Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-85/2022 от 04.04.2022

Дело № 12-85/2022

Судья: Семенов В.П.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

02 июня 2022 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника МУП ЖКХ Красноармейского района Моисеева П.С. на постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 14 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района,

установил:

постановлением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 14 марта 2022 года МУП ЖКХ Красноармейского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник МУП ЖКХ Красноармейского района Моисеев П.С. просит постановление судьи, отменить, считая его незаконным и необоснованным.

В обоснование жалобы указывает, что в протоколе юридическому лицу вменено невыполнение требований должностного лица, выразившихся в непредставлении истребуемых определением о продлении срока проведения административного расследования по делу сведений, между тем в материалах дела отсутствуют расписки представителей МУП ЖКХ о получении направленного в их адрес почтового отправления; об извещении предприятия о необходимости представления запрашиваемых документов, а также надлежащем извещении юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; на отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений об умышленном невыполнении требований должностного лица УФАС; истребуемые документы были представлены должностному лицу в декабре 2021 года, что подтверждается определением об отложении рассмотрения дела по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в котором указано, что «представителем МУП ЖКХ Красноармейского района представлены пояснения со ссылками на ранее представленные документы; отмечает, что в определениях не содержатся данные о том, какие конкретно сведения необходимо предоставить дополнительно; наличие умышленного неисполнения законного требования должностного лица УФАС не находит своего подтверждения. Также отмечает на отсутствие в определении сведений о привлечении к административной ответственности за непредставление истребованных сведений.

В судебном заседании и.о. директора МУП ЖКХ Красноармейского района Моисеев П.С. жалобу поддержал, указал, что истребование административным органом у предприятия одних и тех же сведений является избыточным; истребуемые сведения были представлены по первому запросу, в том числе пояснения предприятия. Пунктом 85 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 не предусмотрено составление каких-либо актов и справок, а также уведомлений лица о проведении проверки. Недостатки в выполнении технических условий выявлены путем выезда по адресу нахождения объекта. Э.В. не был выполнен пункт 1 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства извещения предприятия о необходимости представления документов, приложенная УФАС к материалам дела распечатка, не подтверждает факт получения уведомления по электронной почте.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав представителя УФАС по Чувашской Республике Иванину Ю.А., допросив 19 мая 2022 года свидетеля Э.В., пояснившего, что МУП ЖКХ по телефону сообщали ему, что техническое условие им не выполнено, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечении МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, явился факт непредставления сведений, истребованных определениями от 28 декабря 2021 года и от 14 января 2022 года в установленные сроки.

Делая вывод о виновности МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что, получив определение должностного лица об истребовании сведений по электронной почте от 29 декабря 2021 года и 17 января 2022 года (по почте 21 января 2022 г.), предприятие истребуемые документы и сведения в трехдневный срок не представило, законное требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, не выполнило.

Вместе с тем с выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ выражается в умышленном невыполнении законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Изучение материалов дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что в них не содержится доказательств, подтверждающих либо опровергающих тот факт, что МУП ЖКХ Красноармейского района было известно о вынесении должностным лицом УФАС указанного выше определения от 14 января 2022 года , а также о содержании этого требования, а, следовательно, о том, что у юридического лица имелся умысел на его невыполнение.

Между тем выяснение этого вопроса имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела, поскольку, как следует из содержания диспозиции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования должностного лица носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.

Из материалов дела следует, что определением начальника отдела товарных рынков УФАС по Чувашской Республике от 13 декабря 2021 года в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и принято решение о проведении административного расследования.

На основании ст. 26.10 КоАП РФ у МУП ЖКХ Красноармейского района истребованы: переписка с Э.В. относительно предмета спора, договор об осуществлении технологического присоединения от 23 августа 2021 года и технических условий к нему, пояснения на каждый довод заявителя, изложенный в определении.

Для представления сведений установлен трехдневный срок со дня получения определения (л.д.8).

Определением должностного лица УФАС по Чувашской Республике от 28 декабря 2021 года рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района отложено на 14 января 2022 года, одновременно у МУП ЖКХ Красноармейского района истребованы следующие сведения: документы, подтверждающие уведомление Э.В. о проведении проверки выполнения технических условий; документы, подтверждающие факт проведения указанной проверки; документы и пояснения, подтверждающие невыполнение п. 9 технических условий № 18 от 23 августа 2021 года Э.В. Для представления указанный сведений предоставлен трехдневный срок со дня получения определения (л.д. 9-10).

В соответствии с определением УФАС по Чувашской Республике от 28 декабря 2021 года врио директора МУП ЖКХ Красноармейского района Моисеев П.С. направил в адрес УФАС по Чувашской Республике ответ от 30 декабря 2021 года с предоставлением пояснений по делу, и приложением копий документов: уведомление Э.В. от 27 октября 2021 года о выполнении технических условий от 23 августа 2021 года; письмо от 17 ноября 2021 года МУП ЖКХ Красноармейского района о невыполнении п. 9 технических условий от 23 августа 2021 года и рекомендуемая схема контура заземления и выводы заземляющего провода к ЩУЭ; пояснения, подтверждающие невыполнение п. 9 технических условий. Указанные документы поступили в УФАС по Чувашской Республике 10 января 2022 года.

Определением руководителя УФАС по Чувашской Республике от 14 января 2022 года срок проведения административного расследования продлен на 1 месяц.

Определением начальника отдела товарных рынков УФАС по Чувашской Республике от 14 января 2022 года (исх. от 17.01.2022) рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района отложено на 28 января 2022 года, при этом указано, что представителем МУП ЖКХ Красноармейского района представлены пояснения со ссылками на ранее представленные документы, однако истребуемые документы представлены не в полном объеме, не представлены: уведомление Э.В. о проведении проверки выполнения технических условий; документы, подтверждающие факт проведения указанной проверки.

Указанным определением у предприятия истребованы копии документов подтверждающих уведомление Э.В. о проведении проверки выполнения технических условий; документов, подтверждающих факт проведения проверок выполнения технических условий. Для представления сведений установлен трехдневный срок со дня получения определения (л.д.12).

В материалах дела имеется уведомление, направленное на адрес электронной почты, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 16:49:00 отправлен документ с исходящим номером от 17 января 2022 года в адрес Э.В. и МУП ЖКХ Красноармейского района (л.д.13).

Электронный адрес, по которому административный орган направлял лицу, привлекаемое к административной ответственности, определение об истребовании сведений не указан. Отчета о доставке электронного сообщения, либо уведомления о его прочтении получателем административный орган в материалы дела не представил.

Вопреки указанию в протоколе и постановлении судьи о получении МУП ЖКХ Красноармейского района 21 января 2022 года определения от 17 января 2022 года посредством почтового отправления № , таких сведений в материалах дела не имеется.

Имеющийся в материалах дела отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № (л.д. 12,15), соотнести с адресом лица, которому он направлялся и процессуальными документами, направленными почтовыми отправлениями не представляется возможным. В материалах дела отсутствуют сведения о том, какой процессуальный документ, по какому адресу и когда был направлен адресату (в определении от 14 января 2022 года об истребовании сведений адрес направления корреспонденции не указан; в списке внутренних почтовых отправлений от 18 января 2022 года не указано, какой документ был направлен в МУП ЖХК Красноармейского района).

В материалах дела отсутствует почтовое уведомление о вручении предприятию почтовых отправлений (определения от 14 января 2022 года).

В этой связи заслуживают внимания доводы жалобы о неполучении предприятием определения об истребовании сведений от 14 января 2022 года.

На основании пункта 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

В соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении дела об административном правонарушении, должен проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, возражения, содержащиеся в отзыве по делу, дать им надлежащую правовую оценку.

В ходе производства по делу доводы представителя предприятия Моисеева П.С. о том, что на основании поступившего запроса от 14 декабря 2021 года в Чувашское УФАС 20 декабря 2021 года были направлены истребуемые сведения, судьей районного суда надлежащим образом проверены не были, в постановлении надлежащая оценка им не дана (л.д. 29).

Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены.

Материалы дела об административных правонарушениях , на которые ссылался Моисеев П.С., из административного органа судьей районного суда получены не были, доказательства, собранные по настоящему делу, в рамках рассмотрения дела не исследовались, в принятом постановлении не приведены и правовой оценки не получили.

На момент рассмотрения дела судья районного суда располагал только материалами дела, состоящих из протокола об административном правонарушении, определений об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 28 декабря 2021 года (исх. от 29.12.2021 ) и от 14 января 2022 года (исх. от 17.01.2022 № ), определения начальника отдела товарных рынков УФАС по Чувашской Республике от 13 декабря 2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и проведении административного расследования в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики, уведомления от 31 января 2022 гола о составлении протокола, отчетов.

При этом среди представленных материалов не содержится ответов, направленных МУП ЖКХ Красноармейского района по запросам УФАС.

Из представленных по запросу судьи Верховного Суда Чувашской Республики материалов дела об административном правонарушении , следует, что 20 декабря 2021 года МУП ЖКХ Красноармейского района в адрес УФАС в исполнении запроса от 14 декабря 2021 года направлен ответ, в котором указано о невыполнении Э.В. п. 9 технических условий от 23 августа 2021 года, а именно: контур заземления устроен в нарушении ПУЭ, о чем он извещен письмом от 17 ноября 2021 года, а также не предъявлен сертификат соответствия установленного Э.В. шкафа учета электрической энергии, изложены пояснения, подтверждающие невыполнение п. 9 технических условий. К ответу приложены: переписка с Э.В., договор об осуществлении технологического присоединения от 23 августа 2021 года и технических условий к нему, рекомендуемая схема контура заземления, фото контура заземления, выполненная заявителем.

Определением должностного лица УФАС по Чувашской Республике от 28 декабря 2021 года (исх. от 29 декабря 2021 года ) рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района отложено на 14 января 2022 года. У МУП ЖКХ Красноармейского района истребованы документы, подтверждающие уведомление Э.В. о проведении проверки выполнения технических условий; документы, подтверждающие факт проведения указанной проверки; документы и пояснения, подтверждающие невыполнение п. 9 технических условий № 18 от 23 августа 2021 года Э.В.

Согласно ответу врио директора МУП ЖКХ Красноармейского района Моисеева П.С., направленного в адрес УФАС по Чувашской Республике 30 декабря 2021 года, контур заземления, выполненный Э.В., не соответствует нормам, так как горизонтальная и вертикальные заземлители находятся на глубине не более 0,2 м (см. фото). Заземляющий провод протянут к ЩУЭ под углом (указано см. фото). К ответу приложены копии документов: уведомление Э.В. от 27 октября 2021 года о выполнении технических условий № 18 от 23 августа 2021 года; письмо от 17 ноября 2021 года МУП ЖКХ Красноармейского района о невыполнении п. 9 технических условий от 23 августа 2021 года и рекомендуемая схема контура заземления и выводы заземляющего провода к ЩУЭ; пояснения, подтверждающие невыполнение п. 9 технических условий. Указанные документы поступили в УФАС по Чувашской Республике 10 января 2022 года.

Между тем, судьей районного суда сделан вывод о том, что, несмотря на то, что копия определения была получена 29 декабря 2021 года, предприятием истребуемые сведения должностному лицу в срок до 10 января 2022 гола не представило.

Однако доказательства, на основании которых суд пришел к выводу о том, что ответ на запрос не представлен, в постановлении не приведены, названные выше выводы суда не мотивированы.

Также следует отметить, что в протоколе об административном правонарушении не указано, что ранее, МУП ЖКХ Красноармейского района, в срок, установленный определением от 28 декабря 2021 года, представило истребуемые документы, не приведены доводы по каким основаниям должностное лицо УФАС по Чувашской Республике пришло к выводу о том, что истребуемые сведения представлены не полно.

В рассматриваемом случае предприятием организовано предоставление истребуемой должностным лицом информации. То обстоятельство, что должностное лицо административного органа не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе фактов, не может служить основанием для привлечения МУП ЖКХ Красноармейского района к административной ответственности за неисполнение требований административного органа.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда не дал правовой оценки указанным обстоятельствам, указав, что доводы представителя МУП ЖКХ Красноармейского района о том, что предприятием было организовано представление должностному лицу УФАС по Чувашской Республике истребованных документов, эти документы были получены суд признает несостоятельными, т.к. они полностью опровергаются исследованными доказательствами, являются голословными, в подтверждение указанных доводов никаких доказательств не представлено.

Таким образом, доводы представителя предприятия об отсутствии вины в совершении вмененного административного правонарушения судьей районного суда фактически не проверены.

Более того, имеются сомнения в соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении предприятия протокола об административном правонарушении в отсутствие его законного представителя.

Системный анализ положений статей 25.4 и 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

15 февраля 2022 года административным органом в отсутствие представителя МУП ЖКХ Красноармейского района составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

При этом указано, что предприятие надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела (так указано) со ссылкой на почтовый идентификатор и электронную почту.

Между тем, УФАС не представлено доказательств получения предприятием направленного по электронной почте уведомления от 31 января 2022 года о составлении протокола об административном правонарушении в 11 часов 15 февраля 2020 года (л.д. 16-17).

В материалах дела имеется отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № (л.д. 18). Однако соотнести данный отчет с адресом лица, которому он направлялся и процессуальными документами, направленными почтовыми отправлениями не представляется возможным. В материалах дела отсутствуют сведения о том, какой процессуальный документ, по какому адресу и когда был направлен адресату.

В ходе судебного разбирательства, приведенные выше обстоятельства должным образом не проверены, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Также судьей районного суда не учтено, что из диспозиции ст. 17.7 КоАП РФ следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает в случае неисполнения законного требования должностного лица, вынесенного в соответствии с его полномочиями.

Вопрос о законности и исполнимости требования, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Вместе с тем, вопреки требованиям ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, законность требования должностного лица не проверена.

Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 14 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики жалобы Моисеева П.С. срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, возможность направления данного дела на новое рассмотрение исключается.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 14 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

12-85/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
МУП ЖКХ Красноармейского района ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст.17.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
04.04.2022Материалы переданы в производство судье
19.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее