дело №2-328/22
25RS0009-01-2022-000623-37
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Лесозаводск 8 июня 2022 г.
Судья Лесозаводского районного суда ххххххх Яровенко С.В., с участием прокурора Палагиной Е.А., директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» ФИО2, представителя третьего лица – ОВО по ххххххх – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по ххххххх» ФИО3,
при секретаре Снежко С.В.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление И.О. Лесозаводского межрайонного прокурора Щербань Е.И. в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к Администрации Лесозаводского городского округа ххххххх, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Лесозаводского межрайонного прокурора Е.И. Щербань обратился в Лесозаводский районный суд с исковым заявлением, в котором, с учетом принятых судом к рассмотрению измененных в судебном заседании исковых требований, просит обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территорий) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» расположенное по адресу: ххххххх, Лесозаводский городской округ, ххххххх, обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» в течении 3 месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Лесозаводского городского округа, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» расположенное по адресу: ххххххх, Лесозаводский городской округ, ххххххх: обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, организовать на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), оборудовать основной вход в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны). Обосновывая исковые требования, прокурор указал, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» требований законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено следующее, что в нарушение подпункта «б» п. 25 Требований мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охранные действия не организованы. В нарушение подпункта «в» п. 25 требований мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не проведены. В нарушение подпункта «г» п. 25 требований оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) не организовано. По состоянию на хх.хх.хххх, в соответствии с информацией, представленной администрацией Лесозаводского городского округа в МОБУ СОШ ххххххх не обеспечено соблюдение мероприятий, установленных п. 25 требований: б) не осуществляется охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не оборудовано; г) основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны). В ходе проверок, проведенных межрайонной прокуратурой в течении 2021 года, установлено, что меры, принимаемые должностными лицами органов местного самоуправления в сфере образовательной деятельности по усилению безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования не достаточны. В МОБУ СОШ ххххххх до настоящего времени не осуществляется охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не оборудовано; основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны). Из информации, представленной администрацией Лесозаводского городского округа следует, что недостаточность доходной части бюджета городского округа не позволяет выполнить все мероприятия, предусмотренные паспортом безопасности. Ранее межрайонной прокуратурой директору МОБУ СОШ ххххххх, главе Лесозаводского городского округа вносились представления об устранении выявленных нарушений, которые были признаны обоснованными, но нарушения фактически не устранены. Указанное отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в здании учреждения лиц (в том числе несовершеннолетних обучающихся), поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, что способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций территории данного образовательного учреждения, и может способствовать совершению противоправных действий в отношении пребывающих и посещающих лиц, в том числе несовершеннолетних, учебное заведение лиц, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, а также ущерба имуществу муниципального образований. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем образовательной организации и собственником его имущества является администрация Лесозаводского городского окру ххххххх. При этом, администрацией Лесозаводского городского округа не принято надлежащих мер к обеспечению МОБУ СОШ ххххххх денежными средствами на приведение антитеррористической защищенности учебного заведения требованиям законодательства.
В судебном заседании прокурор Палагина Е.А. настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что доводы ответчиков о том, что иск не подлежит удовлетворению МОБУ СОШ ЛГО ххххххх отнесено к 4 категории опасности не состоятельны, поскольку отнесение к той или иной категории опасности в соответствии с действующим законодательством, определяется на основании соответствующего паспорта, согласно которому МОБУ СОШ ЛГО ххххххх отнесено к 3 категории опасности.
В судебное заседание не прибыл надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения искового заявления представитель администрации Лесозаводского городского округа ххххххх, от которого поступило заявления о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд при указанных обстоятельствах считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации Лесозаводского городского округа ххххххх, поскольку его неявка в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела.
Директор МОБУ «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» ФИО2 возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила что в настоящее время школа в соответствии с действующим паспортом безопасности объекта, отнесена к 3 категории опасности. В отзыве, поданном на исковое заявление указала, что согласно требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хххх № хх МОБУ СОШ ЛГО ххххххх при категорировании, проведенном в 2019 году, было отнесено к объекту 3 категории опасности. Пунктом 25 указанных требований было установлено, что на объекте 3 категории должны быть обеспечены мероприятия, указанные в исковом заявлении. Однако с хх.хх.хххх вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации № хх от хх.хх.хххх в новой редакции, с изменениями и дополнениями от хх.хх.хххх Ввиду того, что в МОБУ СОШ ЛГО ххххххх расчетное количество возможного одновременного пребывания людей (работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов - лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории)), составляет 115 человек, объект образования расположен в населенном пункте с численностью населения менее 100 тыс. человек, по установленным постановлением Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх критериям МОБУ СОШ ЛГО ххххххх должно быть отнесено к 4 категории опасности, на которые не распространяются требования к антитеррористической защищенности, указанные в исковом требовании. В связи с изменениями в законодательстве об антитеррористической защищенности правообладателем объекта образования планируется в ближайшее время провести категорирование объекта образования и внести изменения в паспорт безопасности МОБУ СОШ ЛГО ххххххх. С учетом изложенных обстоятельств администрация МОБУ СОШ ЛГО ххххххх полагает, что не имеется оснований для возложения на образовательное учреждение обязанности по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; организации на 1-м этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудованию основного входа в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).
Представитель администрации Лесозаводского городского округа ххххххх ФИО8 направила в судебное заседание возражения, согласно которых администрация Лесозаводского городского округа ххххххх возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, в обоснование своей позиции указала, что согласно требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хххх № хх. МОБУ COШ ххххххх при категорировании, проведенном в 2019 году, было отнесено к объекту 3-ей категории опасности. Пунктом 25 указанных Требований было установлено, что на объекте 3-ей категории должны быть обеспечены мероприятия, указанные в исковом заявлении. Однако постановлением Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)» в постановление Правительства Российской Федерации № хх от хх.хх.хххх внесены изменения. Постановлением Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх вступило в законную силу хх.хх.хххх В соответствии с подпунктом «в» п. 13 постановления Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх в актуальной редакции к объектам 3 категории опасности относятся: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек. Ввиду того, что в МОБУ СОШ ххххххх расчетное количество возможного одновременного пребывания людей (работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов - лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории)), составляет 230 человек, объект образования расположен в населенном пункте с численностью населения менее 100 тыс. человек, по установленным постановлением Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх (с изменениями и дополнениями от хх.хх.хххх) критериям МОБУ СОШ ххххххх с хх.хх.хххх отнесено к 4-й категории опасности, на которую не распространяются требования к антитеррористической защищенности, указанные в исковом заявлении. В связи с изменениями в законодательстве об антитеррористической защищенности правообладателем объекта образования планируется в ближайшее время провести категорирование объекта образования и внести изменения в Паспорт безопасности МОБУ СОШ ххххххх. Согласно п. 24 постановления Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх в актуальной редакции в целях обеспечения антитеррористической защищенности) объектов (территорий), отнесенных к 4-й категории опасности, осуществляются иные мероприятия. С учетом изложенных обстоятельств администрация ЛГО полагает, что не имеется оснований для возложения на МОБУ СОШ ххххххх обязанности по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; организации на 1-м этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудованию основного входа в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны). Следовательно, и нет оснований для возложения обязанности на администрацию ЛГО в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения далее - МОБУ СОШ ххххххх.
Представитель ОВО по ххххххх – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по ххххххх» ФИО3 показал, что исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку в настоящее время школа в соответствии с действующим паспортом безопасности объекта, отнесена к 3 категории опасности.
Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц участвующих в рассмотрении дела, суд приходит к следующим выводам:
Статьей 1 Федерального закона от хх.хх.хххх № хх-Ф3 «О противодействии терроризму» установлено, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указанный федеральный закон от хх.хх.хххх № хх-Ф3 и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № хх-Ф3 «О противодействии терроризму» к одному из принципов противодействия терроризму относится принцип обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с п. п. 1,7 ст. 2 Федерального закона от хх.хх.хххх № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от хх.хх.хххх №384-ФЗ «Технический регламент о. безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п.п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от хх.хх.хххх № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от хх.хх.хххх № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии п.п. 2, 15 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки, и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хххх № хх утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов.
В соответствии со статьями 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно подп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации хх.хх.хххх, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.
Основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона от хх.хх.хххх №35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются в том числе следующие: обеспечение и защита основных прав и свобод человека ц гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Частями 2, 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» определено, что установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. В свою очередь органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от хх.хх.хххх № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены мер|1, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от хх.хх.хххх № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии п.п. 2, 15 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки, и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хххх № хх утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов.
Пунктом 25 Требований, установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б» пункта 25 Требований).
При этом в силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх подпункт «б» п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Статья 2 Федерального закона от хх.хх.хххх № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района.
В соответствии с пп. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Также согласно с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии (с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх (ред. от хх.хх.хххх) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх (ред. от хх.хх.хххх) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия): а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований; б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что в ходе проведённой Лесозаводской межрайонной прокуратурой проверки исполнения муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» требований законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, установлено, что в нарушение подпункта «б» п. 25 Требований мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охранные действия не организованы. В нарушение подпункта «в» п. 25 требований мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не проведены. В нарушение подпункта «г» п. 25 требований оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) не организовано. По состоянию на хх.хх.хххх, в соответствии с информацией, представленной администрацией Лесозаводского городского округа в МОБУ СОШ ххххххх не обеспечено соблюдение мероприятий, установленных п. 25 требований: б) не осуществляется охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не оборудовано; г) основной ход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны). В ходе проверок, проведенных межрайонной прокуратурой в течении 2021 года, установлено, что меры, принимаемые должностными лицами органов местного самоуправления в сфере образовательной деятельности по усилению безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования не достаточны. В МОБУ СОШ ххххххх до настоящего времени не осуществляется охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не оборудовано; основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны). Указанное отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в здании учреждения лиц (в том числе несовершеннолетних обучающихся), поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, что способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций территории данного образовательного учреждения, и может способствовать совершению противоправных действий в отношении пребывающих и посещающих лиц, в том числе несовершеннолетних, учебное заведение лиц, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, а также ущерба имуществу муниципального образований. Установленные нарушения в соответствии с требованиями закона являются недопустимым, поскольку создают угрозу антитеррористической безопасности воспитанников и работников школы, подрывают правовые и организационные основы противодействия, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков представленные в возражениях на исковое заявление, в том числе и о том что иск не подлежит удовлетворению в связи с фактическим отнесении Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх (ред. от хх.хх.хххх) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» к 4 категории опасности, суд считает не состоятельными, поскольку отсутствуют какие либо доказательства в обоснование указанных доводов. Суд считает, что справка ответчика о численности учащихся, педагогического состава и обслуживающего персонала, при наличии в настоящее время паспорта безопасности этого обьекта, сама по себе не может являться доказательством отнесения учреждения к 4 классу опасности, так как указанный класс опасности, в том числе и в соответствии с п. 6 и 8 Постановления Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх (ред. от хх.хх.хххх) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» подтверждается паспортом безопасности этого обьекта. Для проведения категорирования объекта создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории), которая определяет в том числе категорию опасности обьекта. На момент рассмотрения искового заявления, ответчиками, в обосновании своих доводов не представлен паспорт безопасности объекта, в соответствии с которым, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» отнесена к 4 категории опасности.
Кроме того, доводы представителей ответчиков, представленные в возражениях на исковое заявление не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку указанные в исковом заявлении нарушения требуют незамедлительного устранения, а ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своих полномочий создает угрозу жизни, здоровья и безопасность граждан и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление И.О. Лесозаводского межрайонного прокурора Щербань Е.И. удовлетворить.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территорий) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» расположенное по адресу: ххххххх, Лесозаводский городской округ, ххххххх.
Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» в течении 3 месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Лесозаводского городского округа, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа ххххххх» расположенное по адресу: ххххххх, Лесозаводский городской округ, ххххххх:
- обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- организовать на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудовать основной вход в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение одного месяца в Приморский краевой суд со дня вынесения в окончательном виде, через Лесозаводский районный суд Приморского края.
Мотивированное решение составлено 8 июля 2022 года.
Судья _____________________