Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-510/2023 от 26.05.2023

Мировой судья Голованова А.Е. УИД 10MS0-86

Судебный участок <адрес>

РЕШЕНИЕ

22 июня 2023 г.                       г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Соснович С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муратова Игоря Михайловича на постановление мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска Республики Карелия от 12 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Муратова И.М. <данные изъяты>

,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска Республики Карелия от 12 мая 2023 года Муратов И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. с конфискацией оружия.

С таким постановлением не согласен Муратов И.М., в жалобе просит его изменить в части назначенного наказания с исключением дополнительного административного наказания в виде конфискации оружия, поскольку он ранее за аналогичные правонарушения не привлекался, правонарушение совершено впервые, оружие им фактически не использовалось и хранилось в надлежащих и безопасных условиях, что также указывает на малозначительность совершенного им административного правонарушения. Кроме того, Муратов И.М. указывает, что добровольно сдал огнестрельное оружие, о чем был составлен протокол изъятия оружия 04 апреля 2023 года.

Учитывая изложенное Муратов И.В. полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для применения в отношении него дополнительного административного наказания, предусмотренного статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде конфискации оружия.

В судебном заседании Муратов И.М. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Управления Росгвардии по Республике Карелия <данные изъяты> действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал постановление законным и обоснованным.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

В силу статьи 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.

В соответствии с примечанием к статье 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, добровольно сдавшее оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к оружию, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей (пункт 1). Не может признаваться добровольной сдачей оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию их изъятие при задержании лица, а также при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении по их обнаружению и изъятию (пункт 2). Под незаконными изготовлением, приобретением, продажей, передачей, хранением, транспортированием, перевозкой, ношением или использованием оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию в соответствии с настоящей статьей понимаются действия, совершение которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено либо запрещено, а также для совершения которых требуется специальное разрешение (лицензия), если такое разрешение (лицензия) в установленном законодательством Российской Федерации порядке виновному лицу предоставлено не было, а также если действие предоставленного разрешения (лицензии) прекращено и лицо было об этом уведомлено любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления (пункт 3).

Согласно частям 1 и 6 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814, хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.

Основанием для привлечения Муратова И.М. к административной ответственности по статье 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что он 04 апреля 2023 года в 11 часов 00 минут по адресу: <данные изъяты> нарушил части 1, 6 статьи 22 Федерального Закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», пункт 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации № 814 от 21.07.1998, а именно: с 01 марта 2023 года осуществлял незаконное хранение гражданского огнестрельного оружия <данные изъяты>. Срок действия разрешения на право хранения и ношения указанного оружия и патронов к нему серии <данные изъяты>, выданного 28.02.2018 ОЛРР № 1 Отдела Росгвардии по Республике Карелия, истек 28.02.2023. Учитывая, что указанное оружие приобретено на законных основаниях и стоит на учете в ОЛРР № 1 Управления Росгвардии по Республике Карелия данные действия не образуют состава уголовно наказуемого деяния.

Указанные обстоятельства и вина Муратова И.М. в совершении правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 04 апреля 2023 года, актом изъятия от 04 апреля 2023 года, разрешением <данные изъяты> от 28 февраля 2018 года, заявлением Муратова И.М. от 04 апреля 2023 года об утилизации изъятых патронов, другими материалами дела.

Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом «Об оружии», который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами при соблюдении ими нормативно установленных требований.

Статьей 13 Федерального закона «Об оружии» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

При этом в соответствии с требованиями указанной статьи граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, охотничьего метательного стрелкового оружия, не реже одного раза в пять лет обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.

Следовательно, по истечении срока действия разрешения, хранение гражданского огнестрельного оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.

Такой порядок направлен на то, чтобы не допустить обладания оружием лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и использование.

Истечение срока действия разрешения препятствует обладателю огнестрельного оружия осуществлять с ним какие-либо действия, в том числе хранение, и порождает незаконность его хранения, ношения или использования, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.

Таким образом, действия лица, допустившего хранение огнестрельного оружия, после истечения срока действия соответствующего разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, обоснованность привлечении Муратова И.М. к административной ответственности по статье 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Вопреки доводам жалобы, судья не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Допущенное Муратовым И.М. правонарушение относится к формальным составам, по структуре своей диспозиции не требует наступления вредных последствий, а также определения размера вреда.

Оружие, будучи техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, а также сопряжено с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства.

Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, срок неполучения разрешительных документов на хранение и ношение оружия, степень общественной опасности, объект посягательства, роль правонарушителя, объективных оснований признать совершенное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта по делу об административном правонарушении, допущено не было.

Вместе с тем, судья полагает, что назначенное наказание в части применения дополнительного административного наказания в виде конфискации оружия и патронов к нему нельзя признать справедливым поскольку, учитывая установленные по делу обстоятельства и положения вышеуказанных норм права, принимая во внимание, что Муратов И.М. впервые привлекается к административной ответственности по главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие причинения вреда, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, срок просрочки истечении разрешения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства в виде частичного признания вины, судья приходит к выводу, что назначенное дополнительное административное наказание не отвечает принципу индивидуализации ответственности, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица, в связи с чем оспариваемое постановление на основании пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению в части вида назначенного административного наказания путем исключения назначения дополнительного административного наказания в виде конфискации оружия и патронов к нему.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятое по протоколу изъятия оружия, боеприпасов и патронов в оружию от 04 апреля 2023 года оружие марки <данные изъяты> подлежит возврату Муратову И.М. после получения соответствующего разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и патронов к нему.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска Республики Карелия от 12 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муратова И.М. изменить в части вида назначенного административного наказания, исключив назначение дополнительного административного наказания в виде конфискации оружия.

Изъятое по протоколу изъятия оружия, боеприпасов и патронов в оружию от 04 апреля 2023 года оружие марки <данные изъяты> вернуть Муратову И.М. после получения соответствующего разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия.

Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья                                  О.В. Кайгородова

12-510/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Муратов Игорь Михайлович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кайгородова Ольга Владимировна
Статьи

ст.20.10 КоАП РФ

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
26.05.2023Материалы переданы в производство судье
22.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее