.
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Новокуйбышевск 21 июля 2020 года
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Строганковой Е.И.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1104/2020 (<№>) по иску заместителя прокурора г. Новокуйбышевска, действующего в интересах РФ и неопределенного круга лиц, к АО «Информационно-расчетный центр» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Новокуйбышевск, действующий в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился к АО «Информационно-расчетный центр» с настоящим иском, указав, что прокуратурой г.Новокуйбышевска в ходе проверки АО «Информационно - расчетный центр» выявлены нарушения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В обоснование заявленных требований истец указал, что АО «Информационно-расчетный центр» является действующим юридическим лицом. В нарушение вышеуказанных требований законодательства в АО «Информационно-расчетный центр» меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты, надлежащая работа в указанном направлении не ведется. В частности, в АО «Информационно-расчетный центр» не организовано сотрудничество организации с правоохранительными органами; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не разработан и не принят локальный нормативный акт поведения работников организации, а также направленный на недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов; не приняты организационные мероприятия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в адрес директора АО «Информационно-расчетный центр» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 15.06.2020 года <№>. Согласно ответу от 26.06.2020 года на указанное представление, в удовлетворении требований прокурора отказано. Таким образом, по мнению истца, неисполнение АО «Информационно-расчетный центр» требований законодательства о противодействии коррупции способствует коррупционным проявлениям, нарушает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. На основании изложенного, заместитель прокурора г. Новокуйбышевска просит суд обязать ответчика АО «Информационно-расчетный центр» принять меры по предупреждению коррупции в организации и разработать комплекс мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.Новокуйбышевска Саппа С.О. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Ответчик в лице директора АО «Информационно-расчетный центр» Сергеевой Г.А., будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, не явился в судебное заседание, просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика и указал, что исковые требования ответчик признает полностью, с последствиями признания иска ознакомлен и согласен.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупцией признается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
В соответствии с положениями указанной статьи Федерального закона РФ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В соответствии с ч.1 ст.13.3 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии с ч.2 ст.13.3 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Данные положения распространяются на все организации (юридические лица).
Понятие юридического лица определено в п.1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации).
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются:
- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
Указанные Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Судом установлено, что прокуратурой г.Новокуйбышевска на основании Приказа Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа прокурора Самарской области от 29.12.2017 года № 251 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», для проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, проводилась проверка в АО «Информационно-расчетный центр».
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, акционерное общество «Информационно-расчетный центр» включено в ЕГРЮЛ, дата регистрации данного юридического лица - <Дата>, место нахождения- <Адрес>, директором АО является Сергеева Г.А.
Вышеуказанная проверка проводилась на основании решения заместителя прокурора г. Новокуйбышевска Красина И.В., которым установлен срок проведения данной проверки - с <Дата> по <Дата>.
Согласно акту проверки юридического лица- АО «Информационно-расчетный центр» от 15.06.2020 года, прокуратурой г.Новокуйбышевска в ходе проверки АО «Информационно - расчетный центр», являющегося действующим юридическим лицом, выявлены нарушения Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Из вышеуказанного акта проверки от 15.06.2020 года следует, что АО «Информационно-расчетный центр» не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, надлежащая работа в указанном направлении не ведется. В частности, в АО «Информационно-расчетный центр» не организовано сотрудничество организации с правоохранительными органами; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не разработан и не принят локальный нормативный акт поведения работников организации, а также направленный на недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов; не приняты организационные мероприятия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Судом также установлено и из материалов дела следует, что в связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в адрес директора АО «Информационно-расчетный центр» Сергеевой Г.А. внесено представление <№>. от 15.06.2020 года об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Согласно данному представлению, прокурором заявлены следующие требования: безотлагательно рассмотреть указанное представление об устранении нарушений закона с участием представителя прокуратуры г. Новокуйбышевска Самарской области, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению подобных нарушений впредь; о времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру города; рассмотреть вопрос привлечения к дисциплинарной ответственности главного юриста АО «Информационно-расчетный центр» ФИО и иных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру г. Новокуйбышевска в письменной форме в установленный законом срок.
Данное представление прокурора получено 15.06.2020 года директором АО «Информационно-расчетный центр» Сергеевой Г.А.
Из ответа директора АО «Информационно-расчетный центр» Сергеевой Г.А. от 26.06.2020 года на вышеуказанное представление следует, что разработка и принятие мер по предупреждению коррупции в организации не является обязанностью АО «Информационно-расчетный центр», в связи с чем, директор АО «ИРЦ» указала, что представление не подлежит удовлетворению.
Однако, на момент рассмотрения дела в суде от ответчика в лице директора АО «Информационно-расчетный центр» Сергеевой Г.А. поступило заявление, согласно которому исковые требования ответчик признает полностью, с последствиями признания иска ознакомлен и согласен.
Проанализировав материалы дела, установленные судом обстоятельства и пояснения представителя истца, пояснившего обстоятельства проведенной проверки юридического лица - АО «Информационно-расчетный центр» и ее результаты, свидетельствующие о неисполнении ответчиком, являющимся юридическим лицом, созданным в форме акционерного общества, обязанности по соблюдению Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты в данной организации, надлежащая работа в указанном направлении не ведется, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Выявленные нарушения требований действующего законодательства о противодействии коррупции способствуют коррупционным проявлениям, нарушают принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.13.3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ 25.12.2008 № 273-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».,– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.13.3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ 25.12.2008 № 273-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░░░░
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.