Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2023 года <адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Хашагульгова Х.Ю.,
при секретаре Мальсаговой М.М.,
с участием представителей истца Цороева И.В-Г., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и Гетегазовой Ф.М., действующей по ордеру,
представителя Министерства внутренних дел по <адрес> Газгиреева М.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матиева А. Б. к МВД по <адрес> о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскании расходов на оплату услуг представителя,
УСТАНОВИЛ:
Истец Матиев А.Б. обратился в суд с иском, в котором просит обязать Министерство внутренних дел по <адрес> принять решение о восстановлении его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки - ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с Министерства внутренних дел по <адрес> расходы по оплате услуг представителя.
Исковое заявление мотивировано тем, что с июля 1993 года по октябрь 2006 года он проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях в Управлении вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по <адрес>. В период прохождения службы на основании его рапорта с приложением всех необходимых документов, решением жилищно-бытовой комиссии УВО при МВД Республики Ингушетия он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на жилищный учет. После постановки на жилищный учет в соответствии с требованиями действующего законодательства систематически обновлял документы, в том числе и о составе своей семьи. В связи с тем, что длительное время не решается вопрос улучшения его жилищных условий он обратился в Министерство внутренних дел по <адрес> по данному вопросу. На свое обращение он получил письмо Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, из которого следует, что на учете для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения он не состоит, а также не значится в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представители истца Цороев И.В-Г. и Гетагазова Ф.М. исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Газгиреев М.У. исковые требования не признал, просил в удовлетворении искового заявления отказать в связи пропуском истцом срока исковой давности.
Истец Матиев А.Б. и третье лицо – Котиева Е.М-Б., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).
В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.
В соответствии со ст. 60 ГПК Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет может служить основанием для снятия граждан с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет.
Эта позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 345 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Индивидуальный учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью, осуществляется по установленной форме.
Сведения по индивидуальному учету ежеквартально представляются в Управление организации капитального строительства Службы тыла МВД России до 10 числа следующего за кварталом месяца по установленной форме.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247- ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам, органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 345 предусмотрено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России.
В п. 8 Положения определено, что учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы.
Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 169 от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что ведение учета осуществляется секретарями ЖБК подразделений (п. 8 Инструкции).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, в том числе справки – объективки, приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, и это не отрицается представителем ответчика, истец с июля 1993 года по октябрь 2006 года проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях в Управлении вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по <адрес>.
К исковому заявлению приложена заверенная в установленном порядке выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УВО при МВД Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в период прохождения службы на основании его рапорта с приложением всех необходимых документов, решением жилищно-бытовой комиссии УВО при МВД Республики Ингушетия принято решение признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на жилищный учет.
После постановки на жилищный учет в соответствии с требованиями действующего законодательства истец систематически обновлял документы, в том числе и о составе своей семьи, что подтверждается справками с БТИ, выписками из ЕГРН и актами проверки жилищно-бытовых условий, датированных различные периоды.
Из письма Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, следует, что Матиев А.Б. на учете для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения не состоит, а также не значится в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, согласно заверенной в установленном порядке копии протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УВО при Министерстве внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, полученной по запросу суда, Матиев А.Б. на основании его рапорта жилищно-бытовой комиссией УВО при МВД Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) признан нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлен на учет для получения жилой площади. Копия протокола соответствует выписке, представленной суду истцом.
Довод представителя ответчика об отсутствии в архиве жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по <адрес> учетного дела Матиева А.Б. суд считает необоснованным, поскольку отсутствие документов, в том числе журналов регистрации протоколов жилищно-бытовой комиссии в Министерстве внутренних дел по <адрес> в связи с их утратой нельзя вменить в вину сотрудникам, поскольку они не могут заниматься хранением документов, находящихся в Министерстве внутренних дел по <адрес>.
Ненадлежащее исполнение сотрудниками Министерства внутренних дел по <адрес> своих обязанностей в подразделении, которые в силу своих должностных обязанностей должны были проводить работу по оформлению, учету, регистрации и хранения документов сотрудников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не является основанием для снятия граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с учета на получения жилья.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 100 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом представлена в суде квитанция от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой им произведена оплата за представление его интересов в суде первой инстанции в сумме 40000 (сорок тысяч) рублей.
С учетом сложности дела, объема материалов и срока рассмотрения суд, считает разумным пределом сумму 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Матиева А. Б. к МВД по <адрес> о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворить частично.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> принять решение о восстановлении Матиева А. Б. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерстве внутренних дел по <адрес> с даты первоначальной постановки - ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Министерства внутренних дел по <адрес> в пользу Матиева А. Б. расходы по оплате услуг представителя в сумме 25000(двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий