Дело № 2-438/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 27 июля 2023 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Виноградова В.В., при секретаре судебного заседания Драчковой Д.Я.,
с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Мерзлого Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» о возложении обязанности,
установил:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в защиту неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» и муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» в срок не позднее 01.10.2023 обеспечить организацию приведения объекта размещения отходов, расположенного в квартале 134 Онежского лесничества на земельном участке с кадастровым номером 29:13:040201:76, в соответствие с требованиями пунктов 243, 253 СанПиН 2.1.3684-21, а также организовать оборудование указанного объекта размещения отходов системой весового контроля, системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы. Обязании МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» в срок не позднее 01.11.2023 оборудовать объект размещения отходов, расположенный в квартале 134 Онежского лесничества на земельном участке с кадастровым номером 29:13:040201:76, в соответствие с требованием пунктов 243, 253 СанПиН 2.1.3684-21, а также оборудовать указанный объект размещения отходов системой весового контроля, системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 14.04.2022 № 522р по заключению министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.03.2022 № 25/2-3 свалка бытовых отходов (далее - Свалка) в 134 квартале Онежского лесничества в соответствии с предписаниями ч. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» может быть использована в качестве объекта размещения твердых коммунальных отходов (далее -ТКО). Однако этот объект не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ч. 6 ст. 12 данного закона), на него отсутствует проект рекультивации, его территория не обустроена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Администрацией МО «Онежский муниципальный район», эксплуатирующей объект - Свалка бытовых отходов, расположенной в квартале 134 Онежского лесничества, в нарушении п. 253 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, не обеспечена, а МБУ «Благоустройство» не произведена установка по периметру всей территории Свалки ТКО ограждения или осушительной траншеи глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров. Также администрацией МО «Онежский муниципальный район» в соответствии с пунктом 243 СанПиН 2.1.3684-21 не организованы разработка регламента работы полигона, инструкции по приему ТКО, круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществление контроля за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, соблюдение технологического цикла по изоляции отходов, а МБУ «Благоустройство» эти работы не выполнены. Обозначенный объект размещения твердых коммунальных отходов не оборудован системой весового контроля, системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы, автоматизированной системой учета и передачи информации в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов, что является нарушением п. п. 29, 30 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657.
Помощник Онежского межрайонного прокурора Мерзлый Н.В., действующий по поручению, в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.
Ответчики администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», МБУ «Благоустройство» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представителей не направили.
Представители третьих лиц – Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Северное межрегиональное управление Росприроднадзора, ООО «ЭкоИнтегратор» в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц.
Выслушав помощника прокурора Мерзлого Н.В., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающим, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдением природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером 29:13:040201:76, расположен по адресу: Архангельская область, Онежский район, в 134 квартале Онежского лесничества, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: под свалку бытовых отходов, площадью 10 049 м2., является собственностью МО «Онежский муниципальный район».
В пределах указанного земельного участка находится объект - полигон твердых бытовых отходов (свалка), с кадастровым номером: 29:13:040201:243, площадью 10 048,9 кв.м., который является собственностью МО «Онежский муниципальный район».
Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках анализа состояния законности выявлено место накопления ТКО в границах Онежского района, Городского поселения «Онежское», п. Поньга (левый берег) расположенное на земельном участке с кадастровым номером 29:13:040201:76 (географические координаты: 63.891904, 38.026376), которое не включено в государственный реестр объектов размещения отходов (ч. 6 ст. 12 данного закона), на него отсутствует проект рекультивации, его территория не обустроена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Объекты размещения отходов должны соответствовать следующим требованиями: объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 12 Закона об отходах).
Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено (п. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" срок перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами продлен.
Согласно п. 2.1 ст. 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2026 г. запрет, установленный п. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в п. 8 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ст. 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2026 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 г. и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 26.05.2020 года № 601р утвержден перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области.
В соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 14.04.2022 года № 522р Свалка бытовых отходов в 134 квартале Онежского лесничества включена в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области.
Министерством природных ресурсов и экологии РФ выдано заключение от 30.03.2022 года № 25/3-з о возможности использования вышеуказанного объекта в целях размещения твердых коммунальных отходов до 01 января 2023 года. В соответствии с п. 8 ст. 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Свалка бытовых отходов в 134 квартале Онежского лесничества может быть использована до 1 января 2026 г.
На основании постановления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1193 от 12.08.2022г., полигон твердых бытовых отходов (свалка), кадастровый номер: 29:13:040201:243, площадью 10 048,9 кв.м., расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, в 134 квартале Онежского лесничества передан в оперативное управление МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское».
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Следовательно, МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию полигона.
Установлено, что Свалка бытовых отходов в 134 Онежского лесничества земельного участка с кадастровым номером 29:13:040201:76, не соответствует требованиями пунктов 243,253 СанПиН 2.1.3684-21.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с пунктом 253 СанПиН 2.1.3684-21 по периметру всей территории полигона хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраивается ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров.
Согласно пункту 243 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию полигона ТКО, должен разработать регламент работы полигона, инструкции по приему ТКО, вести круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществлять контроль за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов.
По информации предоставленной ООО «ЭкоИнтегратор» являющийся на основании соглашения от 29.10.2019 года заключенного с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, региональным оператором на всей территории Архангельской области, следует, что в настоящее время разрабатывается проект договора с МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» для эксплуатации объекта размещения отходов. При этом по сведениям регионального оператора МБУ «Благоустройство» до настоящего времени не предпринимало действий, направленных на установление тарифа на услугу по размещению твердых коммунальных отходов на указанном объекте размещения отходов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.10 Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года N 505, утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, в соответствии с пунктом 1 которых настоящие Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту "б" пункта 5 вышеуказанных Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
То обстоятельство, что МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» до настоящего времени не предпринимало действий, направленных на установление тарифа на услугу по размещению твердых коммунальных отходов на указанном объекте размещения отходов, а соответственно не получает доход, на обязанности хозяйствующего субъекта МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» по содержанию полигона в соответствии с требованиями пунктов 243, 253 СанПиН 2.1.3684-21 не исключает.
Частью 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию сооружения, к указанной категории можно отнести и объект Свалка, является собственник сооружения или лицо, которое владеет сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
С учетом вышеизложенных норм права лицом несущим ответственность за эксплуатацию полигона (свалки) бытовых отходов, расположенного в квартале 134 Онежского лесничества земельного участка с кадастровым номером 29:13:040201:76, является МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское».
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора.
В данном случае, юридическое значение по данному делу имеет то обстоятельство, что речь идет не об организации сбора, а о приведения объекта размещения отходов – свалки бытовых отходов, расположенного в квартале 134 Онежского лесничества земельного участка с кадастровым номером 29:13:040201:76, в соответствие с требованиями пунктов 243, 253 СанПиН 2.1.3684-21, а также оборудовании указанного объекта размещения отходов системой весового контроля; системами фотосьемки и (или) видеосъёмки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Эксплуатацию полигона ТБО осуществляет МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское», соответственно отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на администрацию МО «Онежский муниципальный район» организовать приведение объекта размещения отходов, расположенного в квартале 134 Онежского лесничества на земельном участке с кадастровым номером 29:13:040201:76, в соответствие с требованиями пунктов 243, 253 СанПиН 2.1.3684-21, а также организовать оборудование указанного объекта размещения отходов системой весового контроля, системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы.
С учетом обстоятельств дела, вышеуказанных норм материального права, суд, оценив представленные доказательства с позиции статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» обязанности обязанность оборудовать объект размещения отходов, расположенный в квартале 134 Онежского лесничества на земельном участке с кадастровым номером 29:13:040201:76, в соответствие с требованием пунктов 243, 253 СанПиН 2.1.3684-21, а также оборудовать указанный объект размещения отходов системой весового контроля, системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы, исковые требования к администрации МО «Онежский муниципальный район не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиком, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
С учетом характера, степени сложности, объема организационно-правовых мероприятий предстоящей работы, конкретных обстоятельств дела, необходимости финансовых затрат, объема времени для устранения нарушений законодательства, учитывая требования закона об исполнении судебных постановлений в разумные сроки, а также необходимость соблюдения баланса публичных и частноправовых интересов, суд полагает необходимым в качестве правовосстановительной меры установить ответчику – МБУ «Благоустройство» муниципального образования «Онежское», срок для исполнения решения суда на срок не позднее 01.11.2023 года, о чем просит прокурор. Указанный срок является разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, поданное в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» и муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» муниципального образования «Онежское» в срок не позднее 01.11.2023 года оборудовать объект размещения отходов, расположенный в квартале 134 Онежского лесничества на земельном участке с кадастровым номером 29:13:040201:76, в соответствие с требованием пунктов 243, 253 СанПиН 2.1.3684-21, а также оборудовать указанный объект размещения отходов системой весового контроля, системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы.
В удовлетворении требований к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий В.В. Виноградов
...