Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-11274/2019 от 26.08.2019

Судья: Сизова С.К. Дело № 33а-11274/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2019 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Житниковой О.В., Набок Л.А.,

при секретаре – Лещевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заместителя руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара Казанцева М.В. на решение Кировского районного суда г. Самары от 02 июля 2019 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Степанов И.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 304 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Для оформления прилегающего земельного участка в собственность через процедуру перераспределения Степанов И.Н. обратился с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства г.о.Самара, приложив схему расположения земельного участка, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 603 кв. м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером площадью 304 кв. м прилегающего земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью 299 кв. м. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-2626 от 18 декабря 2017 г. утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, после чего земельный участок площадью 603 кв. м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером . Однако распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-627 от 25 марта 2019г. административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с указанием на то, что согласно Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утв. Постановлением Самарской городской думы от 26 апреля 2001 г. №61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), строительство зданий и сооружений является основным видом использования земельных участков в указанной зоне, образование земельного участка предполагает его возможную застройку, а согласно сведениям в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара испрашиваемый земельный участок в части находится в пределах 50-ти метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, что противоречит Приказу МЧС РФ от 24 апреля 2013 г. № 288, которым установлены противопожарные расстояния не менее 30-ти метров.

По мнению административного истца, указанное распоряжение является незаконным, ввиду отсутствия правовых оснований предусмотренных подпунктом 11 пункта 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением Кировского районного суда г. Самары от 08 ноября 2018 г. установлено, что строительство объекта на земельном участке должно осуществляться в соответствии с градостроительным планом земельного участка, в котором указываются минимальные отступы от границ земельного участка до объектов капитального строительства на основании принятого органом местного самоуправления градостроительного регламента. На перераспределяемом земельном участке площадью 299 кв.м расположена газовая труба, которая обслуживает жилой дом земельного участка истца. Обременение от оси трубы составляет 2 метра в разные стороны, где запрещено строительство жилого дома. На участке истца расположен колодец с питьевой водой, минимальное расстояние от колодца до объекта застройки 8 метров. Таким образом, площадь застройки с учетом градостроительных норм и обременений застройщик может себе позволить в размере 62 кв.м, что составляет 20% от площади земельного участка 300 кв.м. при норме 30%. Таким образом, даже дом минимального размера на перераспределяемом земельном участке нельзя построить. Кроме того, испрашиваемый земельный участок, расположенный в зоне Ж-2, может использоваться не только для индивидуального жилого дома, но и для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, а также для ведения садоводства. В данном случае целью перераспределения испрашиваемого земельного участка, является упорядочивание землепользования испрашиваемого земельного участка, использование которого истцом длится уже более 15 лет, а не образование земельного участка для возможной застройки какими либо объектами капитального строительства с возможным нарушением требований пожарной безопасности. Испрашиваемый земельный участок образован на основании распоряжения административного ответчика № РД-2626 от 18 декабря 2017г., которое не отменялось, недействительным и незаконным не признавалось, и является действующим.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Степанов И.Н. просил суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара № РД-627 от 25 марта 2019г. «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».

Решением Кировского районного суда г. Самары от 02 июля 2019г. административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 25.03.2019г. № РД-627. На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность вернуться к рассмотрению заявления Степанова И.Н. о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 299 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером .

В апелляционной жалобе представитель Департамента градостроительства г.о. Самара просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что Степанов И.Н. является собственником земельного участка, площадью 304 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство.

13 сентября 2017г. Степанов И.Н. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в его собственности. К заявлению приложил схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Земелеустроительная компания Горжилпроект», согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 603 кв. м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером площадью 304 кв.м прилегающего земельного участка площадью 299 кв.м.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-2626 от 18 декабря 2017 г., утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , категория земель: земли населенных пунктов, в пределах территории зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по Карте правого зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. №61, расположенного по адресу: <адрес>. Площадь образуемого земельного участка 603 кв. м, в том числе: 304 кв. м – земельный участок с кадастровым номером , находящийся в собственности Степанова И.Н., 299 кв. м - земельный участок, планируемый к перераспределению из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в пользу Степанова И.Н.

Во исполнение указанного распоряжения проведены работы по образованию земельного участка площадью 603 кв.м, земельный участок 31 августа 2018г. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-494 от 16 апреля 2018г. отменено распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-2626 от 18 декабря 2017г. и Степанову И.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании статьи 11.9, подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на то, что образование земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, возможно в качестве самостоятельного путем увеличения площади до минимальной площади, установленной градостроительным регламентом Правил застройки и землепользования в г. Самаре.

Решением Кировского районного суда г.Самары от 08 ноября 2018г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 29 января 2019 г. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-494 от 16 апреля 2018г. признано незаконным, на Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Степанова И.Н. о перераспределении земельного участка площадь 299 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

12 марта 2019г. Степанов И.Н. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о возобновлении рассмотрения его заявления от 13 сентября 2017г. о заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером .

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-627 от 25 марта 2019г. Степанову И.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на то, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самары, испрашиваемый земельный участок расположен в пределах 50-ти метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01 июня 2018 г. № 462, часть земельного участка находится в пределах 30-ти метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка; согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утв. Постановлением Самарской городской думы от 26 апреля 2001 г. №61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), строительство зданий и сооружений является основным видом использования земельных участков в указанной зоне, образование земельного участка предполагает его возможную застройку, что свидетельствует о том, что образование земельного участка приведет к нарушению требований, установленных федеральным законом.

В подпункте 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В силу статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: вне территорий лесничеств (лесопарков).

Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288, установлено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) – не менее 30 м.

Вместе с тем, согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, спорный земельный участок, площадью 603 кв. м, к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, не относится. Находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных объектов (л.д.89-90).

Из служебной записки от 19 марта 2019г. руководителю Управления образования земельных участков следует, что земельные участки площадью 603,00 кв. м, и площадью 299,00 кв.м расположены в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61. Наличие ограничений в пользовании земельного участка 299,00 кв. м расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (газопровода). Земельный участок расположен вне границ красных линий. В ИСОГД отсутствуют сведения о проектах планировки территории, существующих в районе местоположения испрашиваемого земельного участка. Испрашиваемый земельный участок расположен на планируемой территории многоэтажного строительства, схема № 1 основной чертеж, проектное решение Генплана г.о.Самара, утвержденного решением Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 г. № 539 (л.д.41-42).

Согласно служебной записке руководителю Управления образования земельных участков, датированной 26 февраля 2018 г. наличие ограничений в пользовании земельного участка 299,00 кв.м не расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, не принадлежат к территории общего пользования. Иные ограничения п.4 ст.85 ЗК РФ. В ИСОГД г.о.Самара в отношении указанной территории отсутствуют сведения об утвержденных схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Документации по планировке территории не выдавалось. Участок не расположен в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческих объединений, не распложен в границах объектов культурного наследия. Расположен вне границ элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Сведений о территории, являющейся предметом аукциона, а также решение о предварительном согласовании земельного участка в ИСОГД отсутствуют (л.д.68-70,71-72).

По сведениям Управления Росреестра по Самарской области следует, что земельный участок принадлежащий Степанову И.Н. площадью 304 кв. м по адресу: <адрес> относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под ИЖС. Правопритязания на земельный участок площадью 299кв.м. по указанному адресу отсутствуют (л.д.57-59,60,66,67).

Согласно Санитарно-эпидемиологическому заключению №63.СЦ.04.000.Т.001311.09.15 от 11 сентября 2015г. установленная (окончательная) санитарно-защитная зона для ООО «Завод приборных подшипников» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д.78).

Согласно экспертному заключению по результатам санитарно-эпидемиологического обследования: представленные документы и материалы служат объективным доказательством для установления санитарно-защитной зоны ООО «Завод приборных подшипников» <адрес> до границы территории предприятия (л.д.79-87).

Административный истец владеет земельным участком с 1996г., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю № 6503 от 19 августа 1996г., в котором площадь земельного участка составляет 423,9 кв.м (л.д.101-104).

Земельный участок площадью 231 кв.м по адресу: <адрес> предоставлен в аренду согласно договору № 22164 от 19 августа 1996г. (л.д. 105-106).

11 февраля 1994г. Степанову И.Н. выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения площадью 444,5 кв.м. для ИЖС по адресу: <адрес> (л.д.108).

Из служебной записки от 27 июня 2019г. начальнику отдела судебной практики Правового управления земельные участки расположены вне границ красных линий, к береговой полосе. В ИСОГД г.о.Самара в отношении указанной территории отсутствуют сведения об утвержденных схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В соответствии со сведениями, содержащимися в ИСОГД, схемой № 1 основной чертеж. проектное решение Генплана г.о.Самара, утвержденного решением Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 г. № 539 испрашиваемые земельные участки расположены на планируемой территории многоэтажного строительства.

Информации с приложением графического материала о границах застройки городского поселения Самара до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) с указанием расстояния от границы застройки городского поселения Самара (с привязкой к испрашиваемому к перераспределению земельного участка) до лесных насаждений, не представлено.

Установлено, подтверждено материалами дела, что порядок образования земельного участка площадью 603 кв.м осуществлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18 декабря 2017г. № РД-2626, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , является действующим не признано недействительным. Доказательств обратного не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что границы лесов Самарского лесопарка, установлены приказом Рослесхоза от 01 июня 2018 г. № 462, спустя 9 месяцев после утверждения Степанову И.Н. схемы расположения земельного участка, судебная коллегия полагает, что суд пришел к правильному выводу о том, что распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 25 марта 2019 г. №РД-627 не соответствует закону, и обоснованно удовлетворил заявленные требования.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, суд правомерно, в соответствии с положениями части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязал административного ответчика возобновить рассмотрение заявления Степанова И.Н. о перераспределении земельных участков.

Вопреки доводам жалобы суд не возложил на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанность принять по заявлению Степанова И.Н. решение о заключении соглашения о перераспределении земельных участков

Доводы административного ответчика, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-2626 от 18 декабря 2017 г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале является недействующим, не состоятельны, поскольку распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 16 апреля 2018 г. № РД-494, которым отменено распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18 декабря 2017 г. №РД-2626, решением Кировского районного суда г. Самары от 08 ноября 2018 г. признано незаконным.

Доводы жалобы о возможной застройке испрашиваемого земельного участка малоэтажным жилым, являются надуманными и носят предположительный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы Департамента градостроительства г.о. Самара, аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 02 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара Казанцева М.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-11274/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Степанов И.Н.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Скотников Дмитрий Владимирович
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.08.2019Передача дела судье
24.09.2019Судебное заседание
14.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее