Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-21/2024 (12-481/2023;) от 09.11.2023

<...>

дело № 12-21/2024

66RS0004-01-2023-008759-08

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 16 января 2024 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,

рассмотрев жалобу законного представителя – директора ООО «Экоменеджмент» Пардабаева А.Э. на постановление заместителя руководителя Росприроднадзора А. № 03-01-18/93-2023 от 20.10.2023, которым:

ООО «Экоменеджмент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.2, ч.10 ст. 8.2, ст. 8.1, ст.8.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя руководителя Росприроднадзора А. № 03-01-18/93-2023 от 20.10.2023 юридическое лицо – ООО «Экоменеджмент» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 статьи 8.2, ч.10 ст. 8.2, ст. 8.1, ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание с применением ч.2, 6 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250000 руб. в пределах санкции ч.10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе законный представитель ООО «Экоменеджмент» Пардабаев А.Э. просит назначенное наказание изменить, поскольку размер штрафа определен без учета положений ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы законный представитель ООО «Экоменеджмент», защитник Батурина К.А., представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Представителем Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Б. заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие должностного лица административного органа.

При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Судья, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с решением врио руководителя Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А. от 11.07.2023 № 867-РШ, в отношении ООО «Экоменджмент» (объект негативного воздействия на окружающую среду «участок обезвреживания отходов», код объекта 65-0166-000194-П, по адресу 624286, Свердловская область, рабочий поселок Малышева, зона № 3, Юго-восточная часть промплощадки, здание 5, земельный участок с кадастровым номером ***) проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 03.08.2023, выдано предписание №252-1 от 03.08.2023 об устранении выявленных нарушений и вынесено оспариваемое предписание.

По статье 8.5 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, образует сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

1. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно Приказу Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», утверждена форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению.

В ходе проведения настоящей проверки установлено, что ООО «Экоменеджмент» в соответствии с разработанной программой производственного экологического контроля, представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Участке обезвреживания отходов II-й категории (65-0166-000194-П) за 2022 год.

Вместе с тем, в представленном Отчете отсутствует раздел с результатами производственного контроля в области обращения с отходами.

Таким образом, ООО «Экоменеджмент» допустило нарушение, выразившееся в умышленном искажении информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

2. В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.п. 1, 9.1.4. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», Программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

Участок обезвреживания отходов (код 65-0166-000194-П) ООО «Экоменеджмент» является объектом негативного воздействия на окружающую среду (далее – объект НВОС) II категории (местонахождение объекта: Свердловская область, рп. Малышева, ул. Зона № 3 (промплощадка юго-восточная часть тер.), зд. 5).

Производственная деятельность объекта НВОС Участок обезвреживания отходов (код 65-0166-000194-П) связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Факт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в 2022 году от объекта НВОС Участок обезвреживания отходов (код 65-0166-000194-П) ООО «Экоменеджмент» подтверждается представленными отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2022 г. и государственным статистическим отчетом по форме 2-ТП (воздух) за 2022 год.

Согласно государственному статистическому отчету по форме № 2-ТП (воздух) за 2022 год по объекту НВОС (код 65-0166-000194-П) суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 596,924 тонн, из них 56,40423882 тонн – твердых веществ, 540,52012654 тонн – жидких и газообразных (преимущественно – диоксид серы, оксид углерода, оксид азота, летучие органические соединения (ЛОС), прочие газообразные и жидкие).

Для объекта НВОС (код 65-0166-000194-П) имеется отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и их источников для ООО «Экоменеджмент» 2019 года, утвержденный директором ООО «Экоменеджмент» А.Э. Пардабаевым и проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Выброс осуществляется на основании Декларации о воздействии на окружающую среду от 18.05.2023 № 9000486.

В рамках внеплановой выездной проверки специалистами испытательной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» (аттестат аккредитации ***) на объекте № 65-0166-000194-П ООО «Экоменеджмент» выполнен отбор промышленных выбросов в атмосферный воздух на источниках №№ 0003, 0004 (Протокол отбора проб промышленных выбросов от 20.07.2023 № 382ПВ), по результатам которых выявлены превышения на ист. № 0003 (Участок обезвреживания отходов, ЭПС, на выходе) по диАлюминий триоксид (в пересчете на алюминий) в 36 раз, по никель оксид (в пересчете на никель) в 1,8 раз, по марганцу и его соединениям (в пересчете на марганец (IV) оксид) в 319 раз, что подтверждается протоколом испытаний от 28.07.2023 № 190/23-ПВ(Е), экспертным заключением от 31.07.2023 № 2102.

В соответствии с «Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, диАлюминий триоксид, никель оксид, марганец и его соединения подлежат государственному учету и нормированию.

Кроме того, проведен анализ отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте НВОС Участок обезвреживания отходов (код 65-0166-000194-П) ООО «Экоменеджмент» за 2022 г., по результатам которого установлено, что производственный экологический контроль стационарных источников выбросов проводился инструментальным методом 17.01.2022.

В ходе проверки протоколы замеров не предоставлены, инструментальный контроль в 2022 году не проводился. Данный факт подтверждается пояснительной справкой от 25.07.2023 № 84.

Соответственно, данные, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля содержат искаженные сведения.

Таким образом, в нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации ООО «Экоменеджмент» на объекте Участок обезвреживания отходов (код 65-0166-000194-П) представляет искаженные сведения:

- в отчете ПЭК за 2022 год;

- в Декларации о воздействии на окружающую среду от 07.03.2023 № 9000486, на источнике № 0003 (Участок обезвреживания отходов, ЭПС, на выходе), допуская превышения нормативов предельно допустимых выбросов по диАлюминий триоксиду в 36 раз, по оксиду никеля в 1,7 раз, по марганцу и его соединениям в 319 раз.

По части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, образует действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21», контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

При натурном осмотре участка обезвреживания отходов, выявлены места несанкционированного складирования (накопления) различных предварительно не сортированных отходов, образованных в результате деятельности ООО «Экоменеджмент». Отходы складируются в местах, не предназначенных для их накопления.

Факт складирования (накопления) отходов в неустановленных местах подтверждён составленным в ходе проведения осмотра производственной территории ООО «Экоменеджмент» протоколом осмотра № 1 от 20 июля 2023 с приложением фототаблицы.

Согласно представленному Обществом «Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещения» (далее – ПНООЛР) утвержденного в 2022 году директором ООО «Экоменеджмент» Пардабаевым А.Э., складирование (накопление) отходов на данных площадка предприятия не предусмотрено ПНООЛР.

Таким образом, ООО «Экоменеджмент» допустило нарушение, выразившееся в бездействии, состоящим в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.

По части 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии с п. 7, п. 12, п. 15 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами: выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений; выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг; проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России. Класс опасности отходов, устанавливается в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО). Для отходов, не включенных в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица проводят работы по отнесению отходов к конкретному классу опасности с применением критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года включают в себя:

а) титульный лист, оформляемый в свободной форме;

б) сводные данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями № 2 (таблица 2) и № 3 (таблица 3) к настоящему Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В ходе проведенной выездной проверки ООО «Экоменеджмент» представлены в адрес Управления данные учёта в области обращения с отходами разработанные в соответствии с приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами» за 2022 год; 1 и 2 квартал 2023 года.

Вместе с тем, в ответ на Требование № 4 от 02.08.2023 Обществом представлен пояснения исх. 93 от 02.03.2023, согласно которым за запрашиваемый период квартальные журналы учета в области обращения с отходами за 2022 год не велись.

Таким образом, в нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации РФ ООО«Экоменеджмент» допускает неисполнение обязанности по ведению поквартального учета в области обращения с отходами, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

По статье 8.1 КоАП РФ.

В соответствии п. 1, п. 3 ст. 22, абз. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Согласно п. 45, 46, 49 Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств:

изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;

изменение объемов производства;

замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;

реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Также корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в случаях:

выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;

изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).

Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 45 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 46 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 3 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

1. Для объекта НВОС Участок обезвреживания отходов (код 65-0166-000194-П) ООО «Экоменеджмент» имеется разработанный отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу 2019 года, утвержденный директором ООО «Экоменеджмент» А.Э. Пардабаевым, на основании которого разработан проект предельно допустимых выбросов. Выброс осуществляется на основании Декларации о воздействии на окружающую среду от 18.05.2023 № 9000486.

В рамках внеплановой выездной проверки специалистами испытательной лаборатории ФГБУ«ЦЛАТИ по УФО» (аттестат аккредитации № RA.RU.21УФ02) на объекте НВОС Участок обезвреживания отходов (код 65-0166-000194-П) ООО «Экоменеджмент» выполнен отбор и анализ проб промышленных выбросов в атмосферный воздух (Протоколы отбора проб промышленных выбросов от 20.07.2023 № 382ПВ):

- Участок обезвреживания отходов. ЭПС, на выходе, ист. № 0003 на содержание Запыленности / Массового содержания взвешенных частиц, Алюминия, Ванадия, Кадмия, Марганца, Меди, Никеля, Свинца, Хрома, Кобальта, Диоксида азота (NO2), Оксида азота (NO), Диоксида серы (SO2), Оксида углерода (CO). Пробы на Бенз(а)пирен (ПНД Ф 13.1.76-15, отбор до 150°С), Серную кислоту (ФР. 1.31.2011. 11281, отбор до 50°C) не отобраны, так как температура газовоздушной смеси превышает допустимую по методикам. Точка отбора проб соответствуют требованиям ГОСТ 17.2.4.06-90.

- Участок обезвреживания отходов. Котел OLB-1000RD-R, на выходе, ист. № 0004 на Диоксида азота (NO2), Оксида азота (NO), Диоксида серы (SO2), Оксида углерода (СО).Точка отбора проб соответствуют требованиям ГОСТ 17.2.4.06-90.

На источниках № 0007 (Фортан 2) и № 0010 (Фортан 24) аэродинамические измерения и отбор проб не выполнены, так как источники не эксплуатировались в период проведения проверки.

По результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды (протоколы испытаний от 28.07.2023 № 190/23-ПВ(Е)), установлено наличие превышений максимально-разовых выбросов на ист. № 0003 (Участок обезвреживания отходов, ЭПС, на выходе): по диАлюминий триоксид (в пересчете на алюминий) в 36 раз, по никель оксид (в пересчете на никель) в 1,8 раз, по марганцу и его соединениям (в пересчете на марганец (IV) оксид) в 319 раз, что подтверждается протоколом испытаний от 28.07.2023 № 190/23-ПВ(Е), экспертным заключением от 31.07.2023 № 2102.

Фактические показатели выбросов по диАлюминий триоксиду, по марганцу и его соединениям на ист. № 0003 (Участок обезвреживания отходов, ЭПС), превышают более чем на 25% соответствующие максимально разовые показатели выбросов, указанные в отчете по инвентаризации.

В соответствии с «Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, диАлюминий триоксид, никель оксид, марганец и его соединения подлежат государственному учету и нормированию.

2. В рамках внеплановой выездной проверки проанализирована Декларация о воздействии на окружающую среду от 18.05.2023 № 9000486 и Инвентаризация ООО «Экоменеджмент» 2019 года, в результате чего выявлены следующие несоответствия с данными утвержденной инвентаризации, а именно:

Не совпадают нормативы:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

3. В ходе проверки не были предоставлены мероприятия, согласованные с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области для объекта НВОС Участок обезвреживания отходов (код 65-0166-000194-П) ООО «Экоменеджмент» в связи с их утратой (пояснительная справка от 25.07.2023 № 84, представленная ООО «Экоменеджмент»).

При проверке предприятием представлены журналы для записи предупреждений (оповещений) о неблагоприятных метеорологических условиях и принятых мерах по сокращению выбросов за 2022-2023 гг. для объекта НВОС (код 65-0166-000194-П) ООО «Экоменеджмент», анализ которых показал, что при наступлении НМУ не ведется должным образом учетная документация.

Согласно данным ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на территории Свердловской области с июля 2022 г. по декабрь 2022 г. было передано 12 предупреждений о наступлении НМУ, первой степени опасности. ООО «Экоменеджмент» не выполнило мероприятия по сокращению выбросов вовремя 12 периодов действия предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях первой степени опасности, а также данные предупреждения не были занесены в журнал для записи предупреждений (оповещений) о неблагоприятных метеорологических условиях.

Данная информация также подтверждается пояснительной справкой от 02.08.2023 № 92, представленной ООО «Экоменеджмент» по Требованию от 01.08.2023 № 3.

Таким образом, в нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации ООО «Экоменеджмент» не проводит мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий и регистрацию уведомлений периодов НМУ в полном объеме и предоставляет в Инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2019 г., разработанной для объекта негативного воздействия на окружающую среду - Участок обезвреживания отходов (код 65-0166-000194-П) искаженные сведения, а именно:

- допускает наличие превышений максимально-разовых выбросов на источнике № 0003 (Участок обезвреживания отходов, ЭПС, на выходе) по диАлюминий триоксиду в 36 раз; по оксиду никеля в 1,7 раз, по марганцу и его соединениям в 319 раз;

- нормативы по источникам № 0002 (Участок обезвреживания отходов, УРЛ-2М), № 0003 (Участок обезвреживания отходов, ЭПС) в Инвентаризации и Декларации не совпадают;

- присутствуют вещества, не указанные в Декларации на источнике № 0005 (Участок обезвреживания отходов, ЭПС); на источнике № 0011 (Участок обезвреживания отходов, шкаф лабораторный).

Факт нарушения ООО «Экоменеджмент» требований в области охраны окружающей среды подтвержден совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе протоколами об административных правонарушениях, составленными в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, актом выездной внеплановой проверки от 03.08.2023 №252, протоколом осмотра от 20.07.2023 №1 с приложением фототаблицы, требованиями о предоставлении документов №1 от 17.07.2023, №2 от 21.07.2023, №3 от 01.08.2023, ответом на требование о предоставлении документов, договором аренды земельного участка 31 АР от 09.01.2022, нормативами образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) «Производственная площадка п. Малышева», формой статистического наблюдения №2-ТП (воздух), декларацией о воздействии на окружающую среду, Программой ПЭК 2019 г., Отчетом об организации и о результатах осуществления ПЭК на Участок обезвреживания отходов (65-0166-000194-П) за 2022 г., Приказом №25/Э от 26.12.2022 «О мероприятиях в период НМУ», письмом исх. №71 от 15.07.2023 об утери материалов по регулированию выбросов в период НМУ, журналом регистрации прогнозов о НМУ и другими материалами проверки.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Нарушения, допущенные ООО «Экоменеджмент» правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 1 статьи 8.2, ч.10 ст. 8.2, ст. 8.1, ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами по делу. Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований подтверждают наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.

Вынося обжалуемое постановление, административный орган обоснованно пришел к выводу, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.

Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.

В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, оснований для отмены постановления не имеется.

Однако полагаю, что имеются основания для изменения постановления судьи в части размера назначенного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Экоменеджмент» является микропредприятием.

Учитывая положения ст. 4.1.2 КоАП РФ, считаю возможным изменить наказание, снизив размер штрафа до 40 000 рублей (в размере для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. № 03-01-18/93-2023 ░░ 20.10.2023, ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░░░░░ 8.2, ░.10 ░░. 8.2, ░░. 8.1, ░░.8.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.2, 6 ░░. 4.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250000 ░░░. ░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 40 000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

<...>

<...>

12-21/2024 (12-481/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "Экоменеджмент"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Евдокимова Татьяна Алексеевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--svd.sudrf.ru
09.11.2023Материалы переданы в производство судье
10.11.2023Истребованы материалы
22.11.2023Поступили истребованные материалы
01.12.2023Материалы переданы в производство судье
16.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
23.02.2024Вступило в законную силу
16.07.2024Дело оформлено
22.07.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее