Судебный акт #1 (Определение) по делу № 7п-79/2023 от 06.09.2023

Судья Сабирьянов Р.Я.                    Дело № 7п-79/2023

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                         26 сентября 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Шукюровой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест исполняющего обязанности Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 августа 2023 года о возврате постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Быстрова Ю.Ю.,

установил:

исполняющим обязанности Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 17 августа 2023 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Быстрова Ю.Ю., которое направлено на рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 августа 2023 года указанное постановление о возбуждении дела и приложенные к нему материалы возвращены прокурору для устранения недостатков.

Не согласившись с определением судьи городского суда, исполняющий обязанности Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с протестом, в котором просит отменить определение суда, указывая на отсутствие предусмотренных законом оснований для возврата прокурору постановления о возбуждении дела, составленного в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Ссылается на то, что выводы судьи о неразъяснении Быстрову Ю.Ю. прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, не соответствуют содержанию представленного судье материала. Действующее законодательство не предусматривает обязательное участие защитника при составлении протокола об административном правонарушении. В случае необходимости опроса сотрудников исправительного учреждения, в котором содержится Быстров Ю.Ю., суд вправе самостоятельно вызвать и допросить их в качестве свидетелей.

Выслушав прокурора Полозову Т.В., поддержавшую доводы протеста, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Таким образом, возвращение прокурору постановления о возбуждении дела об административном правонарушении возможно только в случае наличия существенных недостатков постановления при отсутствии данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а также в случае, если неправильно или неполно оформлены материалы.

Возвращая прокурору постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, судья городского суда указал на неполноту представленного материала ввиду отсутствия в объяснениях Быстрова Ю.Ю. от 17 августа 2023 года разъяснения ему прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, сведений об участии защитника Быстрова Ю.Ю., а также отсутствия в представленном материале объяснений сотрудников исправительного учреждения С.А. и М.А. с разъяснениями им положений части 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьи 51 Конституции Российской Федерации. Ссылаясь на необходимость выяснения по делу указанных обстоятельств и недопустимость отложения судебного заседания по делу об административном правонарушении, предусматривающем назначение наказания в виде ареста, судья вынес обжалуемое определение.

Вместе с тем с выводом судьи о наличии оснований для возврата прокурору постановления о возбуждении дела об административном правонарушении согласиться нельзя.

Вынесенное прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 августа 2023 года отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, Быстрову Ю.Ю. разъяснены, что подтверждено его подписью. Правом дать объяснения Быстров Ю.Ю. воспользовался. Копия постановления Быстрову Ю.Ю. вручена.

Право на защиту Быстрова Ю.Ю. при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не нарушено. Действующее законодательство не предусматривает предоставление защитника и обязательное участие защитника в производстве по делу об административном правонарушении. Помощью защитника Быстров Ю.Ю. в случае необходимости вправе воспользоваться при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Кроме того, судья в случае необходимости вправе самостоятельно вызвать и допросить в соответствии с требованиями КоАП РФ в качестве свидетелей сотрудников ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл, объяснения которых по факту обнаружения правонарушения имеются в материалах дела.

Вопреки изложенным в определении выводам судьи предусмотренный частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ срок рассмотрения дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, не препятствует отложению судебного разбирательства с целью выяснения обстоятельств по делу в полном объеме, истребования дополнительных доказательств, обеспечения права на защиту лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Недостатки материала, на которые указал судья в определении, являются несущественными и могут быть восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.

На основании изложенного судья не вправе был по указанным основаниям возвращать прокурору постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, не выявив существенных недостатков постановления и представленного материала.

Поскольку на момент рассмотрения протеста прокурора срок давности привлечения Быстрова Ю.Ю. к административной ответственности не истек, определение судьи городского суда подлежит отмене, а постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, в отношении Быстрова Ю.Ю. вместе с приложенными материалами направлению в Йошкар-Олинский городской суда Республики Марий Эл для рассмотрения со стадии принятия.

Руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ, судья

решил:

определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 августа 2023 года отменить.

Направить постановление исполняющего обязанности
Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Быстрова Ю.Ю., с приложенным материалом в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл для рассмотрения со стадии принятия.

Судья С.Г. Орлова

7п-79/2023

Категория:
Административные
Статус:
Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
Истцы
И.о. прокурора Ковакин А.И.
Ответчики
Быстров Юрий Юрьевич
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Орлова Светлана Геннадьевна
Статьи

ст.20.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
06.09.2023Материалы переданы в производство судье
26.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее