Дело №2а-1-354/2023
73RS0012-01-2023-000357-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» июня 2023 года г. Димитровград
Ульяновская область
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мягкова А.С.
при секретаре Сергеенковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Столяровой Е.А., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца обратился с иском в суд, указав, что Администрация является должником в исполнительном производстве, возбужденном на основании решения Мелекесского районного суда от **.**.**** года по делу №*** в соответствии с исковыми требованиями Сальяновой Н.В. к администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области об обязании предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявленным к жилым помещениям, на территории ***.
**.**.**** года по исполнительному производству №*** от **.**.**** судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей по исполнительному производству неимущественного характера.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается ведущим судебным приставом.
При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату.
Администрация предпринимает меры для исполнения решения суда.
Кроме этого, в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства для оплаты исполнительского сбора.
Просят освободить Администрацию поселения от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя от **.**.****.
Представитель административного истца – Лунгу А.С. в судебном заседании административный иск поддержала по вышеизложенным доводам.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Столярова Е.А. в суде не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления ФССП России по Ульяновской области не явился, извещен надлежаще и своевременно.
Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав участников процесса и изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон №229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 вышеназванного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 рублей.
Должник вправе в установленном порядке обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 №1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
Согласно п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлено, что **.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Столяровой Е.А. возбуждено исполнительное производство №*** об обязании предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение Сальяновой Н.В., соответствующее требованиям, предъявленным к жилым помещениям, на территории р.п. Мулловка Мелекесского района Ульяновской области.
**.**.**** по исполнительному производству №*** судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно соглашению №*** от **.**.**** муниципальное образование «Мулловское городское поселение» приняло обязательства по восстановлению платежеспособности.
Согласно сведений, имеющихся в материалах дела, МО «Мулловское городское поселение» имеет кредиторскую задолженность более 7 миллионов рублей.
Денежные средства, находящиеся в распоряжении поселения, имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета.
Как установлено в судебном заседании, несвоевременное исполнение решения суда и требования судебного пристава, связаны с отсутствием у административного ответчика денежных средств и свободных жилых помещений.
Таким образом, возможность исполнения решения Мелекесского районного суда была поставлена в зависимость от наличия денежных средств и свободных жилых помещений на территории муниципального образования.
Исходя из указанных выше обстоятельств, суд полагает возможным административное исковое заявление удовлетворить и освободить администрацию муниципального образования «Мулловское городское поселение» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по указанному выше исполнительному производству, возбужденному **.**.****.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от исполнительского сбора в сумме 50000 руб. вынесенного судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, в рамках исполнительного производства №***, возбужденного **.**.****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательно форме – 20 июня 2023 года
Судья А.С. Мягков