Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-393/2023 (2-2403/2022;) ~ М-2154/2022 от 18.10.2022

Дело изг.25.08.2023г.

76RS0-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Орловой Ю.В.,

при секретаре Третьяковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле 27 июня 2023 года гражданское дело по иску Сергеевой Елены Васильевны к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании строительства допустимым и соответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности, признании права собственности на объект индивидуального жилищного строительства,

установил:

Сергеева Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО, Администрации ЯМР ЯО, в котором просит:

1. признать строительство на земельном участке с кадастровым номером , находящимся по адресу: <адрес>, <адрес> – допустимым и соответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности;

2. признать право собственности на объект индивидуального жилищного строительства на ЗУ с кадастровым номером с последующей государственной регистрацией в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В иске указано, что Истец является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: отдельно стоящие односемейные или двухсемейные дома с земельными участками площадью 300-400 кв.м. и более, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый .

11.06.2020г. постановлением Администрации ЯМР ЯО был утвержден градостроительный план земельного участка с местом допустимого размещения объекта капитального строительства.

09.07.2020г. истицей было направлено уведомление о начале строительства (с чертежом дома) для согласования и одобрения.

17.07.2020г. от Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО пришло уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планировании строительства объекта ИЖС параметрам и допустимости размещения объекта градостроительного жилищного строительства на земельном участке.

Истцом 12.05.2021г. при завершении строительства было направлено уведомление об окончании строительства, а также технический план здания, составленный кадастровым инженером ФИО5

19.05.2021г. Истец получила уведомление о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Ссылаясь на Постановление Правительства ЯО № 711-п от 03.09.2020г. «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», указано, что построенный жилой дом расположен в границах территории единой зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОПЛ), в которой запрещено строительство объектов капитального строительства.

Получение уведомления о несоответствии объекта, породило невозможность зарегистрировать дом и это стало для семьи Истца большим «ударом». В строительство дома были вложены все имеющиеся и заемные средства семьи. Другого жилья у семьи Истицы нет. Регистрация по месту жительства необходима для всей семьи и детей, в том числе чтобы посещать дошкольные и школьные учреждения, получать медицинскую помощь.

В ГПЗУ, выданном 11.06.2020г., не было сведений об ограничениях строительства на ЗУ, не было таких сведений и на публичном ресурсе администрации, в документе Правила землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО (24.09.2020), которое сформировано после вступления в силу Постановления Правительства ЯО № 711-п от 03.09.2020г. Часть местности, на которой размещен и ЗУ с кадастровым номером , отмечено красным цветом, что обозначает «Зоны градостроительного использования».

Истцом не нарушены нормы правил землепользования и застройки, не нарушен административный порядок обращений в уполномоченные органы. Самовольной постройкой объект не является, т.к. истицей соблюден уведомительный порядок в рамках ГрК РФ. При этом, от уполномоченных органов никаких сообщений, уведомлений и упоминаний о ЗОПЛ и прочих ограничениях не указано. В выданном ГПЗУ ограничений не указано, в выданном Уведомлении о соответствии указано о соответствии параметров объекта ИЖС и допустимости размещения объекта ИЖС на принадлежащем истице земельном участке.

Истицей также получены заключения, свидетельствующие о соответствии построенного дома всем необходимым нормам и правилам.

В судебном заседании представитель истца на основании доверенности ФИО6 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

От ответчика – Администрации ЯМР ЯО поступил письменный отзыв, в котором указано, что на дату поступления уведомления об окончании строительства (13.05.2021г. вх. № 2068), в отношении земельного участка с кадастровым номером имелись сведения о наличии ограничений, предусмотренных ст.56, 56.1 Земельного кодекса РФ – зона охраны объектов культурного наследия (ЗОУИТ), утвержденная постановлением Правительства ЯО от 03.09.2020 № 711-п «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон». В силу частей 8-9 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данная зона считается установленной. Земельный участок истца расположен в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОПЛ), в которой запрещается строительство объектов капитального строительства. Между тем, на дату поступления уведомления о планируемом строительстве вышеуказанная ЗОУИТ отсутствовала, соответственно, у органа местного самоуправления не было оснований для отказа в выдаче уведомления о соответствии от 17.07.2020г. № RU . На указанную дату действовал проект зон охраны, утвержденный решением исполнительного комитета Ярославского областного совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362. Данный проект опубликован в общем доступе на сайте департамента охраны объектов культурного наследия ЯО. Земельный участок истца располагался за границами зоны охраняемого природного ландшафта. Проектом зон охраны, утвержденным постановлением Правительства ЯО от 03.09.2020 № 711-п ЗОПЛ была изменена. Таким образом, Администрация ЯМР считает, что оба уведомления (о соответствии планируемого и о несоответствии построенного) являются законными. Решение оставляют на усмотрение суда.

От третьего лица – Департамента охраны объектов культурного наследия ЯО поступил письменный отзыв, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером в соответствии с постановлением Правительства ЯО от 03.09.2020 № 711-п «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории данных зон» (далее – постановление № 711-п), расположен в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта – участок ЗОПЛ (7). Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта установлены пунктами 15 – 17 раздела 3 постановления № 711-п, согласно которым, в том числе запрещается строительство объектов капитального строительства. Пунктом 4-м постановления № 711-п признано недействующим решение исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.89 № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером также располагался в границах зоны охраняемого ландшафта, на территории которой, по условиям режима, запрещалось, в том числе строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов.

От третьего лица – Правительства ЯО поступил письменный отзыв, в котором указано, что принадлежащий Сергеевой Е.В. земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии с постановлением № 711-п расположен в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта – участок ЗОПЛ (7). Пунктом 4 постановления № 711-п признано недействующим решение исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха».

Проектом зон охраны объектов культурного наследия Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», утвержденным решением № 362, также была установлена зона «территория охраняемого ландшафта». Сведения о зонах охраны, установленных решением № 362, не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Вместе с тем, законодательство, действовавшее до принятия Федерального закона РФ от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ), требований о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в ЕГРН не содержало.

Проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения «Усадьба-музей Некрасова Николая Алексеевича» (Ярославский район, д.Карабиха), «Усадьба Некрасова, нач.ХХ в.» (Ярославский район, д.Черелисино) (далее – Проект зон охраны), утвержденный впоследствии постановлением № 711-п, был разработан в 2019 году ООО «Проектно-строительное бюро «Архитектура ветра» в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972.

В материалах обоснования Проекта зон охраны, представленного на рассмотрение в департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области в составе государственной историко-культурной экспертизы, проведенной экспертами Кудрявцевой Т.П., Демидовым С.В., Семеновой Г.В., от 25.12.2019 содержалась схема «Историко-культурный опорный план», отображающий границы зон охраны, утвержденных решением № 362 от 22.09.1989.

Согласно указанной схеме «Историко-культурный опорный план» земельный участок с кадастровым номером расположен в границах зоны «территория охраняемого ландшафта». На данной территории согласно Проекту зон охраны объектов культурного наследия Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», утвержденному решением № 362, по условиям режима также запрещалось строительство капитальных, промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов. На территории охраняемого ландшафта была возможна хозяйственная деятельность, не сопровождающаяся искажением ландшафта, не требующая возведения построек.

Таким образом, запрет на возведение объектов капитального строительства существовал в отношении земельного участка, принадлежащего Сергеевой Е.В., и на момент выдачи ей градостроительного плана земельного участка, и на момент направления уведомления о начале строительства на земельном участке с кадастровым номером

Следует отметить, что Проект зон охраны (вместе с результатами историко-культурной экспертизы) размещался на сайте Департамента охраны объектов культурного наследия ЯО для проведения общественных обсуждений (02.08.2019 и 31.12.2019). Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, были отражены в сводках предложений от 29.08.2019 и от 03.02.2020 и размещены на сайте департамента. Все замечания, касающиеся расположения земельных участков в зоне охраняемого ландшафта, учитывались разработчиками проекта. Информация о выделении земельных участков в районе д.Шепелево, а также замечания, связанные с установлением восточной границы зоны охраняемого природного ландшафта, в департамент не поступали.

Представители третьих лиц – Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО, Управления Росреестра по ЯО, ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, заслушав участников процесса, проверив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из материалов дела следует, на основании договора купли-продажи от 08 июня 2019 года Сергеева Елена Васильевна приобрела в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные или двухсемейные дома с земельными участками площадью 400-3000 кв.м. и более, площадь 1 211 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый .

В июле 2020г. Сергеевой Е.В. в Управление архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО было подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером

09.07.2020г. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО Сергеевой Е.В. было выдано Уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером

Истцом на принадлежащем ей земельном участке было осуществлено строительство индивидуального жилого дома, параметры которого отражены в техническом плане здания, составленном кадастровым инженером ФИО5 01.06.2021г.

Согласно представленному техническому плану от 01.06.2021г., жилой дом построен на земельном участке с кадастровым номером , имеет площадь 75,3 кв.м.

12.05.2021г. истицей было направлено уведомление об окончании строительства объекта ИЖС.

По результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО 19.05.2021г. было вынесено Уведомление о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В Уведомлении указано, что в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области № 711-п от 03.09.2020г. «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории данных зон» построенный жилой дом расположен в границах территории единой зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОПЛ). В границах данной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства; ограничивается хозяйственная деятельность, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства и их частей в целях обеспечения сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта.

Истец, обращаясь в суд с иском о признании права собственности на жилой дом, указывает, что данный жилой дом был возведен на принадлежащем истице земельном участке, на основании выданного Администрацией ЯМР ЯО уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС и допустимости размещения объекта ИЖС на принадлежащем истице земельном участке.

Оценивая доводы искового заявления суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Государственный литературно-мемориальный музей – заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 2 статьи 104 ЗК РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Из материалов дела следует, что на основании Решения исполнительного комитета Ярославского областного совета народных депутатов № 362 от 22.09.1989г. были утверждены зоны охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха» которые содержат текстовое и графическое описание границ данных зон и режимы использования земель.

Согласно указанного решения, для Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха» установлены следующие территории, различающиеся режимом их использования:

- территория памятника;

- охранная зона;

- зона регулирования застройки;

- зона охраняемого ландшафта.

Согласно вышеуказанному проекту зон охраны, на территории, которая входит в зону охраняемого ландшафта, возможна хозяйственная деятельность, не сопровождающаяся искажением ландшафта, не требующая возведения построек, следовательно, любое строительство на данной территории запрещено.

Решение № 362 от 22.09.1989г. действовало до 03.09.2020г.

Истцом, представителем Администрации ЯМР ЯО не представлено доказательств, которые с достоверностью свидетельствовали бы о том, что на момент выдачи уведомления о допустимости размещения на земельном участке объекта ИЖС, земельный участок с кадастровым номером находился за границами зоны охраняемого природного ландшафта, утвержденной Решения исполнительного комитета Ярославского областного совета народных депутатов № 362 от 22.09.1989г.

Постановлением Правительства ЯО от 3 сентября 2020 года № 711-п были утверждены границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения "Усадьба-музей Некрасова Николая Алексеевича" (Ярославская область, Ярославский район, дер. Карабиха), "Усадьба Некрасова", нач. XX в. (Ярославская область, Ярославский район, дер. Черелисино), - музейный юго-западный регион (Карабихское сельское поселение Ярославского муниципального района Ярославской области).

Участвующими в деле лицам не оспаривалось то обстоятельство, что принадлежащий истцу земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства ЯО № 711-п от 03.09.2020г. также вошел в границы зоны охраняемого природного ландшафта.

Согласно п.15 Постановления № 711-п от 03.09.2020г. в границах территории единой зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОПЛ) запрещается строительство объектов капитального строительства.

Таким образом, принятием Постановления Правительства Ярославской области N 711-п от 03.09.2020 какие-либо новые ограничения по использованию земельного участка, которые не были предусмотрены решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 N 362 "Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. "Карабиха", для истца не возникли.

На момент приобретения истцом в 2019-м году земельного участка он также имел ограничения в его использовании, поскольку входил в зону охраняемого ландшафта.

Принадлежащий истцу земельный участок с момента его образования имел ограничения в его использовании в виде запрета строительства на нем объектов капитального строительства, в том числе жилых домов, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Сергеевой Елены Васильевны (паспорт серии ) к Управлению архитектуры и градостроительства Ярославского муниципального района Ярославской области (ОГРН ), Администрации Ярославского муниципального района (ОГРН ), о признании строительства допустимым и соответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности, признании права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.

Судья Ю.В.Орлова

2-393/2023 (2-2403/2022;) ~ М-2154/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сергеева Елена Васильевна
Ответчики
Администрация ЯМР ЯО
Управление архитектуры и градостроительства ЯМР ЯО
Другие
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"
Департамент охраны объектов культурного наследия ЯО
Управление Росреестра по ЯО
Администрация Карабихского с/п ЯМР ЯО
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Орлова Ю.В.
Дело на сайте суда
yaroslavsky--jrs.sudrf.ru
18.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2022Передача материалов судье
24.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.12.2022Предварительное судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
27.06.2023Судебное заседание
25.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023Дело оформлено
03.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее