Дело № 12-3/2024
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
18 января 2024 года с. Туруханск Красноярский край
Судья Туруханского районного суда Красноярского края Житникова Л.В.,
с участием помощника прокурора Туруханского района Бударина С.Р.,
лица привлеченного к административной ответственности – главы Туруханского сельсовета Туруханского района Красноярского края Кленавичус А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – главы Туруханского сельсовета Туруханского района Красноярского края Кленавичуса Алексея Анатольевича на постановление мирового судьи судебного участка № 126 в Туруханском районе Красноярского края от 02 июня 2023 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - глава Туруханского сельсовета Туруханского района Красноярского края Кленавичуса Алексея Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 126 в Туруханском районе Красноярского края от 02 июня 2023 года глава Туруханского сельсовета Кленавичус А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе поданной в Туруханский районный суд в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, глава Туруханского сельсовета Кленавичус А.А. считает постановление мирового судьи незаконным. В обоснование доводов жалобы указано, что: 28 марта 2023 года администрацией Туруханского сельсовета в адрес прокуратуры Туруханского района направлен ответ, согласно которого в п.п.3-4 требования от 24 марта 2023 года отсутствует временной период, за который необходимо предоставить информацию; администрацией Туруханского сельсовета было предложено предоставление сотруднику прокуратуры всей имеющейся и запрошенной информации в помещении администрации Туруханского сельсовета; прокуратурой Туруханского района были затребованы документы, которые не входили в предмет проверки, соблюдения жилищных прав граждан при предоставлении жилых помещений из маневренного фонда Туруханского сельсовета, что является нарушением ч.2.3 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», мотивированного решения прокурора о расширении предмета проверки в адрес администрации не поступало; администрацией Туруханского сельсовета ранее, 20 марта 2023 года по требованию прокурора была предоставлена информация по соблюдению жилищных прав граждан при предоставлении жилых помещений из маневренного фонда Туруханского сельсовета; должностное лицо Глава Туруханского сельсовета Кленавичус А.А. не был надлежащим образом извещен о составлении в отношении него постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ; постановление об административном правонарушении было составлено прокурором в отсутствие Кленавичус А.А.; при назначении наказания мировой судья применил недействующую редакцию ст. 4.1.1 КоАП РФ. На основании изложенного, просил отменить постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи, производство по делу прекратить по ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании должностное лицо - глава Туруханского сельсовета Кленавичус А.А. доводы изложенные в жалобе поддержал в полном объеме. Кроме того, пояснил, что сотрудник прокуратуры Туруханского района ознакомился с запрошенными документами, в помещении администрации сельсовета путем фотографирования. Кроме того, пояснил, что прокурором Туруханского района было предоставлено мало времени (учетом двух выходных дней) для направления запрашиваемой, требованием от 23 марта 2023 года, информации и документов.
Помощник прокурора Туруханского района Бударин С.Р. в судебном заседании считал, что постановление мирового судьи судебного участка №126 в Туруханском районе является законным, а жалоба главы Туруханского района не обоснованной и не подлежащей удовлетворению. Пояснил, что запрашиваемая прокуратурой района информация и документы, указанные в Требовании от 23 марта 2023 года, не выходила за пределы проверки, поскольку проверка проводилась в рамках соблюдения жилищных прав жителей Туруханского сельсовета. Времени для предоставления запрошенной информации было достаточно, поскольку согласно Федерального закона от 17 января 1992 №2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации», срок предоставления сведений по Требованию прокурора составляет от 2 до 5 рабочих дней.
Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что предметом надзора за исполнением закона являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (часть 3 статьи 21)
На основании абзаца третьего части 1 статьи 22 названного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Исходя из пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела 16 марта 2023 года и.о. прокурора Туруханского района - заместителем прокурора Марудиным Н.А. было принято решение №37 о проведении проверки администрации Туруханского сельсовета по факту соблюдения последней жилищных прав граждан (у которых единственное жилое помещен не стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, на период проведения капитального ремонта многоквартирного дома или других предусмотренных законом случаях) при предоставлении жилых помещений из маневренного фонда Туруханского сельсовета.
24 марта 2023 года в адрес администрации Туруханского сельсовета направлено требование о предоставлении письменной информации и документов, а именно: 1) актуальный реестр всех муниципальных жилых помещений, (с раздельной разбивкой на свободные и заселённые жилые помещения) с указанием категории квартир, а именно: 1.1) социального найма, с указанием: 1.1.1) адреса объекта; 1.1.2) идентификационных данных всех граждан, проживающих в названных объектах; 1.1.3) даты заключения договора (фактической даты предоставления жилого помещения); 1.2) специализированного найма, с указанием: 1.2.1) адреса объекта; 1.2.2) идентификационных данных всех граждан, проживающих в названных объектах; 1.2.3) даты заключения договора (фактической даты предоставления жилого помещения); 1.3) коммерческого найма, с указанием: 1.3.1) адреса объекта; 1.3.2) идентификационных данных всех граждан, проживающих в названных объектах; 1.3.3) даты заключения договора (фактической даты предоставления жилого помещения); 2) актуальный список всех пустующих муниципальных жилых помещений на текущую дату; 3) представить заверенные копии всех заключенных договоров с гражданами по предоставленным жилым из маневренного фонда Туруханского сельсовета; 3.1) основания предоставления жилых помещений из маневренного фонда Туруханского сельсовета; 4) заверенные копии всех распоряжений об отнесении жилых помещений к маневренному фонду; 4.1) заверенные копии всех распоряжений об исключении жилых помещений из маневренного фонда; 5) актуальный список нуждающихся граждан находящихся в очереди на предоставление им жилых помещений по договорам социального, специализированного и коммерческого найма (с раздельной разбивкой на категории квартир), в срок не позднее 29 марта 2023 года; 6.1) В течение 2 рабочих направить электронные образы требования с отметкой об ознакомлении.
Главой Туруханского сельсовета от 28 марта 2023 года №01-12/202 в адрес прокуратуры района направлен ответ, в котором указано на невозможность выполнения требования от 24 марта 2023 года ввиду объёма истребуемой информации, значительно превышающей объем информации, которая предоставляется на бесплатной основе, со ссылкой на ст. 22 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Предложено ознакомится с запрашиваемой информацией в помещении администрации Туруханского сельсовета, с предоставлением отдельного рабочего места для сотрудника прокуратуры Туруханского района. Также по пунктам 1, 2, 5 требования должностным лицом Кленавичусом А.А. отказано в представлении письменной информации и документов со ссылкой на то, что решение и.о. прокурора Туруханского района от 16 марта 2023 № 37 о проведении проверки не входит в предмет проверки и нарушает п. 2.3 ст. 6 Федерального закона о прокуратуре.
В связи с неисполнением требований прокурора в отношении главы Туруханского сельсовета Кленавичус А.А. было вынесено 07 апреля 2023 года постановление о возбуждении производства об административном правонарушении предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно постановлению Кленавичус А.А. являясь главой Туруханского сельсовета Туруханского района Красноярского края, не выполнил требования прокурора Туруханского района, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом не предоставив в срок не позднее 29 марта 2023 года письменную информацию и документы по требованию от 24 марта 2023 года, в срок не позднее 29 марта 2023 года. Кроме того, Кленавичус А.А. не выполнил пункт 6 Требований от 24 марта 2023 года, не предоставив электронный образ Требования с отметкой об ознакомлении.
Мировой судья признал вину Кленавичуч А.А. доказанной, пришел к выводу о том, что должностное лицо – глава Туруханского сельсовета Туруханского района Красноярского края Кленавичус А.А. не выполнил требования прокурора в установленный законом срок.
По общему правилу лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности по истечении установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, совершенное главой Туруханского сельсовета Кленавичус А.А. и предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, составляет три месяца, поскольку глава сельсовета не относится к должностным лицам к которым возможно применение административного наказания в виде дисквалификации.
При этом срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, если в требовании прокурора была обозначена дата, с наступлением которой связано совершение определенных действий, срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение данных действий начинает течь с момента наступления данной даты, заканчивается по истечении трех месяцев.
Из вышеизложенного следует, что срок привлечения Кленавичус А.А. к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ начал исчисляться с 30 марта 2023 года, когда не было выполнено требование прокурора, и, следовательно, закончился 30 июня 2023 года.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности и об административной ответственности лица обсуждаться не может.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 сентября 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 126 в Туруханском районе Красноярского края от 02 июня 2023 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - глава Туруханского сельсовета Туруханского района Красноярского края Кленавичуса Алексея Анатольевича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Туруханского районного суда
Красноярского края Л.В. Житникова