Судья: Багрова А.А. адм. дело № 33а-6997/2024
УИД: 63RS0031-01-2022-005976-98
№ 2-5/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Давыдовой С.Е., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Павлове К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, ФСИН России на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 9 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения представителя административных ответчиков Старостиной А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко Л.М. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, ФСИН России о признании действий незаконными, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Бондаренко Л.М. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ г. он отбывает наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области за совершение преступления предусмотренного частью 3 <данные изъяты> УК РФ. С момента прибытия в указанное учреждение, начал предъявлять жалобы на состояние здоровья, а именно <данные изъяты>, носящий острый постоянный характер, в связи с чем, обращался к медицинским работникам и начальнику медицинской части 10 ФКУ ИК-29 (МЧ-10) УФСИН России по Самарской области, но помощи от них не получал.
В августе 2021 г. Бондаренко Л.М. стало плохо, в связи с чем был доставлен в медицинскую часть №№, осмотрен медицинскими работниками и определен в стационар МЧ-10 ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области. Из предъявленных симптомов были: <данные изъяты>. Медицинской помощи административный истец не получал, фактически был брошен в палате стационара. Также не оформлен лист нетрудоспособности, который должны были ему открыть, в связи с тем, что он был трудоустроен и работал на производстве в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области на швейном участке №№. В стационаре истец находился в период с 24 августа 2021 г. по 14 сентября 2021 г., после чего был этапирован в Больницу ФКУЗ-63 ФСИН России с неправильным диагнозом. В указанное медицинское учреждение истец поступил 14 сентября 2021 г., где врачи оказали ему квалифицированную помощь, установили диагноз, провели лечение. На лечении истец находился в период с 14 сентября 2021 г. по 13 января 2022 г. Также истцу в данный период комиссией МСЭ в связи с заболеванием истца «<данные изъяты>» установлена <данные изъяты>. 15 января 2022 г. истец был этапирован в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области для дальнейшего отбывания наказания. Нарушение прав истца в области труда и здравоохранения, по мнению Бондаренко Л.М. повлекло причинение вреда здоровья в виде установления 3 <данные изъяты>, моральные и физические страдания и неудобства, выраженные в чувствах страха, унижения, собственного бессилия, беззащитности, ухудшения здоровья от последствий перенесенного заболевания. Считает, что причиненный моральный и физический вред может быть возмещен выплатой компенсации в размере <данные изъяты> рублей, из расчета выплаты компенсации за потерю работы и источника дохода, так как по физическому состоянию он не имеет возможности трудиться, что составляет <данные изъяты> рублей из расчета МРОТ за 12 месяцев; выплаты больничного за период нахождения в стационаре МЧ-10 с 24 августа 2021 г. по 14 сентября 2021 г. в размере 9 000 рублей; выплаты компенсации затраченных средств на покупку лекарств и препаратов в размере <данные изъяты> рублей; выплаты компенсации за перенесенные морально-нравственные и физические страдания в размере <данные изъяты> рублей. Также истец полагает, что установленная инвалидность находится в причинно-следственной связи с бездействием, допущенным сотрудниками исправительного учреждения, что привело впоследствии к установлению 3 группы инвалидности.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Бондаренко Л.М. просил суд признать нарушение его прав и причинение вреда его здоровью УФСИН России по Самарской области в лице ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России и ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области. Установить и привлечь к ответственности должностных лиц, нарушивших его права в области труда и здравоохранения, нарушивших документооборот. Привлечь к ответственности Жукова В.Н. по статье 124-125 УК РФ. Обязать УФСИН России по Самарской области в лице ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России и ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области возместить ему моральный вред, выраженный в затратах физических и нравственных страданиях, денежной суммой в размере <данные изъяты> рублей за счет казны РФ в пользу истца.
Определением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 9 января 2024 г. производство по требованиям в части установления и привлечения к ответственности должностных лиц, нарушивших права истца в области труда и здравоохранения, нарушивших документооборот, а также привлечения к ответственности Жукова В.Н. по статье 124-125 УК РФ прекращено (т. 2 л.д. 47-48).
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 9 января 2024 г. исковые требования Бондаренко Л.М. удовлетворены частично. Суд взыскал с ФСИН Росси за счет казны Российской Федерации в пользу Бондаренко Л.М. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В остальной части исковых требований отказано (т. 2 л.д. 49-58).
С решением суда не согласились УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, ФСИН России, в апелляционной жалобе просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 2 л.д. 67-68).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 2 июля 2024 г. осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства (т. 2 л.д. 121-123).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №494-ФЗ) в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ) внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Согласно статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 УИК РФ).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 УИК РФ).
Согласно части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
На основании пунктов 2, 4, 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № №, установлено, что одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и иконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Порядок организации медицинской помощи осужденным устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № № "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы", Приказом Минюста РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 2002 г. № № "О мерах по улучшению медицинского обслуживания лиц, содержащихся в колониях-поселениях, членов их семей, рабочих и служащих колоний-поселений", Приказом Министерства Юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. № № "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, лечебные исправительные учреждения для больных туберкулезом, лечебные исправительные учреждения для больных наркоманией. Помощь может оказываться и лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.
Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность и охрану здоровья осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 5 статьи 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. истец Бондаренко Л.М. отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору Центрального районного суд г. Тольятти Самарской области от 24 февраля 2021 г. и приговору Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 мая 2019 г.
В обоснование своих доводов Бондаренко Л.М. указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. он содержался в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области. За время содержания неоднократно обращался в медицинскую часть 10 ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области для получения медицинской помощи, которая надлежащим образом не была оказана. Кроме того, в период с 24 августа 2021 г. по 14 сентября 2021 г. он находился в стационаре МЧ-10 ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, однако лист нетрудоспособности не был оформлен, в связи с чем, нарушены его права в области труда и здравоохранения, что в дальнейшем повлекло причинение вреда здоровью, установлению <данные изъяты>, моральные и физические страдания и неудобства.
В материалы дела Прокуратурой Самарской области представлено надзорное производство № №, из которого следует, что проверкой прокуратуры области обращений осужденного Бондаренко Л.М. установлено, что приказом начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области от 9 июля 2021 г. № № Бондаренко Л.М. привлечен к труду с 9 июля 2021 г. на должность <данные изъяты>, а приказом от 3 сентября 2021 г. № № привлечение к труду осужденного прекращено.
Согласно разнарядкам вывода на работу, имеющимся в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области Бондаренко Л.М. на работу на промышленную зону учреждения в период с 24 августа 2021 г. по 6 сентября 2021 г. не выводился. Причина не вывода на работу является отметка - МСЧ.
При этом, в табелях учета рабочего времени за август и сентябрь 2021 года отражены недостоверные сведения о выводе на работу Бондаренко Л.М. в вышеуказанные дни, что противоречит требованиям статьи 91 ТК РФ.
Также факт нетрудоспособности Бондаренко Л.М. в указанный период подтверждается сведениями, имеющимися в амбулаторной карте осужденного, согласно которым 23 августа 2021 г., 24 августа 2021 г., 26 августа 2021 г., 1 сентября 2021 г., 2 сентября 2021 г., 4 сентября 2021 г. неоднократно осматривался медицинским работником МЧ-10 и получал лечение, а с 14 сентября 2021 г. по 13 января 2022 г. находился на стационарном лечении в Больнице МСЧ-63 с диагнозом «<данные изъяты>».
Вместе с тем, в нарушение статьи 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Минздрава России от 23 августа 2016 г. № № «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» лист нетрудоспособности Бондаренко Л.М, не выдан. При этом, отсутствовали основания для отказа в выдаче листка нетрудоспособности, предусмотренные пунктом 1.9 приказа Минздрава РФ № 316, Минюста РФ № 185, ФСС РФ № № от 14 июля 2003 г. «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность» (т. 1 л.д. 13-15).
29 июля 2022 г. Тольяттинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес временного исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе в части нарушения при нарушении осужденному Бондаренко Л.М. медицинской помощи, а также оформления медицинской документации в МЧ-10 (т. 1 л.д.116-120).
Из ответа временного исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области от 31 августа 2022 г. следует, что в ходе проверки по факту не оформления листка нетрудоспособности осуждённого Бондаренко Л.М. с 23 августа 2021 г. по 13 сентября 2021 г. в период амбулаторного лечения в филиале МЧ-10 и не организации проведения осмотра осуждённого врачом неврологом установлено, что данное нарушение совершено начальником филиала МЧ-10 подполковником внутренней службы Жуковым В.Н. Вместе с тем, привлечь к дисциплинарной ответственности не представляется возможным, в связи с переводом в распоряжение УФСИН Области по Калининградской области для дальнейшего прохождения службы.
Также, 31 августа 2022 г. Тольяттинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес временного исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе о внесении недостоверных сведений в табелях учета рабочего времени осужденного Бондаренко Л.М. за август и сентябрь 2021 года (т. 1 л.д. 131-136).
Согласно ответу начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области от 2 октября 2022 г. № № по факту отражения в табелях учета рабочего времени за август и сентябрь 2021 г. недостоверных сведений по осужденному Бондаренко Л.М., в нарушение статьи 91 ТК РФ заместителю начальника – начальнику ЦТАО ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области старшему лейтенанту внутренней службы Боксареву А.С. строго указано о недопустимости слабого контроля за работой подчиненных сотрудников (т. 1 л.д. 137-138).
В ходе рассмотрения дела, ввиду необходимости специальных познаний в области медицины, суд назначил по делу проведение комплексной судебно-медицинской экспертизы в ГБУЗ «Самарское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» с привлечением внештатных специалистов (т. 1 л.д. 145-147).
Согласно результатам комплексной судебно-медицинской экспертизы, изложенным в заключении эксперта № № от 26 ноября 2022 г. – 27 ноября 2023 г. (т. 1 л.д. 208-225) установлено, что по данным «Медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» ФСИН России г. Самара МСЧ-63 Бондаренко Л.М. в юридически значимый период установлены диагнозы:
- 26 августа 2021 г. - «<данные изъяты>»,
- 1 сентября 2021 г. - «<данные изъяты> (дописано другими чернилами и почерком),
- 1 сентября 2021 г. - «<данные изъяты>»,
- 2 сентября 2021 г. - «<данные изъяты>».
- 4 сентября 2021 г - «<данные изъяты> (дописано другими чернилами и почерком)».
По данным «Медицинской карты стационарного больного» № № период госпитализации в Филиале «Больница» ФКУЗ «МСЧ № 63» ФСИН с 14 сентября 2021 по 13 января 2022 г. Бондаренко Л.М.:
-осмотрен <данные изъяты>,
-выполнены:
– общеклинические обследования (<данные изъяты>),
– инструментальные методы исследования (<данные изъяты>),
-назначено консервативное лечение в соответствии установленного диагноза (<данные изъяты>).
Медицинская помощь в Филиале «Больница» ФКУЗ «МСЧ № 63» ФСИН оказана в соответствии с Клиническими рекомендациями «<данные изъяты>» (год утверждения 2020), разработанные Всероссийским обществом неврологов, Национальной ассоциацией по борьбе с <данные изъяты>, Ассоциацией нейрохирургов России, МОО Объединением нейроанестезиологов и нейрореаниматологов, Союзом реабилитологов России, Стандартам специализированной медицинской помощи при <данные изъяты>, утвержденным Приказом Минздрава России 29 декабря 2012 г. №№ и «Клиническими рекомендациями «Артериальная гипертензия у взрослых утв. Минздравом России 2020 г.
По данным «Медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь амбулаторных условиях» ФСИН России г. Самара МСЧ-63 Бондаренко Л.М. в юридически значимый период:
-осматривался <данные изъяты>,
-назначалось <данные изъяты>.
Медицинская помощь оказывалась в соответствии с «<данные изъяты>, 2020 г., «<данные изъяты>», утвержденные Министерством здравоохранения РФ, 2020 г.».
По данным «Медицинской карты стационарного больного» № № Бондаренко Л.М. в период госпитализации 14 сентября 2021 г. по 13 января 2022 г. в Филиале «Больница» ФКУЗ «МСЧ № 63» ФСИН находился на стационарном лечении с диагнозом: «<данные изъяты>
В период стационарного лечения Бондаренко Л.М. с 14 сентября 2021 г. по 13 января 2022 г. в Филиале «Больница» ФКУЗ «МСЧ №63» ФСИН основной диагноз: «<данные изъяты>.
Установление диагноза <данные изъяты> по клиническим данным, имевшимся у Бондаренко Л.М. на момент поступления в стационар, является правомочным.
Однако, следует учитывать отсутствия проведения Бондаренко Л.М. нейровизуализации - КТ или МРТ головного мозга (по стандарту усредненный показатель частоты предоставления - 1,0, то есть всем пациентам).
Сопутствующие диагнозы: «<данные изъяты>» Бондаренко Л.М. установлены правильно на основании данных анамнеза, данных осмотров терапевтом и офтальмолога.
По данным «Медицинской карты стационарного больного» № № Филиала «Больницы» ФКУЗ «МСЧ №63» ФСИН в период госпитализации Бондаренко Л.М. с 14 сентября 2021 г. по 13 января 2022 г. за исключением отсутствия подтверждения <данные изъяты> рентгенологическими данными (КТ головного мозга) не оказание своевременных медицинских мероприятий комиссией экспертов не усматривается.
По данным «Акта № медико-социальной экспертизы гражданина» в 2021 г. Бондаренко Л.М. установлена <данные изъяты> - установлены <данные изъяты>.
По данным «Акта №№ медико-социальной экспертизы гражданина» в 2022 г. у Бондаренко Л.М. установлена <данные изъяты> по общему заболеванию (установлены <данные изъяты>).
Таким образом, имеющиеся клинические проявления у Бондаренко Л.М. в рамках <данные изъяты> и сопутствующих заболеваний послужили установлению <данные изъяты>.
По данным представленных медицинских документов неверно установленных диагнозов у Бондаренко Л.М. комиссией экспертов не усматривается.
Отсутствие проведения Бондаренко Л.М. нейровизуализации - КТ или МРТ головного мозга (по стандарту усредненный показатель частоты предоставления - 1,0, то есть всем пациентам) не явилось причиной установления <данные изъяты> (т. 1 л.д. 208-225).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции принял во внимание, что в нарушение статьи 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава России от 23 августа 2016 г.
№ 625н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» истцу не был выдан лист нетрудоспособности в период с 23 августа 2021 г. по 13 сентября 2021 г., и соответственно не назначено пособие по временной нетрудоспособности, а также выводы комиссии экспертов свидетельствующих о наличии нарушений (дефектов) при оказании медицинской помощи в виде отсутствия проведения Бондаренко Л.М. нейровизуализации – КТ или МРТ головного мозга (по стандарту усредненный показатель частоты предоставления – 1,2, то есть всем пациентам), и как следствие, причинения истцу морального вреда. В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что требования Бондаренко Л.М. о компенсации морального вреда являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
С учетом установленных фактов нарушений прав Бондаренко Л.М., с учетом разумности и справедливости суд определил к взысканию сумму компенсации в размере <данные изъяты> рублей.
При этом суд не нашел оснований для удовлетворения требований о возможном возмещении Бондареву Л.М. выплаты компенсации за потерю работы и источника дохода, так как по физическому состоянию он не имел возможности трудиться, что составило <данные изъяты> рублей из расчета МРОТ за 12 месяцев; выплаты компенсации затраченных средств на покупку лекарства и препаратов в размере <данные изъяты> рублей, поскольку указанные обстоятельства документально не подтверждены, соответствующий расчет не представлен.
Также, принимая во внимание, что лист нетрудоспособности Бондаренко Л.М. не выдавался, требований об обязании выдачи листа нетрудоспособности, а также ходатайства о восстановлении срока на выдачу листа нетрудоспособности не заявлено, суд пришел к выводу, что оснований для выплаты больничного за период с 24 августа 2021 г. по 14 сентября 2021 г. в размере <данные изъяты> рублей в рамках данного спора не усматривается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находит их обоснованными.
При проверке законности оспариваемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что согласно стандарта специализированной медицинской помощи при <данные изъяты>, утвержденного Приказом Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № № в разделе 1 «Медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния» в таблице «Инструментальные методы исследования» указано, что магнитно-резонансная томография головного мозга – 0,1, усредненный показатель частоты предоставления, а компьютерная томография головы – 0,9, усредненный показатель частоты предоставления. Таким образом, позиция, изложенная в заключении эксперта и принятая судом во внимание о том, что по стандарту усредненный показатель частоты предоставления КТ или МРТ головного мозга - 1,0, то есть всем пациентам, является неверной.
Так, пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (части 1, 2 статьи 10 УИК РФ).
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Порядок организации медицинской помощи осужденным устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № № «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы», Приказом Минюста РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 2002 г.
№ № «О мерах по улучшению медицинского обслуживания лиц, содержащихся в колониях-поселениях, членов их семей, рабочих и служащих колоний-поселений», Приказом Министерства Юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, лечебные исправительные учреждения для больных туберкулезом, лечебные исправительные учреждения для больных наркоманией. Помощь может оказываться и лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.
Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно стандарту специализированной медицинской помощи при инфаркте мозга, утвержденному Приказом Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № № в разделе 1 «Медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния» в таблице «Инструментальные методы исследования» указано, что магнитно-резонансная томография головного мозга – 0,1, усредненный показатель частоты предоставления, а компьютерная томография головы – 0,9, усредненный показатель частоты предоставления.
Вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов для медицинского применения (медицинских изделий), включенных в стандарт медицинской помощи, которая может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 - указанному в стандарте медицинской помощи проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания.
Из содержания выписки из истории болезни № № следует, что Бондаренко Л.М. поступил в Филиал «Больница» ФКУЗ «МСЧ №63» ФСИН России из ФКУ ИК-19 УФСИН России по Самарской области в плановом порядке 14 сентября 2021 г. с направительным диагнозом: <данные изъяты>. При поступлении предъявлял жалобы на <данные изъяты>. Заболел остро, 23 августа 2021 г. появилась <данные изъяты>. Клинический диагноз: <данные изъяты> (т. 1 л.д. 25-26).
Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. № № утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (далее – Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи больным с <данные изъяты> в медицинских организациях.
Согласно пункту 19 Порядка больные с признаками <данные изъяты> при поступлении в смотровой кабинет Отделения осматриваются дежурным врачом-неврологом, который: оценивает состояние жизненно важных функций организма больного, общее состояние больного, неврологический статус; по медицинским показаниям проводит мероприятия, направленные на восстановление нарушенных жизненно важных функций организма больного с признаками <данные изъяты>; организует выполнение электрокардиографии, забора крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, международного нормализованного отношения (далее - МНО), активированного частичного тромбопластинового времени (далее - АЧТВ).
Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что после проведения мероприятий, указанных в пункте 19 настоящего Порядка, больной с признаками <данные изъяты> направляется в отделение лучевой диагностики с кабинетом компьютерной томографии и (или) кабинетом магнитно-резонансной томографии медицинской организации, в которой создано Отделение, в котором осуществляется проведение компьютерной томографии или магнитно-резонансной томографии головного мозга для уточнения диагноза.
Таким образом, действующим законодательством установлено обязательное проведение КТ или МРТ головного мозга больного при подозрении, что он страдает <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, выводы эксперта о том, что показатель частоты предоставления КТ или МРТ головного мозга - 1,0, то есть всем пациентам являются обоснованными.
По мнению судебной коллегии, суд обоснованно принял выводы эксперта во внимание при разрешении настоящего спора.
Следует отметить, что допрошенные в судебном заседании суда апелляционной инстанции судебные эксперты ФИО19., ФИО20., поддержали экспертное заключение, и пояснили, что в силу норм действующего законодательства, в отношении больных с признаками острого нарушения мозгового кровообращения в обязательном порядке проводится компьютерная томография или магнитно-резонансной томографии головного мозга для уточнения диагноза.
Доводы жалобы, основанные на ином толковании норм действующего законодательства, не свидетельствует о незаконности выводов суда и не является основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, несмотря на то, что не проведение Бондаренко Л.М. КТ или МРТ головного мозга не явилось причиной установления <данные изъяты>, бездействие административного ответчика в указанной части нарушает права административного истца на предоставление надлежащей медицинской помощи.
Материалами дела также установлен и не оспаривается лицами, участвующими в деле, факт того, что административному истцу, в нарушение требований действующего законодательства, не был выдан лист нетрудоспособности в период с 23 августа 2021 г. по 13 сентября 2021 г., и соответственно не назначено пособие по временной нетрудоспособности, что также привело к нарушению прав Бондаренко Л.М.
С учетом установленных обстоятельства, размер компенсации, определенной судом является разумным и обоснованным, оснований для его изменения не имеется.
Данная сумма в размере <данные изъяты> рублей является оправданной, компенсация в указанном размере обеспечит эффективность внутригосударственного средства правовой защиты в соответствии с Федеральным законом № 484-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и не приведет к неосновательному обогащению административного истца.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 9 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, ФСИН России – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: