Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-827/2021 (2-3673/2020;) ~ М-4030/2020 от 21.12.2020

70RS0004-01-2020-007812-82

Дело № 2-827/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

30 марта 2021 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Порубовой О.Н.

при секретаре Силантьевой К.С.

с участием:

истца Редчиц А.Ф.,

представителей истца Долгова А.В. (на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ), Соколовой Н.В. (доверенность от 20.09.2019 на срок 3 года),

представителя ответчика Урусова Д.Б. (доверенность от 23.11.2020 на срок 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Редчиц Алексея Филипповича к администрации г. Томска, администрации Октябрьского района г. Томска о признании нуждающимся в жилом помещении, признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (категория- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС),

установил:

Редчиц А.Ф. обратился в суд (с учетом заявления в порядке ст. 29 ГПК РФ) с иском к администрации г. Томска, администрации Октябрьского района г. Томска о признании нуждающимся в жилом помещении; признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (категория- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС); признании незаконным постановления администрации г. Томска от 06.04.2020 № 275 от отказе в признании участником ведомственной целевой программы; возложении обязанности включить в список участников ведомственной целевой программы.

В обоснование иска указано, что истец относится к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. До настоящего времени не обеспечен жильем. Администрацией Октябрьского района г. Томска 15.08.2019 отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку истец не может быть признан малоимущим.

Постановлением администрации г. Томска № 275 от 06.04.2020 истцу отказано в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (категория- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) на основании подп. «б» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.

Истец считает данные отказы незаконными, т.к. имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, поскольку жилья не имеет.

В судебном заседании истец и его представители иск поддержали. Истец пояснил, что обращался в администрацию несколько раз, ему было отказано с указанием, что он не может быть принят на учет, т.к. не является малоимущим гражданином, однако в данном случае законодатель предусмотрел иной порядок обеспечения жильем.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что Редчиц А.Ф. относится к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (удостоверение от 29.10.2004), является ... (справка № 2792792 от 15.12.2004).

Истец не имеет в собственности жилые помещения (выписка из ЕГРН от 15.12.2020).

Администрацией Октябрьского района г. Томска отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (ответ № 30 от 27.06.2018, № 19 от 15.08.2019 с приложенными документами), при этом администрация Октябрьского района г. Томска исходила из того, что среднемесячный доход истца не позволяет отнести его к категории малоимущих граждан.

Постановлением администрации г. Томска № 275 от 06.04.2020 истцу отказано в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (категория- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) на основании подп. «б» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.

Проверяя законность данных актов администрации, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Согласно ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с подп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 15, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Согласно подп. «б» п. 22. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил.

Согласно п.19 Правил для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением следующих документов:

г) граждане, указанные в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил:

документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.

Отказывая истцу в принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, администрация Октябрьского района г. Томска исходила из того, что доход истца не позволяет отнести его к категории малоимущих граждан.

В последующем постановлением администрации г. Томска № 275 от 06.04.2020 отказано в признании Редчиц А.Ф. участником ведомственной целевой программы, т.к. им не представлено решение администрации района, подтверждающее постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, суд считает, что данные отказы основаны на неверном толковании норм жилищного права.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2 ст. 49).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст. 49).

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В ст. 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд приходит к выводу, что истец Редчиц А.Ф. относится к категории граждан, которые, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных, условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

При этом как видно из дела, истец жилья не имеет, что является основанием для признания его нуждающимся в представлении жилого помещения.

Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации и вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. В настоящем случае представление жилого помещения истцу связано не с его маломощностью, а с отнесением его к категории граждан, для которой установлено специальное регулирование в вопросах обеспечения жильем.

Из заявления истца, с которым он обращался в администрацию, усматривается, что он просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не как малоимущего гражданина, а как имеющего право на обеспечение жилым помещением на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренный Законом Томской области № 130-ОЗ от 11.08.2005 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», а также частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к истцу не применяется.

По этой причине нельзя признать законным и постановление администрации г. Томска № 275 от 06.04.2020, поскольку у истца имеются основания как быть признанным нуждающимся в представлении жилого помещения, так и участником ведомственной целевой программы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ № 375 ░░ 06.04.2020 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░» (░░░░░░░░░- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░).

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░» (░░░░░░░░░- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░).

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░» (░░░░░░░░░- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 3 2- 827/2021 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░.

2-827/2021 (2-3673/2020;) ~ М-4030/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Редчиц Алексей Филиппович
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Администрация Октябрьского района г.Томска
Другие
Урусов Денис Борисович
Администрация Октябрьского района г.Томска
Долгов Анатолий Васильевич
Соколова Наталья Викторовна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Порубова О.Н.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2021Подготовка дела (собеседование)
27.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.02.2021Предварительное судебное заседание
10.03.2021Подготовка дела (собеседование)
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2021Судебное заседание
06.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее