УИД 70RS0015-01-2023-000069-78
№2-77/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2023 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,
при секретаре Улыбиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования «Вороновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области в лице Администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной,
установил:
муниципальное образование «Вороновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области в лице Администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области обратилось в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю, принадлежащую Л.П.И., признанную невостребованной, площадью 16,7 га, в праве общей долевой собственности в границах земельного участка расположенного по адресу: Томская область, Кожевниковский район, в границах земель совхоза «Еловский», с кадастровым номером №).
В обоснование требований указано, что на основании постановления Главы администрации Кожевниковского района от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче сельскохозяйственных угодий в общую долевую собственность коллективу граждан совхоза «Еловский»» были переданы в долевую собственность земли бывшего совхоза «Еловский», 2919 га сельскохозяйственных угодий, по 16,7 га (400 балл/га) каждому, в том числе 14,8 га - - пашни, 1,9 га сенокосов, расположенных в границах земель совхоза «Еловский» для сельскохозяйственного производства. В соответствии с постановлением Главы администрации Кожевниковского района от № «О передаче сельскохозяйственных угодий в общую долевую собственность коллективу граждан совхоза «Еловский»», Л.П.И. было передано 16,7 га сельскохозяйственных угодий. Л.П.И.. умерла, на день смерти совместно с ней проживали: Л.М.А.., ДД.ММ.ГГГГ (муж).
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.12.1., ч.2 ст.14.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности, были опубликованы в районной газете «Знамя труда» от 07.06.2022 №44(10840) размещены на официальном сайте муниципального образования «Вороновское сельское поселение» http://www.voronovo.tom.ru и на информационных стендах, расположенных на территории Вороновского сельского поселения. Письменных возражений о не включении вышеуказанной земельной доли в список невостребованных в администрацию Вороновского сельского поселения не поступило. Согласно Протокола от ДД.ММ.ГГГГ общее собрание участников долевой собственности на земельный участок, расположенный в границах земель бывшего совхоза «Еловский», с кадастровым номером №, не состоялось. Постановлением Главы администрации Вороновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список невостребованных земельных долей, находящихся долевой собственности, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в границах земель бывшего совхоза «Еловский» Кожевниковского района Томской области. В качестве невостребованных в том числе утверждены доли собственников, которые не распорядились ими в течение более трех лет подряд, а также доли собственников, в отношении которых имелись сведения об их смерти. Земельный участок с кадастровым номером № расположен на территории Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области. Наличие невостребованных земельных долей на территории Вороновского сельского поселения нарушает права и интересы администрации Вороновского сельского поселения на пополнение доходной части бюджета за счет поступлений от уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, по сохранению целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, препятствует обороту земель сельскохозяйственного назначения, а также начислению и уплате соответствующих налогов. Указанные нарушения прав и интересов администрации Вороновского сельского поселения подлежат устранению путем признания права собственности на указанную земельную долю.
Учитывая изложенное, просит суд заявленные требования удовлетворить, признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Вороновское сельское поселение» Кожевниковского района на земельную долю, принадлежащую Л.П.И., признанную невостребованной, площадью 16,7 га, в праве общей долевой собственности в границах земельного участка расположенного по адресу: Томская область, Кожевниковский район, в границах земель совхоза «Еловский», с кадастровым номером №
Истец – МО «Вороновское сельское поселение» в лице Администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца (заявление ДД.ММ.ГГГГ).
Ответчик – Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, о причинах неявки не известил, возражений против удовлетворения заявленных требований не представлено.
Третье лицо – нотариус Кожевниковского района Томской области Синкина О.Ю., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (справка от ДД.ММ.ГГГГ).
Определив на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителей истца и ответчика, третьего лица, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу п.1 ст.130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).
Согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218 - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав» являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 04.091992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в 1992-1993 гг. в Российской Федерации была осуществлена реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан – членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом. Колхозам и совхозам предписывалось до 01.01.1993 осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использовавшим землю на праве бессрочного пользования – до 01.03.1992 предписано принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставный капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив. Решения по перераспределению земель принимались органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Местные администрации должны были обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 14.01.1992 были приняты Рекомендации «По реорганизации колхозов и совхозов», которые предусматривали способы использования имущественной и земельной долей их владельцами (п.3.2 раздела 2): получить земельный участок и другие средства производства в размерах своих долей (но землю – не более предельной нормы) при выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства; внести их в уставной капитал акционерного общества, если хозяйство или его часть в него реорганизуется; внести их в качестве вступительного пая в производственный кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его часть в него реорганизуется; продать их целиком или частично другим владельцам долей; передать по наследству как имущество в рамках действующего законодательства.
В соответствии с п.5 Указа Президента РФ от 27.10.1993 №1767 (ред. от 24.12.1993) «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было принято решение о выдаче каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, свидетельства на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Указанные нормы соответствуют п.1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которому права собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации; п.2 ч.1 ст.8 ГК РФ, согласно которому гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в силу которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 5 статьи 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п.2 ст.260 ГК РФ земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Положениями указанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №361-ФЗ) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет право наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (п.3 ст.12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002).
Согласно пункту 4 статьи 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу пункта 5 статьи 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п.п.6, 7 ст.12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002).
В силу пункта 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №361-ФЗ) орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы администрации Кожевниковского района ТО от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче сельскохозяйственных угодий в общую долевую собственность коллективу граждан совхоза «Еловский» были переданы в общую долевую собственность 2919 га сельскохозяйственных угодий, по 16,7 га (400 б/г) каждому.
В соответствии с указанным постановлением Л.П.И.., было выделено 16,7 га в праве общей долевой собственности в границах земель совхоза «Еловский» (приложение к постановлению Главы администрации Кожевниковского района ТО от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно сведений, предоставленных Кожевниковским отделом ЗАГС Департамента ЗАГС Томской области Л.П.И. ДД.ММ.ГГГГ., умерла ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти ДД.ММ.ГГГГ).
На день смерти Л.П.И.. проживала и состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>. Совместно с ней на день смерти проживал: муж - Л.М.А.. (справка Администрации Вороновского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, копия страницы из похозяйственной книги <данные изъяты> за 2021 год). Согласно сведений, предоставленных Администрацией Вороновского сельского поселения (справка ДД.ММ.ГГГГ), Л.М.А. выбыл в г.Москву.
Согласно справки нотариуса Кожевниковского района Томской области (ДД.ММ.ГГГГ) наследственное дело, после умершей ДД.ММ.ГГГГ Л.М.А.., открыто ДД.ММ.ГГГГ. Наследником по закону первой очереди, заявившим свои права, является муж Л.М.А.., проживавший на день открытия наследства по адресу: <адрес>. В состав наследственного имущества включен в том числе спорный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ были выданы свидетельства о праве на наследство по закону Л.М.А.. на наследственное имущество Л.П.И.
Согласно п.1 ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст.1158), имущество умершего считается выморочным.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля) в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании п.3 ст.1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26.11.2001 №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432).
Исковые требования, предъявлены истцом к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях.
Судом установлено, что спорная земельная доля, принадлежавшая Л.П.И.., на момент принятия решения не является выморочным имуществом, ввиду чего Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях не является надлежащим ответчиком.
Поскольку требование в отношении спорной земельной доли, принадлежащей Л.П.И.., предъявлено к ненадлежащему ответчику, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования муниципального образования «Вороновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области в лице Администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной, оставить без удовлетворения.
Муниципальному образованию «Вороновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области в признании права собственности на земельную долю, принадлежащую Л.П.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанную невостребованной, площадью 16,7 га, в праве общей долевой собственности в границах земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Кожевниковский район, в границах земель совхоза «Еловский», с кадастровым номером №), отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Т.А.Алиткина