38RS0031-01-2023-000058-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Слепцова А.С., при секретаре Пежемской Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к Администрации ~~~ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, к Администрации ~~~, в котором просит признать за ней право собственности на жилую квартиру, расположенную по адресу: ~~~.
В обоснование исковых требований истец указал, что в 1991 году в связи с трудовыми отношениями с учебно-опытным хозяйством «~~~» ~~~ ей и её семье из четырёх человек была выдана квартира в жилом доме, расположенном по адресу: .....
В 2003 году учебно-опытное хозяйство “~~~ было реаргаризовано в ООО ~~~”. В дальнейшем ООО ~~~” реорганизовано в УАПП “~~~. Жилой фоид учхоза во исполнении требований ст. 18 Закона “О приватизации жилищного фонда в РФ” был предан в муниципальную собственность .....
По договору безвозмездного пользования № от **/**/**** Администрация ~~~ в лице КУМИ передала в безвозмездное пользование мою квартиру в числе других жилых домов Администрации ~~~ сельского поселения.
Она братилась в Администрацию ~~~ ~~~ с заявлением о приватизации жилой квартиры, но оказалось, что её квартира не включена в реестр муниципальной собственности, о чем была выдана справка. Её было разъяснено, что необходимо обратиться в суд для признания права собственности на жилую квартиру, необходимо собрать документы: изготовить технический паспорт; справку о наличии общей площади и потребительских качествах дома; справку ФГУП “Ростехинвентаризация” Иркутского филиала о том, что по реестровым книгам за ней домовладение не числится.
Из территориального управления Росимущества по Иркутской области получен ответ о том, что жилая квартира не включена в реестр федерального имущества.
Согласно закона № 1541 “О приватизации жилого фонда в РФ” она имеет право приватизировать жилое помещение в индивидуальную собственность.
Согласно ст. 18 укзанного закона при преобразовании государственных предприятий в иную форму собственности жилой фонд подлежит передаче в ведение местной администрации с сохранением прав граждан на приватизацию жилья. То обстоятельство, что передача жилого фонда учебно-опытного хозяйства «Оёкское» ИРГСХА в муниципальную собственность не оформлена надлежащим образом путем включения в реестр муницпальной собственности, не может являться основанием к отказу в приватизации жилья. В силу прямого указания закона, жилой фонд является муниципальной собственностью, поскольку предприятие - учебно-опытное хозяйство “Оёкское” ИРГСХА ликвидировано, а жилой фонд подлежал передаче в муниципальную собственность.
По скольку приватизация жилого помещения в данном случае не может быть оформлена путем заключения договора приватизации и регистрации права собственности на основании договора, она вынуждена обратиться в суд за защитой своего права с иском о признании права собственности на основании ст. 12 ГК РФ -способ защиты права путем признания права.
В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представтель ответчика - Администрации Оёкского муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, в направленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
Представители третьих лиц - администрации .... муниципального оброзования, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ...., третьи лица - ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса о рассмотрении дела, поступившие от них заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон и их представителей, третьеих лиц.
Изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к оновным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилимы помещением лицами, занимающими его на законных основаниях. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодесе Российской Феедрации.
Исходя из положений ст. 17 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей в период спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Таким образом, приобретение права пользования жилым помещением ставится в зависимость от ряда условий, указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации и ранее действующем до 01.03.2005 Жилищном кодексе РСФСР.
Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда был предусмотрен ст. 43 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Частью 1 ст. 54 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением (ч.2).
Согласно ст. 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты права является признание права.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из похозяйственной книги от **/**/**** на основании похозяйственных книг, хранящихся в администрации Оёкского муниципального образования .... по адресу: ...., с. Оёк, .... домовладение числится за:
- **/**/**** г.г. лицевой счет № квартира ~~~», квартиросъемщик ФИО2;
- **/**/**** г.г. лицевой счет № квартира ~~~», квартиросъемщик ФИО8;
- **/**/**** г.г. лицевой счет № квартира ~~~», квартиросъемщик ФИО8;
- **/**/**** г.г. лицевой счет № квартиросъемщик ФИО8;
- **/**/**** г.г. лицевой счет № квартиросъемщик ФИО8;
- **/**/**** г.г. лицевой счет № квартиросъемщик ФИО8
Согласно справки ГУ МУВД России по Иркутской области от **/**/**** по адресу: .... .... зарегистрированы:
- ФИО2, **/**/**** г.р., дата регистрации - **/**/****;
- ФИО3, **/**/**** г.р., дата регистрации -**/**/****;
- ФИО4, **/**/**** г.р., дата регистрации - **/**/****;
- ФИО5, **/**/**** г.р., дата регистрации -**/**/****;
- ФИО6, **/**/**** г.р., дата регистрации- **/**/****.
Согласно справки, выданнй администрацией ~~~ ~~~ Оёкского муниципального образования, а также в перечне имущества муниципальной собственности ...., переданного в безвозмездное пользование ~~~ муниципальному образованию по договору № от **/**/****, не числится.
Согласно техническому паспорту на жилое помещение - квартиру по ...., ...., .... общая площадь составляет ~~~ кв.м., в том числе жилой 31,5 кв. м.
В Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений в отношении квартиры по адресу: ...., ...., ...., не имеется.
Согласно ответу областного государственного унитарного предприятия «Областной центр технической инвентаризации – Областное БТИ» от **/**/**** техническая документация по квартире, расположенной по адресу: ...., с.... ...., отсутствует.
Согласно статье 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении, на условиях социального найма, вправе, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в долевую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона).
В силу ч. 1 ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 5,8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1,2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилого фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Исходя из вышеуказанных положений право на бесплатное приобретение в собственность занимаемого жилья, предполагает создание гражданам равных правовых условий, реализации данного права. Устанавливая в законодательном порядке право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Согласно п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Таким образом, судом установлено, что истец вселилась в спорное жилое помещение на законных основаниях, имеет право на приобретение занимаемой квартиры в порядке приватизации, в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о правах собственности на спорное жилое помещение, спорное жилое помещение под арестами, запретами не состоит, однако в связи с тем, что спорное жилое помещение не передано в установленном законом порядке в муниципальную собственность, то зарегистрировать право собственности истцы во внесудебном порядке не имеют возможности, в связи с чем, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, признать за истцом право собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к администрации ~~~ муниципального образования о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации –удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: ...., с...., .....
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 16 мая 2023 года.
Судья: А.С. Слепцов