Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,
при секретаре Сютик С.В.,
с участием помощника прокурора Селемджинского района Цеона А.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах Сазоновой Ольги Викторовны, Сазоновой Валентины Станиславовны, Козлова Станислава Александровича к министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения и обязании произвести выплату,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Селемджинского района Амурской области, действующий в интересах Сазоновой О.В., Сазоновой В.С., Козлова С.А., обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обосновании которого указал, что в прокуратуру Селемджинского района ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение Сазоновой О.В., в котором она просит обратиться в суд в её интересах и интересах членов её семьи в связи с отказом в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации. В своём обращении Сазонова О.В. просит обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ей и членам её семьи социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. В результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории Селемджинского района Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ года, воздействию источника чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ года подвергся жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Режим чрезвычайной ситуации введён распоряжением губернатора Амурской области от 07 августа 2021 № 167-р. На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ № указанный многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости <адрес> общей площадью 56 кв.м по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Сазоновой О.В., которая согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, иных жилых помещений не имеет. В названной квартире совместно с Сазоновой О.В. проживают с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время дочь - Сазонова В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муж - Козлов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается адресными справками от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Козлов С.А. признан членом семьи Сазоновой О.В. Согласно уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № и № сведения о наличии у Козлова С.А. и Сазоновой B.C., соответственно, прав на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Пунктом «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация из последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, выплат на приобретение (строительство) ими жилых помещений, источником финансирования которых являются средства федерального и областного бюджетов, установлены Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждёнными постановлением Правительская Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327 (далее-Правила № 1327), а также Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утверждёнными постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 (далее-Правила № 596).
Сазонова О.В. ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Правилами № 596, обратилась в ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи - Сазоновой B.C. и Козлову С.А. мер социальной поддержки - социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате паводка, которое зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ и направлено в Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее-Министерство) для рассмотрения комиссией, созданной в соответствии Правилами № 596.
ДД.ММ.ГГГГ в УСЗН по Селемджинскому району из Министерства поступило уведомление об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Сазоновой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, которое ей вручено ДД.ММ.ГГГГ. Решение об отказе в предоставлении выплаты принято комиссией в связи с тем, что в предоставленном заявителем решении Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не указано, что Козлов С.А. признан членом семьи Сазоновой О.В. именно на момент введения режима чрезвычайной ситуации. В целях устранения препятствий предоставления социальной выплаты, изложенных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №, Сазонова О.В. обратилась в Селемджинский районный суд с заявление о разъяснении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу №. Определением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено указанное решение суда, суд определил признать Козлова С.А. членом семьи Сазоновой О.В. на момент введения на территории Селемджинского района Амурской области Распоряжением Губернатора Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р регионального режима чрезвычайной ситуации.
Сазонова О.В. ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась в ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи названных мер социальной поддержки, которое зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ и направлено в Министерство для рассмотрения комиссией.
ДД.ММ.ГГГГ в УСЗН по Селемджинскому району из Министерства поступило уведомление о предоставлении Сазоновой О.В. и членам её семьи - Сазоновой B.C. и Козлову С.А. выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей, которое ей вручено ДД.ММ.ГГГГ. Сазонова О.В. и члены её семьи - Сазонова B.C. и Козлов С.А. в соответствии с п. 2.10 Правил № 596 включены в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Амурской области в период с ДД.ММ.ГГГГ, который утверждён губернатором Амурской области.
В соответствии с п. 2.16 Правил № 596 средства выплаты на приобретение или строительство жилого помещения перечисляются Министерством на специальный счёт заявителя в течение 20 рабочих дней со дня получения Министерством от заявителя документов и сведений, указанных в п. 2.11 настоящих Правил, в числе которых сведения об открытии в кредитной организации для перечисления выплаты на приобретение или строительство жилого помещения специального счёта, использование денежных средств, с которого заявителем возможно только при соблюдении условий, предусмотренных Правилами № 596 (далее - специальный счёт).
Сазоновой О.В. ДД.ММ.ГГГГ открыт специальный счёт в кредитной организации для перечисления средств выплаты. Указанные сведения предоставлены в Министерство. Однако, Министерством в соответствии с п. 2.16 Правил № 596 средства выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не перечислены на специальный счёт Сазоновой О.В.
Постановлением Правительства Амурской области от 16 августа 2022 года № 838 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596» п. 2.12 Правил № 596, содержащий основания для принятия комиссией решения об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, дополнен подпунктом 4, согласно которому основанием для принятия комиссией решения об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплат на приобретение или строительство жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению заявлений и документов на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в отсутствие предусмотренных Правилами № 596 оснований повторно рассмотрены заявления и документы 21 гражданина, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в период с ДД.ММ.ГГГГ, и в отношении которых ранее были приняты решения о предоставлении выплат на приобретение или строительство жилого помещения, в том числе Сазоновой О.В.
Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Сазоновой О.В. в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании подпункта 4 пункта 2.12 Правил № 596 отказано в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплат на строительство или приобретение жилого помещения, о чём ей направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако, Правилами № 596 возможность и порядок пересмотра ранее принятых комиссией решений не предусмотрены. Кроме того, на момент принятия комиссией решения о предоставлении Сазоновой О.В. и членам её семьи выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Правилами № 596 в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не было предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении выплаты, как недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплат на строительство или приобретение жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Частью 2 постановления Правительства Амурской области от 16 августа 2022 года № 838 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596» определено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах решение комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ незаконно.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах 2-5 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 81 БК РФ установлено, что в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 указанной статьи.
Таким образом, расходные обязательства Амурской области, возникшие в результате принятия Правил № 596, должны быть исполнены за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, в том числе за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда.
Кроме того, абзацем 4 п. 2.10 Правил № 596 предусмотрено осуществление мероприятий по предоставлению выплат за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области с последующим возмещением понесённых затрат за счёт средств федерального бюджета. В таком случае Министерство в течение 3 рабочих дней со дня утверждения губернатором Амурской области Списка направляет обращение в Правительство Амурской области с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Амурской области.
Незаконное принятие комиссией по рассмотрению заявлений и документов на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения решения об отказе в предоставлении выплаты Сазоновой О.В. и членам её семьи от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права Сазоновой О.В., Сазоновой B.C. и Козлова С.А. на возмещение причинённого в результате чрезвычайной ситуации ущерба, получение предусмотренных нормативными правовыми актами социальных выплат, а также жилищные права указанных граждан, поскольку они вынуждены проживать в непригодном для проживания жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшим, и объективную нуждаемость в ней, представляется необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
С учётом изложенного, прокурор просит:
- признать незаконным решение комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Сазоновой О.В. в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2.12 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596, в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплат на строительство или приобретение жилого помещения;
- обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Сазоновой О.В. и членам её семьи - Сазоновой В.С., Козлову С.А. выплату на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанную в соответствии с п. 1.6 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596;
- решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Селемджинского района Цеона А.С. исковое заявление поддержал в полном объёме по доводам в нём изложенным.
Лица, в интересах которых обратился прокурор, Сазонова О.В., Сазонова B.C. и Козлов С.А. о дате, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, Сазонова О.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, представитель третьего лица Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены установленным образом, возражений на иск не представили, ходатайств об отложении дела либо иных ходатайств не заявляли.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения прокурора, изучив исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Поскольку данное исковое заявление направлено на защиту социальных и жилищных прав Сазоновой О.В., Сазоновой B.C. и Козлова С.А., суд полагает, что у прокурора имелось право на обращение в суд с настоящим иском.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-Федеральный закон № 68-ФЗ) определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абз. 2 и 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ).
В соответствии с п. 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16 октября 2019 года № 1327 (далее-Правила № 1327), под утраченными жилыми помещениями понимаются жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо утрачены (разрушены).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 указанных Правил, трансферты предоставляются, на цели предоставления выплат гражданам, указанным в подпунктах «а» - «в» пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.
Подпунктами «а» и «в» пункта 6 Правил предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте «а» данного пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 6 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные судебным решением, вступившим в законному силу, постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, а также совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта (п. 7 Правил).
Условием реализации мероприятий в отношении граждан, указанных в подпункте «а» пункта 6 настоящих Правил, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
В силу п. 8 Правил № 1327, мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или повреждённого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
Аналогичные положения закреплены в Правилах предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области» (далее-Правил № 596).
В соответствии с п. 8(1) Правил № 1327 в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями после проведения капитального ремонта за счёт средств федерального бюджета мероприятия, указанные в пунктах «а», «в - г» и «е» пункта 5 настоящих Правил, могут быть реализованы повторно по решению Председателя Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 12 постановления Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 в случае утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ году, после проведения капитального ремонта указанного жилого помещения за счёт средств федерального бюджета в связи с повреждением в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ году, при отсутствии решения Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с п. 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, мероприятия по предоставлению выплат гражданам на приобретение или строительство жилого помещения могут быть реализованы Министерством социальной защиты населения Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ году по согласованию с Правительством Амурской области в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим постановлением, за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области(п. 12 введён постановлением Правительства Амурской области от 27 июня 2022 года № 612).
Согласно пп. 4 п. 2.12 постановления Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 основанием для принятия комиссией решения об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплат на приобретение или строительство жилого помещения (пп. 4 введён постановлением Правительства Амурской области от 16 августа 2022 года № 838).
Пунктом 2.121 постановления Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 предусмотрено, что комиссия в течение 10 рабочих дней со дня утверждения дополнительных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление выплат на приобретение или строительство жилого помещения принимает решение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2.10 настоящих Правил, в отношении заявителя, которому ранее было отказано в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 2.12 настоящих Правил (при отсутствии иных оснований для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) (п. 2.121 введён постановлением Правительства Амурской области от 16 августа 2022 № 838).
Из материалов дела также следует и не оспаривается сторонами, что Сазонова О.В. и члены её семьи - Сазонова B.C. и Козлов С.А. имеют право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате паводка, произошедшего на территории Селемджинского района Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальной защиты населения Амурской области уведомило Сазонову О.В. о предоставлении такой выплаты ей и членам её семьи - Сазоновой В.С. и Козлову С.А. в размере <данные изъяты> рублей, а также известило о необходимости в течение 7 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления представить в Министерство в письменной форме обязательство, предусмотренное пунктом 1.5 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 и сведения об открытии в кредитной организации для перечисления выплаты на приобретение или строительство жилого помещения именного специального счёта, использование денежных средств с которого возможно только при соблюдении условий, предусмотренных Правилами.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальной защиты населения Амурской области, направив уведомление за исх. №, отказало Сазоновой О.В. в предоставлении указанной выплаты, ссылаясь на недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплат на приобретение или строительство жилого помещения (подпункт 4 пункта 2.12 Правил № 596). При этом сообщило Сазоновой О.В., что в соответствие с пунктом 2.121 Правил в течение 10 рабочих дней со дня утверждения дополнительных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на приобретение или строительство жилых помещений в отношении неё будет принято решение о предоставлении указанной выплаты, о чём она будет уведомлена.
Указанное уведомление явилось основанием для обращения прокурора Селемджинского района Амурской области в суд в защиту прав и законных интересов Сазоновой О.В. и членов её семьи.
Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку на момент принятия ответчиком оспариваемого решения Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление-капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещении в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера произошедшей на территории Амурской области, утверждёнными постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596, в редакции по состоянию на 02 декабря 2021 года не было предусмотрено в качестве оснований для отказа в предоставлении выплаты такое основание, как недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплат на строительство или приобретение жилого помещения, а самими Правилами не предусмотрен пересмотр ранее принятых комиссией решений, решение комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Сазоновой О.В. в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2.12 Правил № 596, в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплат на строительство или приобретение жилого помещения нельзя признать законным, в связи чем, в указанной части заявленные прокурором требования законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил Сазонову О.В. о предоставлении ей и членам её семьи - Сазоновой В.С. и Козлову С.А. выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной защиты населения Амурской области в суд представлено платёжное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении Сазоновой О.В. денежных средств в размере <данные изъяты> руб., из которого следует, что данная выплата произведена за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области по постановлению Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596.
До начала судебного заседания от Сазоновой О.В. поступило заявление о предоставлении ей ДД.ММ.ГГГГ ответчиком выплаты в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается выпиской из лицевого счёта Сазоновой О.В. № <данные изъяты> по вкладу «Региональные жилищные программы».
Таким образом, на момент рассмотрения дела ответчик произвёл Сазоновой О.В. и членам её семьи выплату на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанную в соответствии с п. 1.6 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596, в полном объёме.
При таких обстоятельствах требования прокурора в указанной части, а также требование об обращении решения суда к немедленному исполнению удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах Сазоновой Ольги Викторовны, Сазоновой Валентины Станиславовны, Козлова Станислава Александровича, к Министерству социальной защиты населения Амурской области – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Сазоновой Ольги Викторовны в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2.12 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596, в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплат на строительство или приобретение жилого помещения.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Селемджинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Г. Комарова