Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-169/2019 от 25.07.2019

Дело № 12-169/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 августа 2018 года                                                           г. Горно-Алтайск

Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Сумачаков И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу исполнительного директора ООО «Экобезопасность» Красильникова И.В. на постановление заместителя начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республики Алтай Бабышева А.С. от 01 июля 2019 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республики Алтай Бабышева А.С. от 01 июля 2019 года ООО «Экобезопасность» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, исполнительным директором ООО «Экобезопасность» Красильниковым И.В. подана жалоба о его изменении в части назначения административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение по тем основаниям, что общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Общество с 2009 г. оказывает экологические услуги в сфере природоохранного законодательства для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, формирует экологические отчеты, ранее всегда подавало экологическую отчетность в установленный законом срок, без нарушений, с соответствующей регистрацией в контролирующих надзорных органах. Умысел на совершение выявленного правонарушения отсутствовал, уплата страховых, экологических взносов была осуществлена ранее полностью и в срок. Вмененные нарушения являются формальными, не повлекшими за собой какого-либо вреда и наступления тяжких последствий, не может угрожать жизни и здоровью граждан и влиять на экологическую ситуацию, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Юридическое лицо ранее к административной ответственности по ст. 8.1, ст. 8.2 КоАП РФ не привлекалось.

При подаче жалобы исполнительным директором ООО «Экобезопасность» Красильниковым И.В. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в связи с пропуском срока по уважительной причине.

            Как следует из материалов дела, копия постановления по делу об административном правонарушении была вручена представителю юридического лица 08.07.2019 г. Жалоба на указанное постановление подана в десятисуточный срок (12.07.2019 г.) в Арбитражный суд Республики Алтай, однако определением Арбитражного суда Республики Алтай от 18.07.2019 г. заявителю отказано в принятии жалобы. Указанное определение получено ООО «Экобезопасность» почтовой связью 22.07.2019 г. В Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай жалоба подана 25.07.2019 г.

    При таких обстоятельствах судья полагает, что срок подачи жалобы защитником юридического лица был пропущен по уважительной причине, следовательно, он подлежит восстановлению, так как в обжалуемом постановлении не указан суд, в который может быть подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Зубина К.Г. в судебном заседании не оспаривала факт совершения административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ, просила заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Ведущий специалист эксперт отдела правового, кадрового обеспечения и профилактики коррупционных правонарушений Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республики Алтай Ошлаков А.С. в судебном заседании изменение постановления в части назначенного административного наказания оставил на усмотрение судьи.

Судья, выслушав участников процесса, изучив и проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает постановление подлежащим изменению в части назначения наказания по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ составляют действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пунктам 2 и 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Из п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Исходя из вышеприведенных норм обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов имеется у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.

В порядке ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании приказа и.о. руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 16.04.2019 г. в период времени с 17 мая 2019 г. по 20 мая 2019 г. Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай проведена внеплановая выездная проверка ООО «Экобезопасность» по адресу: Республика Алтай, Шебалинский район, с. Шебалино, урочище «Седлушка», полигон ТКО, код объекта II категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в целях предупреждения, выявления, пресечения нарушений требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки выявлены нарушения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории административно-производственного объединения 2 (Шебалинский район, Онгудайский район, Усть-Канский район, Усть-Коксинский район) ООО «Экобезопасность», имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 21.12.2015 со сроком действия «бессрочно» установленных обязательных требований в области обращения с отходами и охраны окружающей среды, а именно в нарушение ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1, 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2018 год представлен в Управление с нарушением установленного срока; в нарушение ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 6 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66, отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2018 год представлен в Управление с нарушением установленного срока; в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 5,18 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, учет в области обращения с отходами за 2018 год ведется не в установленном порядке; данные учета в области обращения с отходами за 2018 года имеют признаки недостоверности; в нарушение требований ч. 1 ст. 16, ч.1 ст. 16.1, ч.ч.2, 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г. внесена с нарушением установленного срока, о чем 24.05.2019 г. составлен акт проверки

По факту выявленных нарушений о представлении в Управление с нарушением установленных сроков отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2018 год, о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2018 год, ведения не в установленном порядке учета в области обращения с отходами за 2018 г., наличие в них признаков недостоверности в отношении ООО «Экобезопасность» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренных ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ, о чем составлен протокол по делу об административном правонарушении от 13.06.2019 г.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении от 13.06.2019 г., актом проверки от 24.05.2019 г., данными учета в области обращения с отходами ООО «Экобезопасность» за 1 квартал 2018 г., за 1 квартал 2019 г., отчетами об образовании, исполнении, обезвреживании и размещении отходов за 2018 г., об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на полигоне ТКО с. Шебалино «Седлушка» за 2018 г., отчетом о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду на полигоне ТБО с. Шебалино урочище «Седлушка» 2018 г., протоколами лабораторных испытаний от 2018 г.

Таким образом, совершенные ООО «Экобезопасность» деяния образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1. ст. 8.2 КоАП РФ.

01.07.2019 г. заместителем начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республики Алтай Бабышевым А.С. рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Экобезопасность», по делу вынесено постановление о назначении административного наказания

Вывод должностного лица о наличии в действиях ООО «Экобезопасность» состава административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и перечисленным выше доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно им исследовались и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ООО «Экобезопасность» нарушило требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, его действия правильно квалифицированы по ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Вместе с тем судья считает назначенное ООО «Экобезопасность» наказание в данном случае не отвечает принципам соразмерности и справедливости и целям наказания по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, дифференциация публично-правовой ответственности предопределяется конституционными требованиями справедливости и соразмерности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

Эти меры, устанавливаемые в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате совершенного противоправного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер наказания, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 21.05.2019 г. ООО «Экобезопасность» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Юридическое лицо ранее к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора) в области охраны окружающей среды и природопользования не привлекалось. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Положения ст. 30.7 КоАП РФ позволяют изменить постановление (решение), если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельства, поскольку назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено ст. 8.2 КоАП РФ, ООО «Экобезопасность» впервые привлекается к административной ответственности по ст. 8,1, ст. 8.2 КоАП РФ, отсутствует причинение вреда и возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, учитывая превентивную функцию административного наказания (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), судья полагает возможным изменить обжалуемое постановление в части назначения наказания и назначить ООО «Экобезопасность» административное наказание в виде предупреждения на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республики Алтай Бабышева А.С. от 01 июля 2019 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Экобезопасность» изменить в части назначения административного наказания, назначив ООО «Экобезопасность» административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление заместителя начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республики Алтай Бабышева А.С. от 01 июля 2019 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Экобезопасность» оставить без изменения, жалобу исполнительного директора ООО «Экобезопасность» Красильникова И.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный суд Республики Алтай.

    Судья                                                                                                      И.Н. Сумачаков

12-169/2019

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
ООО "Экобезопасность"
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Судья
Сумачаков Игорь Николаевич
Статьи

КоАП: ст. 8.1

Дело на странице суда
gorno-altaisky--ralt.sudrf.ru
26.07.2019Материалы переданы в производство судье
14.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
06.09.2019Вступило в законную силу
11.09.2019Дело оформлено
23.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее