№
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
<адрес> 26 января 2024 года
Судья Дмитровского городского суда <адрес> Маковыйчук О.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3 в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Дмитровский городской суд <адрес> с жалобой, в которой просил отменить постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств по делу.
В своей жалобе заявитель ссылается на то, согласно акта выездного обследования участка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., с его земельного участка с кадастровым номером <адрес> его участия и какого-либо уведомления взяты пробы с грунта его участков. Административным органом был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, ФИО1 надлежащим образом не был уведомлен о дате составления протокола об административном правонарушении,чем были нарушены его права предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 и ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении подписан иным лицом, в связи с чем указанный протокол подлежит исключению из числа доказательств. В связи с процессуальными нарушениями, нет доказательств вины ФИО1 в совершении инкриминируемого ему деянии.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом (л.д. 79), о причине своей неявки суд не уведомил, с ходатайством о рассмотрении жалобы в его отсутствие не обращался. При таких обстоятельствах с учетом положений КоАП РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 (с последующими изменениями) своим правом на участие в судебном разбирательстве ФИО1, распорядился по своему усмотрению и его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу, в связи с чем, судья полагает рассмотреть административное дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Представитель Министерства экологии и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, так же о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом (л.д. 80).
Суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно постановления № о назначении административного наказания от 23ДД.ММ.ГГГГ. актом выездного обследования №-з от 20..03.2023г. консультантом северного отдела управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования <адрес> совместно с маркшейдором и инженером ООО «Экоцентр» проведено обследование по адресу: <адрес>. Сергиево-Посадский г.о., д. Шарапово, на земельных участках с кадастровыми номерами <адрес> установлен факт на открытом грунте (почвенном покрове) проведена вертикальная планировка территории с использованием отходов строительства, сноса грунтов, представленными боем кирпича, боем бетона, отходами изделий из древесины, грунтами. На участках расположены объекты незавершенного капитального строительства. Сотрудниками ООО «Экоцентр» проведены маркшейдерские исследования и отбор проб размещенных отходов с целью определения класса опасности и расчета вреда, причиненного окружающей среде. Согласно заключению экспертов №ЭЗ-11аК/23 от 20.04.2023г. размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, расположенном в <адрес>-Посадского г.о. <адрес>, составляет <данные изъяты> По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от 14.11.2023г. ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является ФИО1
Таким образом, в результате бездействиясобственником земельных участков с к.н. <данные изъяты> Д.В.допущено размещение отходов V класса опасности на рассматриваемых земельных участках, не выполнив установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что является административным правонарушение, предусмотренным ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, при этом положения статьи 28.2 КоАП РФ предусматривают, что протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ был составлен в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности (л.д.33-36).
При этом, представитель по доверенности ФИО4 извещалось о месте и времени рассмотрения дела путем получения определения № от 14.11.2023г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и вызове лиц,которое было вручено ей под подпись (л.д.37-38).
Таким образом, уведомление о месте и времени рассмотрения дела было получено не лицом привлекаемом к административной ответственности.
Таким образом, ФИО1 не был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол составлен без соблюдения гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Указанные нарушения являются существенными и на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежали возвращению должностному лицу, которыми составлен протокол.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по существу допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие ФИО1 в полной мере реализовать право на защиту.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие привлекаемого к административному правонарушению лица, не уведомленного надлежащим образом о времени и месте совершения процессуального действия, нельзя признать допустимым доказательством по делу.
Несоблюдение должностным лицом, требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит возвращению на новое рассмотрение в Министерство Экологии и <адрес>, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 - удовлетворить частично.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в отношении ФИО1 - отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Министерство Экологии и <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Дмитровский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья