацию свалки и месте утилизации (временного хранения) жидких и твердых отходов на территории населенных пунктов Грибановского муниципального района (л.д.28).
Согласно сообщению администрации поселения от 15.10.2019г. №1324, участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям муниципальных районов, в связи с чем, администрация Грибановского городского поселения запрашиваемой информацией не обладает (л.д.29).
Как следует из ответа районной администрации от 15.10.2019г. №5336, постановлением администрации Грибановского района от 13.10.1992г. №228 с целью строительства полигона бытовых отходов земельный участок площадью 11,1 га был представлен управлению жилищно-коммунального хозяйства. В 2014г. постановлением администрации Грибановского муниципального района от 28.01.2014г. №58 земельный участок с кадастровым номером № внесен в Реестр собственности Грибановского муниципального района. С 2007г. указанный выше земельный участок использует ГМУП «Коммунальщик», функции и полномочия учредителя которого осуществляет администрация Грибановского городского поселения, как площадку для накопления коммунальных отходов. Мест утилизации (временного хранения) жидких и твердых отходов на территории населенного пункта нет (л.д.30).
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества Грибановского муниципального района Воронежской области №3 от 13.11.2019г. указанный земельный участок находится в муниципальной собственности, собственником значится Грибановский муниципальный район (л.д.45).
Согласно выписке из ЕГРН от 31.10.2019г., право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, № № зарегистрировано за Грибановским муниципальным районом Воронежской области (номер регистрации: №, дата регистрации: 11.02.2014г., л.д.73-85).
Предъявляя требования к администрации Грибановского городского поселения, истец ссылается на то, что администрация является учредителем ГМУП «Коммунальщик». Как следует из отзыва на иск администрации повеления от 08.11.2019г. (л.д.40-41), в соответствии со статьями 48,49 ГК РФ, статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие самостоятельно приобретает и осуществляет имущественные права и несет возложенные на нее обязанности юридического лица, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судах. Права собственника имущества унитарного предприятия, согласно статье 20 названного Закона, ограничены общим руководством деятельностью, организационными и контрольными полномочиями. Собственнику имущества законом не представлено право понуждать унитарное предприятие совершить сделки или заключать договора (статьи 421 ГК РФ), необходимые ему для осуществления своей хозяйственной деятельности. Данные положения закреплены в Уставе ГМУП «Коммунальщик. Истец ссылается на то, что ГМУП «Коммунальщик» с 2007г. использует вышеназванный земельный участок, как площадку для накопления коммунальных отходов. В соответствии со статьей 39.10 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование осуществляется на основании заключения договоров (пункт 1 части 2 статьи 39.9 ЗК РФ) на срок до одного года с соблюдением требований, предусмотренных главой 28 ГК РФ. Договорные отношения между собственником земельного участка и ГМУП «Коммунальщик» были прекращены в 2015г. С 2016г. договора на использование спорного земельного участка ГМУП «Коммунальщик» не заключались.
Доводы ответчика об отсутствии договорных отношений между унитарным предприятием и районной администрацией относительно передачи в пользование земельного участка никем не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлено.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований к администрации Грибановского городского поселения и ГМУП «Коммунальщик» надлежит отказать.
Принимая во внимание положения пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Указанный земельный участок (функционирующий с 1970 года) создавался Грибановским районом как участок складирования бытовых отходов собираемых на территории района. В последующем земельный участок, с присвоением кадастрового номера, был сформирован с целью строительства полигона бытовых отходов на территории Грибановского муниципального района Воронежской области.
Являясь собственником земельного участка, администрация Грибановского муниципального района Воронежской области имеет все права и несет всю ответственность за его содержание.
Кроме того, представитель ответчика – администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Труфанова Е.А. исковые требования признала в полном объеме. Признание иска ответчиком занесено в протокол судебного заседания и оформлено отдельным заявлением (л.д.91). В силу статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Судом ответчику разъяснены последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ, о чем имеется письменная расписка в материалах дела.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не установлено причин, препятствующих принятию признания иска, оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, в связи с чем, принимается судом.
В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах, - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области рекультивировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: <адрес> №, площадью 111 000 кв.м, разрешенное использование: для строительства полигона бытовых отходов и автодороги-подъезда к нему, кадастровый номер №, в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29.11.2019 г.
Председательствующий: п/п И.С. Карпова
Копия верна: Судья И.С. Карпова
Секретарь