Судебный акт #2 (Решение) по делу № 2-248/2023 ~ М-148/2023 от 29.03.2023

Дело <№ скрыт>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес скрыт> 25 мая 2023 г.

Резолютивная часть решения суда оглашена в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Селимова Б.С.,

при секретаре – помощнике судьи ФИО12,

с участием представителя заявителя – начальника отдела опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» ФИО13, заинтересованного лица ФИО1 и заместителя прокурора <адрес скрыт> ФИО14,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Рутул гражданское дело по заявлению органа опеки и попечительства администрации МР «<адрес скрыт>» о признании факта отсутствия попечения над несовершеннолетней ФИО3, передаче несовершеннолетней органу опеки и восстановлении права на получение пособий по опеке,

УСТАНОВИЛ:

Орган опеки и попечительства администрации МР «<адрес скрыт>» в лице начальника ФИО13 обратился в суд с заявлением о признании факта отсутствия попечения над несовершеннолетней ФИО3, передаче несовершеннолетней органу опеки и восстановлении права на получение пособий по опеке.

Требования мотивированы тем, что ФИО2 является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которую она родила вне брака. В марте 2008 года ФИО2 свою двухлетнюю дочь ФИО27 Маю ФИО11 вместе со своей сводной младшей сестрой ФИО4 отправила к своей материи ФИО1, проживающей в <адрес скрыт> Республики Дагестан и с этого времени несовершеннолетняя ФИО3 проживает в семье бабушки ФИО1 За все это время мать несовершеннолетней ФИО3 -ФИО2 не интересовалась о здоровье и мете нахождения ребенка. Начиная с 2013г. орган опеки неоднократно обращался в различные инстанции для определения места жительства ФИО2 для последующего обращения в суд и различные органы с заявлениями для защиты прав ребенка, но определить место нахождения матери ребенка не представилось возможным и потому судьба девочки остается неопределенной из-за отсутствия у нее соответствующего статуса.

Просит установить факт отсутствия попечения над несовершеннолетней ФИО3, передать ее органу опеки и восстановить право на получение пособий по опеке.

В судебном заседании представитель заявителя – начальник отдела опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» ФИО13 заявление поддержал и просил суд удовлетворить заявленные требования.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании просила суд удовлетворить заявление, пояснив, что ее дочь ФИО2 родила вне брака дочь ФИО27 Маю ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которую бросила, оставив на ее содержании и воспитании без какого-либо внимания и заботы с ее стороны. Ее дочь ФИО6 вела разгульный образ жизни, месяцами пропадала, пьянствовала, занималась проституцией, имела несколько приводов в полицию района по месту жительства. Поиски дочери и определение ее места жительства начиная с 2008 года, которое было необходимо для обращения в соответствующие инстанции с заявлениями для защиты прав ребенка, не привели к каким-либо результатам и определить место нахождения матери ребенка так и не смогли. Обращения в суд с заявлением о признании дочери безвести отсутствующей и о лишении родительских прав, было отказано и возвращено органу опеки <адрес скрыт> для обращения в суд по месту ее жительства, но по настоящее время ее место жительства так и не смогли определить. В хуторе, где она была зарегистрирована, не появлялась, сведений о ней и месте жительства в <адрес скрыт> и в <адрес скрыт> никто не имеет. Заявление о розыске в Калининское РОВД не принято с отпиской о ее проживании в <адрес скрыт>, второе заявление было передано в РОВД по месту ее жительства, где также не приняли меры, ссылаясь на необходимость направления заявления по территориальности, в связи с чем социально-правовой статус несовершеннолетней до настоящего времени не определен.

    Заинтересованное лицо – несовершеннолетняя ФИО27 Мая ФИО11 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГг. просила суд удовлетворить заявление, пояснив, что она не знает, как выглядит ее мама, поскольку в двухлетнем возрасте в 2008г. она оставила ее у бабушки ФИО1, проживающей в <адрес скрыт> Республики Дагестан. Бабушка ее воспитала, ухаживала, покупала необходимые вещи и продукты, она пошла учиться в Хлютскую среднюю школу и в этом году окончила школу.

Заместитель прокурора <адрес скрыт> ФИО14 в заключении просила удовлетворить заявленные требования частично в части выплаты пособий по опеке за последний год, другие заявленные требования просила удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованное лицо – несовершеннолетняя ФИО27 Мая ФИО11, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ не явилась, о причинах неявки в суд не сообщила, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила. Со слов бабушки ФИО1, ее внучка ФИО27 Мая ФИО11 приболела, и в настоящее время находится в больнице с диагнозом невралгия троичного нерва.

В этой связи суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии ФИО3.

Изучив имеющиеся по делу доказательства, выслушав заявителя и заинтересованного лица, а также заключение заместителя прокурора <адрес скрыт> ФИО14, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ следует, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 3, 4 и 5 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества. Государства - участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Законодатель оставил открытым перечень юридических фактов, которые могут быть установлены судом в порядке особого производства, что и отражено в п. 10 ч. 2 данной статьи. Такой подход законодателя в большей степени позволяет охватить все многообразие жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться лицо в том или ином случае.

Согласно абзацу третьему ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе в связи с установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов.

Таким образом, установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Из ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ следует, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законом осуществляется только в случае их нарушения.

Как указано в пункте 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <№ скрыт> (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Положения ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

Так, детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, для того чтобы в отношении ребенка, не достигшего возраста 18 лет, действовали правовые льготы, в соответствии с преамбулой и абз. 3 ст. 1 Закона № 159-ФЗ он должен быть признан лицом, которое осталось без попечения единственного или обоих родителей, в несудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над ребенком не представляется возможным, в связи с чем, на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 264 и статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факт отсутствия родительского попечения над ребенком устанавливается судом в порядке особого производства.

Из свидетельства о рождении IV-БД <№ скрыт>, повторно выданного отделом ЗАГС УЗАГС МЮ РД по ЮТО в <адрес скрыт> 13.08.2020г. видно, что ФИО27 Мая ФИО11 родилась ДД.ММ.ГГГГг. в <адрес скрыт>. Ее родителями являются ФИО5 и ФИО6.

Постановлением Главы МР «<адрес скрыт>» от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> в отношении ФИО3 установлено предварительное попечительство, попечителем назначена ФИО1, в связи с тем, что отец ФИО3 неизвестен, а мать ФИО6 более десяти лет не принимает участие в ее воспитании и содержании.

Из аттестата об основном общем образовании от ДД.ММ.ГГГГг. видно, что ФИО27 Мая ФИО11 в 2022г. окончила МКОУ «Хлютская средняя общеобразовательная школа» и получила основанное общее образование.

Согласно справке администрации СП «Сельсовет Хлютский» от 27.02.2023г. <№ скрыт>, ФИО27 Мая ФИО11 с 2008г. проживает с бабушкой ФИО1, мать ребенка с 2008г. не появлялась в селе Хлют.

Из справки МКОУ «Хлютская средняя общеобразовательная школа» <№ скрыт> от 27.02.2023г. видно, что ФИО27 Мая ФИО11 21.08.2013г. была принята в первый класс МКОУ «Хлютская СОШ» и завершила полный курс обучения по основному общему образованию 28.06.2022г. Бабушка выпускницы ФИО3 - ФИО1 занималась воспитанием внучки, которая была опрятно одета, хорошо училась при примерном поведении.

Согласно справке администрации СП «Сельсовет Хлютский» от 27.02.2023г. <№ скрыт>, ФИО1 проживает по адресу: <адрес скрыт>, ул. ФИО26, <адрес скрыт>, и имеет состав семьи: Муж ФИО7 и внучка ФИО27 Мая ФИО11. В собственности семьи имеется жилой <адрес скрыт> года постройки с жилой площадью 60 кв.м.

Из находящегося в материалах дела решения Ахтынского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГг. видно, что этим решением отказано в удовлетворении заявления ФИО1 о признании гражданки ФИО6 безвестно отсутствующей.

Данное решение не было обжаловано и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГг.

Из определения Октябрьского районного суда <адрес скрыт> от ДД.ММ.ГГГГг. видно, что этим определением исковое заявление органа опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» к ФИО6 о лишении родительских прав, возвращено истцу для обращения по подсудности.

Из ответа руководителя УСЗН в <адрес скрыт> ФИО15 от 25.12.2013г. <№ скрыт> на имя начальника ООП администрации МР «<адрес скрыт>» ФИО16 следует, что провести Акт обследования социально-бытовых условий ФИО6 по адресу: <адрес скрыт>, корпус «А» не представилось возможным ввиду проживания по этому адресу другой семьи. По сведениям УСЗН министерства социального развития и семейной политики <адрес скрыт> во внутригородских округах <адрес скрыт>, ФИО6 в базе данных не значится.

Из ответа начальника полиции УМВД России по <адрес скрыт> ФИО17 от 15.10.2013г. <№ скрыт> на имя начальника ООП администрации МР «<адрес скрыт>» ФИО16, по базе данных ФИО6 допустила административные правонарушения в 2009г. проституция и 2012г. распитие спиртных напитков.

Из ответа и.о. руководителя УСЗН в <адрес скрыт> ФИО18 от 19.10.2016г. <№ скрыт> на запрос ООП администрации МР «<адрес скрыт>» следует, что семья ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по базе данных СП «Социальный регистр», как получатель мер социальной поддержки и не зарегистрирована, на ведомственном профилактическом учете в управлениях социальной защиты населения во внутригородских округах <адрес скрыт> не состоит, обращения ФИО6 в учреждения социального обслуживания не поступало.

Согласно характеристике, выданной главой администрации Куйбышевского сельского поселения ФИО19, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГг. по адресу: <адрес скрыт>, фактически с 2008г. по этому адресу не проживает. За время проживания зарекомендовала с отрицательной стороны, не работала, имела склонность к аморальному образу жизни. Дочь ФИО27 Маю ФИО11 в феврале 2008г. оставила у своей матери и участие в ее воспитании и содержании не принимала.

Из ответа Врио начальника полиции ОМВД России по <адрес скрыт> ФИО20 от 22.06.2017г. <№ скрыт> на имя начальника ООП администрации МР «<адрес скрыт>» ФИО16 видно, что в результате проведенных ОРМ, не установлено проживание на территории <адрес скрыт> ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. По имеющейся информации на ФИО6 13.11.2013г. составлялся административный материал по ст. 6.11 КоАП РФ.

Согласно ответу отдела ЗАГС УЗАГС МЮ РД по ЮТО в <адрес скрыт> на запрос Отдела опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» <№ скрыт> от 07.03.2023г., данные о регистрации смерти на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в отделе отсутствуют.

Из ответа начальника полиции ОМВД России по <адрес скрыт> ФИО21 от 22.03.2023г. <№ скрыт> на имя начальника ОМВД России по <адрес скрыт> ФИО22 видно, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по адресу: <адрес скрыт>. Однако с 2021г. проживает по адресу: <адрес скрыт>, со своим супругом ФИО8 и малолетним ребенком ФИО9.

Из ответа начальника отдела по вопросам семьи и детства администрации МО «<адрес скрыт>» ФИО23 на запрос главы МР «<адрес скрыт>» ФИО24 видно, что в ходе выезда специалистами отдела 06.03.2023г. по адресу: <адрес скрыт> установлено, что из домовладения никто не вышел. Со слов соседей и главы Куйбышевского сельского поселения <адрес скрыт>, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не проживает по этому адресу более 10 лет.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и представленных доказательств, суд приходит выводу о том, что ФИО3, 27.02.2006г.р., с февраля 2008г. по настоящее время осталась без попечения родителей, поскольку мать ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и отец ФИО5 уклонялись от выполнения родительских обязанностей, воспитанием дочери, ее содержанием не занимались, за все это время содержанием и воспитанием занималась бабушка ФИО1, которая впоследствии была назначена попечителем ФИО3, 27.02.2006г.р.

В соответствии с п. 10 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «О размерах и порядке выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также о размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», назначенные денежные средства на содержание ребенка, своевременно не полученные опекуном (попечителем), приемными родителями, выплачиваются за прошедший период, но не более чем за год, если обращение за ними последовало до достижения подопечным 18-летнего возраста.

Денежные средства на содержание ребенка, не полученные по вине органа опеки и попечительства, выплачиваются в соответствии с законодательством.

Суд считает, что денежные средства попечителем ФИО1 на содержание ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не получена по вине органа опеки и попечительства, поскольку располагая сведениями о воспитании бабушкой ФИО1 внучки ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с февраля 2008г. по настоящее время орган опеки и попечительства администрации МР «<адрес скрыт>» не принял необходимых и достаточных мер для определения статуса ребенка, как оставшегося без попечения родителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 121 СК РФ ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд    

РЕШИЛ:

Заявление начальника органа опеки и попечительства администрации МР «<адрес скрыт>» ФИО13 удовлетворить частично.

Установить факт отсутствия родительского попечения со стороны ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, над ее несовершеннолетней дочерью ФИО27 Мая ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вследствие неосуществления родителями своих обязанностей.

ФИО27 Мая ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передать органу опеки и попечительства муниципального района «<адрес скрыт>» для дальнейшего устройства.

Восстановить право ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение по программе государственной поддержки пособия по опеке за период за последний год с момента обращения с заявление о назначении пособия.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья Б.С. Селимов

Решение суда вынесено на компьютере в совещательной комнате.

2-248/2023 ~ М-148/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Ахтынский районный суд Республики Дагестан
Судья
Селимов Байрам Селимович
Дело на странице суда
ahtinskiy--dag.sudrf.ru
29.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2023Передача материалов судье
31.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Подготовка дела (собеседование)
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #2 (Решение)
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее