УИД 21RS0023-01-2022-001075-76
Дело № 2-1491/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе: председательствующего судьи Шопиной Е.В., при ведении протокола помощником судьи Сарбаевой Т. С., с участием представителя истцаПетровой С. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красновой ФИО10 к администрации города Чебоксары о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Краснова А. Н. обратилась с иском к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что она относится к категории детей-сирот, что подтверждается справкой администрации Аликовского района. Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от дата ----- А. Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилым помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на дата состоит в указанном списке под -----. Какое-либо жилое помещение, занимаемое на правах найма или собственности, у неё отсутствует.
дата она обратилась в администрацию г. Чебоксары по вопросу предоставления специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако в ответе от дата ей было сообщено об отсутствии жилых помещений и необходимости соблюдения существующей очереди предоставления жилых помещений.
Истица, ссылаясь на положения ст. 109 ЖК РФ, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от дата N 159-ФЗ, Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений", просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истица, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не участвовала.
Представитель истца Петрова С. В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении. Указала, что в настоящее время истица проживает в квартире двоюродной сестры Красновой Е. А. с общей площадью34,6 кв. м, своего жилья не имеет.
Ответчик, третье лицо Администрация Московского района г. Чебоксары, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд с учетом мнения представителя истца, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, заслушав доводы стороны истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что истица относится к категории детей-сирот.
Согласно свидетельству о смерти, выданному отделом ЗАГС администрации Яльчикского района Чувашской Республики дата, одинокая мать истицы – ФИО5 умерла дата.
Постановлением главы администрации Аликовского района Чувашской АССР от дата ----- Краснова А. Н. передана под опеку ФИО6
Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от дата ----- Краснова А. Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилым помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на дата состоит в указанном списке под -----.
Сведения об объектах недвижимости, находящихся в собственности Красновой А. Н. отсутствуют.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьями 92, 98.1, 99, 100, 109.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) закрепляется понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
Истица, обращаясь в суд иском и заявляя требования об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, указывает, что жилое помещение должно быть предоставлено независимо от очередности предоставления жилья по сформированному сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд находит доводы истца обоснованными, в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона № 159 - ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159 - ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений Федерального закона № 159-ФЗ, Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" (ст.23.1, ст.23.2, ст.23.3), Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года N 292, которым утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, следует, что жилые помещения данной категории лиц, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание учебного завещания среднего или высшего, невозможность проживания в жилом помещении и пр.) гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2014 г. N 86-КГПР14-7.
По вопросу обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан 24 ноября 2004 года принят Закон Чувашской Республики N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике". Пунктом 11 ст. 6 названного закона определено, что лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» (введена Законом ЧР от 05.06.2013 N 27), полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, указанных выше лиц, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок (п.12).
Согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г. Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация города Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией города Чебоксары. Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике отнесено к полномочиям администрации г.Чебоксары.
С учетом изложенного суд признает требования истицы законными, подлежащими удовлетворению, и возлагает на администрацию города Чебоксары обязанность по предоставлению Красновой А. Н. специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Красновой ФИО11 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Председательствующий судья Е.В.Шопина
Мотивированное решение суда изготовлено 25 мая 2022 года.