№ 2-1674/2024 УИД: 61RS0009-01-2024-001430-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2024г. г.Азов, Ростовская область
Азовский городской суд Ростовской области
в составе: судьи Нестеренко И.П.,
при секретаре Кудря И.В.,
с участием прокурора ФИО4, представителя ДОУ № ФИО5, представителя администрации ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азовского межрайонного прокурора к МБДОУ № <адрес>, Управлению Образования <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства об образовании, санитарно-эпидемического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Азовский межрайонный прокурор обратился в Азовский городской суд с иском к МБДОУ № <адрес>, администрации <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства об образовании, санитарно-эпидемического законодательства.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Азовской межрайонной прокуратурой в соответствии с требованиями п. 2.1.3 приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка соблюдения прав и интересов несовершеннолетних при исполнении законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № <адрес> (далее - МБДОУ № <адрес>), осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>.
Проведенной проверкой готовности образовательных организаций к началу нового 2023-2024 учебного года установлено, что в МБДОУ № <адрес> не соблюдаются требования санитарных норм (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи») по содержанию помещений, их материально- техническому оснащению. Требуется ремонт асфальта на всей территории МБДОУ № <адрес>.
По факту выявленных нарушений начальнику управления образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (№ № внесено представление об Устранении нарушений законодательства об образовании. Из ответа, поступившего в Азовскую межрайонную прокуратуру от ДД.ММ.ГГГГ (№) следует, что (устранение недостатков санитарного состояния по ремонту асфальта МБДОУ № <адрес> запланировано, но не осуществляется.
В этой связи межрайонной прокуратурой фактическое устранение отмеченных нарушений в МБДОУ № <адрес> оставлено на контроле.
В Азовскую межрайонную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ (№) (поступил дополнительный ответ управления образования <адрес>, в котором (указано об отсутствии возможности устранения нарушений в МБДОУ № <адрес>, в связи с отсутствием финансирования.
Кроме того, предписанием территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Азовском, Зерноградском, <адрес>х № от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ № <адрес> аналогично указывалось на необходимость устранения нарушений, а именно: устранить дефекты асфальтового покрытия проездов и дорожек по всей территории детского
Таким образом, нарушения, выявленные Азовской межрайонной прокуратурой в ходе проверки, не планируются к устранению в добровольном порядке.
В МБДОУ № <адрес> не в полном мере, созданы условия к обучению, воспитанию обучающихся. Нарушение санитарных норм при организации условий воспитания и обучения создает угрозу здоровью детей, посещающих (образовательное учреждение, может отрицательно повлиять на качество (образования и привести к нарушению гарантированных государством прав и интересов несовершеннолетних.
В связи с вышеизложенным прокурор просил:
Обязать администрацию <адрес> обеспечить финансирование расходов на устранение (ремонт) дефектов асфальтового покрытия проездов и дорожек по всей территории МБДОУ № <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать МБДОУ № <адрес> провести устранение (ремонт) дефектов асфальтового покрытия проездов и дорожек по всей территории МБДОУ № <адрес> в соответствии с требованиями п. 2.2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в течение 6 месяцев после выделения денежных средств на указанные средства.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, исключив из числа ответчиков администрацию <адрес>:
1. Обязать Управление образования <адрес> обеспечить финансирование расходов на текущий ремонт деревянного покрытия в спортивном зале и учебном кабинете, восстановление целостности кровли, устранение следов течи на потолке в спортивном зале, учебном кабинете, рекреации в МБДОУ № <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
2. Обязать МБДОУ № <адрес> провести устранение (ремонт) дефектов асфальтового покрытия проездов и дорожек по всей территории МБДОУ № <адрес> в соответствии с требованиями п. 2.2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в течение 6 месяцев после выделения денежных средств на указанные средства.
Представитель истца - ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Дала объяснения аналогичные, изложенным в иске.
Представитель МБДОУ № <адрес> не возражала против удовлетворения иска.
Представитель администрации не возражала против удовлетворения иска, полагаясь при вынесении решения на усмотрение суда.
Заслушав пояснения представителя истца, ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1-2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права (ребенка.
В силу п. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об (образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в (Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В (Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в 1соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения обучающихся в соответствии с установленными - нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, соблюдение государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов и др. (п. 2-3 ч. 6, ч. 7 ст. 28, п. 8, 10 ч. 1, п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).Как следует из п. 3 ч.1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ обеспечивает гражданам право на благоприятную среду обитания, факторы, которые не Называют вредного воздействия на человека.
Судом установлено, что Азовской межрайонной прокуратурой в соответствии с требованиями п. 2.1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка соблюдения прав и интересов несовершеннолетних при исполнении законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № <адрес> (далее - МБДОУ № <адрес>), осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>.
Проведенной проверкой готовности образовательных организаций к началу нового 2023-2024 учебного года установлено, что в МБДОУ № <адрес> не соблюдаются требования санитарных норм (п. 2.2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи») по содержанию помещений, их материально- техническому оснащению. Требуется ремонт асфальта на всей территории МБДОУ № <адрес>.
По факту выявленных нарушений начальнику управления образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (№ №) внесено представление об Устранении нарушений законодательства об образовании. Из ответа, поступившего в Азовскую межрайонную прокуратуру от ДД.ММ.ГГГГ (№) следует, что (устранение недостатков санитарного состояния по ремонту асфальта МБДОУ № <адрес> запланировано, но не осуществляется.
В этой связи межрайонной прокуратурой фактическое устранение отмеченных нарушений в МБДОУ № <адрес> оставлено на контроле.
В Азовскую межрайонную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ (№) (поступил дополнительный ответ управления образования <адрес>, в котором (указано об отсутствии возможности устранения нарушений в МБДОУ № <адрес>, в связи с отсутствием финансирования.
Кроме того, предписанием территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Азовском, Зерноградском, <адрес>х № от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ № <адрес> аналогично указывалось на необходимость устранения нарушений, а именно: устранить дефекты асфальтового покрытия проездов и дорожек по всей территории детского
Таким образом, нарушения, выявленные Азовской межрайонной прокуратурой в ходе проверки, не планируются к устранению в добровольном порядке.
В МБДОУ № <адрес> не в полном мере, созданы условия к обучению, воспитанию обучающихся. Нарушение санитарных норм при организации условий воспитания и обучения создает угрозу здоровью детей, посещающих (образовательное учреждение, может отрицательно повлиять на качество (образования и привести к нарушению гарантированных государством прав и интересов несовершеннолетних.
Таким образом, нарушения, выявленные Азовской межрайонной прокуратурой в ходе проверки, не планируются к устранению в добровольном Порядке.
В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территории (п. 1, 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ).
Недостаточность средств муниципального образования на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, посещающих муниципальные образовательные учреждения, не свидетельствует о правомерности муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления.
Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его Органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской ФИО1 предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 9) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность
Самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
В связи с изложенным, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ № <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ № <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ № <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 2.2.4 ░░ ░░.░░.░░░░-20 ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2024░.