УИД 56MS0046-01-2021-001629-64
Дело № 12-1096/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 сентября 2021 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Линькова В.В,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Оренбурга Абраменок Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство прокурора Ленинского района г. Оренбурга о восстановлении срока на подачу протеста на постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Оренбурга от 12.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга Щетининой Т. А.,
протест прокурора Ленинского района г. Оренбурга на постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Оренбурга от 12.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга Щетининой Т. А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Оренбурга от 12.04.2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении Щетининой Т.А. в части нарушения срока рассмотрения обращения от 7 декабря 2020 года прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности; в части нарушения роков рассмотрения обращения от 22 декабря 2020 года – за малозначительностью правонарушения.
Прокурором Ленинского района г. Оренбурга подан протест на вышеуказанное постановление, в котором ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение мировому судье. Одновременно прокурором заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления должностного лица.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Оренбурга Абраменок Е.А. ходатайство о восстановлении срока и протест поддержала, по доводам, изложенным в нем.
Щетинина Т.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом. Судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие Щетининой Т.А. в порядке части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.
Рассмотрев ходатайство, изучив протест прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 4 статьи 30.3 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела обжалуемое мотивированное постановление мирового судьи изготовлено 12.04.2021 года.
Направлено мировым судьей данное постановление в адрес прокурора согласно сопроводительному письму 19.04.2021 года. Однако доказательств получения прокурором указанного постановления в материалах дела не имеется. Сопроводительное письмо не имеет регистрационного номера.
По сведениям прокурора копия постановления мирового судьи получена прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга 22.07.2021 года.
Сведений о получении копии обжалуемого постановления прокурором ранее указанной даты материалы дела не содержат.
Предусмотрев норму Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возможности восстановления пропущенного процессуального срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, законодатель отнес решение данного вопроса к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего ходатайства, представленным в его обоснование доказательствам, и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.
Протест прокурора Ленинского района г. Оренбурга с ходатайством о восстановлении срока поданы 27.07.2021 года, то есть в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Учитывая, что материалы дела не содержат сведений о получении копии обжалуемого постановления ранее 22.07.2021 года, полагаю, имеются основания для восстановления процессуального срока на его подачу.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по статье 5.59 КоАП РФ наступает за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Ленинского района г.Оренбурга проверки исполнения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в деятельности ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга установлено, что Щетинина Т.А., являясь должностным лицом – заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, в нарушение требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ на обращения ... В.А. даны несвоевременно, за пределами установленного законом срока.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором Ленинского района г.Оренбурга производства по делу об административном правонарушении и направлении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга Щетининой Т.А. на рассмотрение мировому судье.
Мировой судья, оценив имеющиеся в деле доказательства, квалифицировал действия Щетининой Т.А. по статье 5.59 КоАП РФ, по обращению, поступившему 07.12.2020 года производство по делу прекратил в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, а по обращению, поступившему 22.12.2020 года признав нарушение малозначительным, прекратил производство по делу, ограничившись устным замечанием.
Из материалов дела следует, что Щетинина Т.А. является заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга.
Согласно абзацам 24 и 25 пункта 8 Раздела III должностного регламента заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, утвержденной заместителем руководителя УФНС России по Оренбургской области Щукиным И.В. 01.11.2018 года, в должностные обязанности заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга входит рассмотрение заявлений, предложений, жалоб граждан и юридических лиц в пределах своей компетенции; осуществление контроля над своевременным рассмотрением гражданскими служащими курируемых отделов обращений органов государственной власти, органов судейского сообщества, других организаций и граждан, подготовкой по ним проектов соответствующих писем и решений.
Из абзаца 8 пункта 12 Раздела IV Должностного регламента следует, что заместитель начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга при исполнении служебных обязанностей вправе самостоятельно принимать решения по вопросам, возникающим при рассмотрении курируемыми отделами Инспекции заявлений, предложений, жалоб граждан и юридических лиц.
Абзац 4 пункта 13 указанного Раздела возлагает на заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга при исполнении служебных обязанностей обязанность самостоятельного принятия решения, в том числе, по вопросу определения форм и методов работы с обращениями граждан.
Должностным регламентом предусмотрено, что заместитель начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие, приведшее к нарушению прав и законных интересов граждан.
В силу положений части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Инструкцией по делопроизводству в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, утвержденной приказом ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 25.09.2019 года N, предусмотрен тот же срок рассмотрения обращения граждан.
Согласно абзацу 2 пункту 9.3.2 указанной инструкции, если последний день срока исполнения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший предшествующий ему рабочий день.
Факт нарушения Щетининой Т.А. порядка рассмотрения обращений граждан подтвержден собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03.2021 года; решением заместителя прокурора Ленинского районного г. Оренбурга о проведении проверки от 25.03.2021 года N; приказом руководителя УФНС России по Оренбургской области ... от 25.10.2018 года; должностным регламентом заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 01.11.2018 года; заявлением ... В.А. 11.12.2020 года; ответом заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга Щетининой Т.А. на данное обращение от 22.01.2021 года; объяснениями ... В.А. от 24.03.2021 года; объяснениями Щетининой Т.А. от 29.03.2021 года, и иными материалами дела, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Как отмечалось выше, первое обращение ... В.А. в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга поступило 07.12.2020 года, второе обращение 22.12.2020 года.
Ответ на указанные обращения дан ... В.А. заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга Щетиной Т.А. с указанием даты 22.01.2021 года, однако направлен по почте в адрес ... В.А. только 31.01.2021 года, в связи с чем прихожу к выводу, что фактически ответ дан 31.01.2021 года.
Учитывая вышеизложенное, а также положения Инструкции по делопроизводству в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга вывод мирового судьи о том, что срок дачи ответа на обращение ... В.А. от 07.12.2020 года истек 31.12.2020 года (с учетом выходных дней с 01.01.2021 года по 10.01.2021 года) является верным.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца. Названный срок по настоящему делу на дату рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Щетининой Т.А. (07.04.2021 года) истек 31.03.2021 года (31.12.2020 года +3 месяца).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение этого лица.
Таким образом, мировой судья правомерно прекратил производство по делу по обращению, поступившему 07.12.2020 года в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Прекращая производство по делу в части обращения, поступившего 22.12.2020 года, за малозначительностью с объявлением устного замечания, мировой судья признал правонарушение, допущенное в данной части Щетининой Т.А. малозначительным, указав, в том числе, что срок нарушения дачи ответа составил один день. Также ссылался на отсутствие вреда, тяжких последствий совершенного правонарушения, то обстоятельство, что правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
С указанным выводом согласиться нельзя, из материалов дела следует, что ответ заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга Щетининой Т.А. на обращение ... В.А. от 22 декабря 2020 года датирован 22.01.2021 года, однако фактически направлен заявителю 31.01.2021 года, что подтверждается почтовым реестром, срок рассмотрения обращения нарушен на 10 дней.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности Щетининой Т.А. в материалах дела отсутствуют).
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности отсутствуют. На Щетинину Т.А., как должностное лицо ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, исходя из требований Закона N 59-ФЗ, возложена обязанность по рассмотрению обращений граждан в установленные законом сроки.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 указанного Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет три месяца.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Ленинском районном суде г. Оренбурга протеста прокурора истек срок давности привлечения к административной ответственности, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
ходатайство прокурора Ленинского района г. Оренбурга о восстановлении срока на подачу протеста на постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Оренбурга от 12.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга Щетининой Т. А., удовлетворить.
Восстановить прокурору Ленинского района г. Оренбурга срок на подачу протеста на постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Оренбурга от 12.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга Щетининой Т. А..
Протест прокурора Ленинского района г.Оренбурга удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Оренбурга от 12.04.2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга Щетининой Т. А. в части нарушения срока рассмотрения обращения гражданина ... В.А. от 22 декабря 2020 года за малозначительностью с объявлением устного замечания - отменить.
Производство по делу в этой части прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за истечением срока привлечения к административной ответственности.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статей 30.12-30.17 КоАП РФ.
Судья: подпись В.В. Линькова