Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-93/2024 (2-4766/2023;) ~ М-4868/2023 от 19.10.2023

Дело № 2-93/2024

УИД 26RS0029-01-2023-007571-46

Р Е Ш Е Н И Е

                                       Именем Российской Федерации

17 января 2024 года                                                  г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего                                         Шевляковой И.Б.

при секретаре судебного заседания                          Казанчевой С.Г.,

с участием:

представителя ответчика ООО «Партнер»                         Дугиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю) к обществу с ограниченной ответственностью «Партнер» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц, выразившихся в ущемлении прав неопределенного круга потребителей, прекращении выпуска в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске обратилось в суд с исковыми требованиями к ООО «Партнер» о признании ущемляющими права определенного круга потребителей выпуск в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза в части недоведения информации, предусмотренной требованиями Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), возложении обязанности на ООО «Партнер» прекратить выпуск в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза и в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в соответствии с п.1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 1, ч. 4 п. 7 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей») Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Пунктом 8.19 Положения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей в благополучия человека по Ставропольскому краю (далее- Управление), утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека № 720 от 09.07.2012, предусмотрено право Управления предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга потребителей.

Предметом иска является требование неимущественного характера о признании действий ответчика противоправными и прекращении противоправных действий в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и с целью реализации Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08 августа 2023 года № 506, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 07 августа 2023 года № ДГ-П12-9341 и на основании решения принятого врио. начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Пятигорске - главным государственным санитарным врачом по г. Пятигорску, г. Железноводску, Минераловодскому району Ставропольского края Белик С.Ю. о проведении внеплановой проверки от 01 сентября 2023 года 09 час.00 мин. № 117-04 в отношении Индивидуального предпринимателя Йылар Харун, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70 проведена внеплановая проверка. В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что 15сентября 2023 года в 09.00 часов в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в г. Пятигорске при анализе экспертного заключения по оценке маркировки продукции № 67-М от 11 сентября 2023 года, поступившего из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае», установлено, что на потребительской упаковке табачной продукции «20 сигарет с фильтром «Chapman» классик», изготовленного 07/2023, изготовителя ЙОХ ВИЛЬХ ФОН АЙКЕН ГМБХ ДРЕХСЛЕР ШТРАСЕ 1-3, 23556 ЛЮБЕК, 34405, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, 2А, отобранного для проведения экспертизы у индивидуального предпринимателя Йылар Харун по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70, отсутствует наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, отсутствует информация его местонахождение (страна и адрес в том числе фактический), в случае отсутствия такого лица не указано, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена; указанная информация не размещена на внешней стороне потребительской- упаковки в месте, доступном для прочтения, что не соответствует требованиям подпункта в), пункта 19, раздела VII Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС035/2014), что послужило основанием для подачи искового заявления.

Согласно Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон) настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получении информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно ч.1 ст.10 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно преамбуле Технического регламента таможенного союза. «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

В случае если в отношении табачной продукции приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования к табачной продукции, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку, то табачная продукция и информация (маркировка), наносимая на потребительскую упаковку, должны соответствовать требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

Согласно ст.1 Технического регламента таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/82014) настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей табачной продукции относительно ее назначения и безопасности, и распространяется на табачную продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории таможенного союза требования к табачной продукции, информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции, а также формы, схемы и процедуры оценки соответствия табачной продукции.

Согласно ст. 18 технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (далее-марки).

Согласно ст. 19 технического регламента Таможенного союза» Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) информация для потребителей табачных изделий наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) и должна содержать: а) наименование вида табачного изделия; б) наименование табачной продукции; в) наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения; г) наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический). В случае изменения сведений изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер должны в течение 180 календарных дней с даты таких изменений внести соответствующие изменения в информацию на потребительской упаковке табачной продукции (листе-вкладыше). При этом изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер в течение указанного срока имеют право выпускать в обращение табачную продукцию с прежней информацией; д) сведения о наличии фильтра (для курительных табачных изделий с фильтром); е) сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто (г) (для весовых табачных изделий); ж) предупреждение о вреде потребления табачных изделий; з) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; и) сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном законодательством государств-членов. Не допускается нанесение поверх указанных сведений каких-либо элементов потребительской упаковки (за исключением прозрачной оберточной пленки) или наклеивание марок; к) информацию о системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах.

Согласно ст. 20 Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) информация, нанесенная на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение.

Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Партнер» нарушило требования технического регламента Таможенного союза. «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014).

Просит признать ущемляющим права неопределенного круга потребителей выпуском в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов таможенного союза в части недоведения предусмотренной требованиями Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014) Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Партнер» прекратить выпуск в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Партнер» в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу, довести до сведения потребителей, через средства массовой информации, решение суда.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, а также письменный отзыв на возражения представителя ответчика на заявленные Управлением исковые требования. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.

Представитель ответчика ООО «Партнер» - Дугина М.В. в судебном заседании заявленные Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске исковые требования к ООО «Партнер» не признала, указав в обоснование своих возражений, что в соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 « Об утверждении правил маркировки табачной никотиносодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотиносодержащей и безникотиновой продукции», установлено, что производители наносят, а импортеры табачной, и (или) никотинсодержащей, и (или) безникотиновой продукции обеспечивают нанесение средств идентификации на потребительскую и групповую упаковки, а также вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке табачной, и (или) никотинсодержащей, и (или) безникотиновой продукции, до ее ввода в оборот на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224, под "маркированная табачная продукция" понимается - табачная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о маркировке которой (в том числе сведения о маркировке нанесенных на нее средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга.

В соответствии с абз. 2 п. 5 главы II данных Правил, импортер табачной продукции (далее - импортер) обеспечивает маркировку табачной продукции, произведенной за пределами территории Российской Федерации и ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Евразийского экономического союза либо в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза в целях ввода в оборот на территории Российской Федерации.

Под оборотом табачной продукции понимается - ввоз в Российскую Федерацию, хранение, транспортировка, получение и передача табачной продукции, в том числе ее приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации (п. 2 Правил). Все сведения о маркировке продукции содержатся в единой информационной системе. И при ввозе указанной продукции проверяются таможенными органами контроля.

Соответственно, табачная продукция, претензии по которой предъявлены ответчику, была ранее допущена таможенными органами РФ для ввода в оборот на территории Российской Федерации и соответствует всем требованиям и нормам предъявляемым к данной продукции. Доказательств, того, что табачная продукция, являющаяся предметом заявленных истцом требований, не соответствует требованиям вышеуказанных правил, истцом не представлено.

Истцом приложены письменные доказательства: Экспертное заключение по оценке маркировки продукции от 11 сентября 2023 года № 67-14 «Об оценке маркировки продукции», выполненное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Пятигорске». Исходя из содержания п.9 экспертного заключения № 67-14 от 11 сентября 2023 года, следует, экспертами выявлены нарушения подпункта «в», пункта 19 раздела VII Технического регламента таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) а именно, на потребительской упаковке отсутствует наименование юридического лица зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, отсутствует информация его местонахождения (страна, адрес, в том числе фактический), в случае отсутствия такого лица не указано, что претензии потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена; указанная информация не размещения на внешней стороне потребительской упаковке в месте, доступном для прочтения.

Однако, данное обстоятельство не соответствует фактическим обстоятельствам. Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 19 гл. VII. Требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий Технического регламента таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), установлено, что информация для потребителей табачных изделий наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) и должна содержать наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения.

Согласно фактическим обстоятельствам, потребительская упаковка сигарет «Chapman», на внутренней поверхности содержит информацию о юридическом лице, его наименовании, местонахождении, которое зарегистрированного на территории РФ и уполномочено изготовителем на принятие претензий от потребителей. Отсутствуют документы, подтверждающие вскрытие упаковки сигарет и Протокол, фиксирующий место, обстоятельства и итог проверки пачки на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза.

Недостоверность экспертного заключения в части несоответствия потребительской упаковки требованиям подпунктом «в» пункта 19 гл. VII ТР ТС 035/2014, является следствием существенных нарушений процедур проведения исследования, допущенных экспертом при ее проведении. По окончании проверки (мероприятия), предусматривающей взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт. По общему правилу он оформляется на месте проведения проверки (мероприятия) в день ее окончания (ч. 2, 3 ст. 87 Закона N 248-ФЗ). Формы актов утверждены Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151.

В материалы гражданского дела истцом представлен Акт внеплановой выездной проверки от 19 сентября 2023 года № 103-04. Отсутствуют протокол осмотра б/н от 15 сентября 2023 года, протокол отбора б/н от 07 сентября 2023 года, требование о предоставлении документов б/н от 15 сентября 2023 года, протоколы испытаний.

В тоже время, документы, указанные в п. 12 Акта неплановой выездной проверки от 19 сентября 2023 года, в материалах дела отсутствуют, ответчику не направлялись, в суд не представлялись.

Согласно материалов гражданского дела (л.д. 65-68), истцом представлены фото невскрытой потребительской упаковки табачного изделия сигарет «Chapman», которые не позволяют сделать вывод о нарушении требованиям подпункта «в» пункта 19 раздела VII Технического регламента таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), т.к. отсутствуют фотоматериалы исследования внутренней части потребительской упаковки, а вышеуказанный регламент допускает размещение указанной информации, как на внешней так и на внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения.

Таким образом, потребительская упаковка табачного изделия сигарет «Chapman» не прошла полного и всестороннего исследования, испытания, вскрыта не была, соответственно экспертами нарушен порядок проведения экспертного исследования, следовательно, оно в не является объективным и достоверным, а это в свою очередь ведет к нарушению процедуры внеплановой проверки, и как следствие к незаконному и необоснованному предъявлению требований к ответчику.

Ответчик к исследованной табачной продукции - сигареты с фильтром с капсулой PLAY DLUE-RAY, продукции Дж. Т.Интернэшнл, изготовленной 08.2023г. и табачной продукции - «Табак для кальяна 25 г с ароматом «Клубничный джем» «Blakburn strawberryjam», масса нетто 25 г, изготовленного 01 июля 2023 года никакого отношения не имеет, указанную табачную продукцию не производит, не закупает, не реализует.

Истцом по результатам проверки табачной продукции сигарет «Chapman», ввозимой для реализации на территории Российской Федерации в адрес ООО «Партнер» требований об устранении выявленных нарушений не направлялось. Соответственно, истец лишил ответчика права на досудебное обжалование его действий.

При проведении внеплановой выездной проверки истец, выступая в защиту неопределенного круга лиц, выявив, по мнению истца нарушения, влекущие нарушения прав неопределенного круга лиц, никаких административных мер воздействия в отношении индивидуального предпринимателя Йылар Харун, которым реализовывалась продукция, нарушающая права неопределенного круга лиц, непосредственно потребителю, не применялось.

Данное обстоятельство свидетельствует о формальном, не основанном на законе, порядке защиты прав неопределенного круга лиц, действия истца не были направлены на соблюдение закона, т.к. фактически выявив продукцию, которая, по мнению истца, нарушает права потребителей, истец не предпринял установленных законом обязательных мер по недопущению ее реализации, что свидетельствует также о том, что табачная продукция «Chapman», является легитимной, допущена в торговый оборот таможенной службой РФ, реализуется в рамках законных норм, ничьи прав не нарушает.

В связи с вышеизложенным, требования истца об обязании ООО «Партнер» прекратить выпуск в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза и в соответствии с разделом VII ТР ТС 035/2014, являются необоснованными и незаконными, поскольку табачная продукция «Chapman» полностью соответствует установленным ТР ТС 035/2014 требованиям к содержанию информации для потребителей табачных изделий, ведена в оборот на законных основаниях, ее оборот на территории РФ не нарушает прав неопределенного круга лиц.

Просила в удовлетворении заявленных Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске к ООО «Партнер» требований отказать в полном объеме.

Третье лицо - индивидуальный предприниматель Йылар Харун, извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, в суд не явился, не известив об уважительности своей неявки, не представив заявлений о возможности рассмотрения дела в его отсутствие либо отложении судебного заседания. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные сторонами письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему:

В силу положения ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07 февраля 1993 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На территории Российской Федерации функции по надзору и контролю за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице территориальных органов.

Понятие неопределенного круга лиц (потребителей) отражено в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 сентября 2004 года № Ф08-3572/04, Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 23 июня 2004 года и 30 июня 2004 года под которым понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исходя из вышеизложенного и на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 09 июля 2012 года № 720, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю является лицом правомочным подавать иски в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Как усматривается из представленных суду: решения о проведении внеплановой проверки от 01 сентября 2023 года в 09 час. 00 мин № 117-04, принятого врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске - главным государственным врачом по г. Пятигорску, г. Железноводску, Минераловодскому району Ставропольского края Белик С.Ю. (01 сентября 2023 года №26230041000107493159 – дата и учетный номер сведений о выездной проверке), акта внеплановой выездной проверки от 19 сентября 2023 года в 10 час. 00 мин. № 103-04, экспертного заключения по оценке маркировки продукции № 67-м от 11 сентября 2023 года, экспертного заключения по оценке маркировки продукции № 68-м от 11 сентября 2023 года, экспертного заключения по оценке маркировки продукции № 69-м от 11 сентября 2023 года, фотоматериалов к указанным экспертным заключениям, протокола осмотра территории, помещений и т.п. от 15 сентября 2023 года в 10 час. 00 мин., требования о предоставлении документов от 15 сентября 2023 года, поручения № 333-04 от 06 сентября 2023 года на проведение в рамках утвержденного государственного задания государственной работы № 2 (2.1 приложения 1-КНМ), протокола отбора проб № б/н от 07 сентября 2023 года, приказа № 506 от 08 августа 2023 года, поручения о проведении проверки от 16 августа 2023 года № 26-00-04/02-536-2023, поручения о проведении внеплановых проверок от 28 августа 2023 года № 26-00-04/02-575-2023, - в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и с целью реализации Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08 августа 2023 года № 506, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 07 августа 2023 года № ДГ-П12-9341 и на основании решения принятого врио. начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Пятигорске - главным государственным санитарным врачом по г. Пятигорску, г. Железноводску, Минераловодскому району Ставропольского края Белик С.Ю. о проведении внеплановой проверки от 01 сентября 2023 года 09 час.00 мин. № 117-04 в отношении Индивидуального предпринимателя Йылар Харун, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70 проведена внеплановая проверка.

Выездная проверка проводилась в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей; уполномоченными сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске, и привлеченные экспертные организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае»; в отношении деятельности, действия (бездействия) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействия); результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования; проводится по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70, контролируемое лицо: Индивидуальный предприниматель Йылар Харун, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70, ИНН 263218228179.

Предметом выездной проверки явилось: соблюдение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3Федеральногозакона №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000, разделов VII и XI технического регламента Таможенного союза «технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), Федеральным законом от 22 декабря 2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» и «Федеральным законом от 23 февраля 2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», СанПин 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Выездная проверка проводилась с 06 сентября 2023 года с 08.час. 00 мин. по 19 сентября 2023 16 час. 00 мин.

В ходе проверки истребованы у контролируемого лица документы, подтверждающие качество и безопасность табачной продукции, документы, подтверждающие соответствие требованиям технических регламентов, договор аренды помещения, список сотрудников, личные медицинские книжки.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что 15 сентября 2023 года в 09.00 часов в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в г. Пятигорске при анализе экспертного заключения по оценке маркировки продукции № 67-М от 11 сентября 2023 года, поступившего из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае», установлено, что на потребительской упаковке табачной продукции «20 сигарет с фильтром «Chapman» классик», изготовленного 07/2023, изготовителя ЙОХ ВИЛЬХ ФОН АЙКЕН ГМБХ ДРЕХСЛЕР ШТРАСЕ 1-3, 23556 ЛЮБЕК, 34405, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, 2А, отобранного для проведения экспертизы у индивидуального предпринимателя Йылар Харун по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70, отсутствует наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, отсутствует информация его местонахождение (страна и адрес в том числе фактический), в случае отсутствия такого лица не указано, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена; указанная информация не размещена на внешней стороне потребительской- упаковки в месте, доступном для прочтения, что не соответствует требованиям подпункта в), пункта 19, раздела VII Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС035/2014).

По результатам внеплановой выездной проверки в отношении Индивидуального предпринимателя Йылар Харун по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70, ИНН 263218228179, составлен акт от 19 сентября 2023 года № 103-04.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оборот табачной продукции в Российской Федерации должен осуществлять в соответствии с требованиями «ТР ТС 035/2014» - Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию", утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107 (далее - ТР ТС 035/2014), Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее - ФЗ № 268), а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции».

Согласно преамбуле ТР ТС 035/2014, настоящий технический регламент разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года и с учетом отдельных положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ТР ТС 035/2014, табачная продукция выпускается в обращение на рынке государств-членов при ее соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Согласно ст. 19 ТР ТС 035/2014, информация для потребителей табачных изделий наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) и должна содержать:

а) наименование вида табачного изделия;

б) наименование табачной продукции;

в) наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения;

г) наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический). В случае изменения сведений изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер должны в течение 180 календарных дней с даты таких изменений внести соответствующие изменения в информацию на потребительской упаковке табачной продукции (листе-вкладыше). При этом изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер в течение указанного срока имеют право выпускать в обращение табачную продукцию с прежней информацией;

д) сведения о наличии фильтра (для курительных табачных изделий с фильтром);

е) сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто (г) (для весовых табачных изделий);

ж) предупреждение о вреде потребления табачных изделий;

з) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

и) сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном законодательством государств-членов. Не допускается нанесение поверх указанных сведений каких-либо элементов потребительской упаковки (за исключением прозрачной оберточной пленки) или наклеивание марок;

к) информацию о системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах.

В соответствии со ст. 26 ТР ТС 035/2014, предусмотренная пунктом 19 настоящего технического регламента информация о табачной продукции наносится на русском языке и на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена при наличии соответствующих требований в законодательстве государства-члена, в котором осуществляется реализация этой табачной продукции, и может быть повторена на других языках в части наименования изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера или контролирующей организации, а также наименования табачной продукции. Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или промышленный образец, наносится на языке регистрации.

В обоснование доводов искового заявления истец ссылается на экспертное заключение № 67-М от 11 сентября 2023 года, выполненное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае», согласно выводам которого маркировки представленного образца: маркировка нанесена на потребительскую упаковку табачной продукции «20 сигарет с фильтром «Chapman классик», изготовленного 07/2023, ЙОХ ВИЛЬХ ФОН АЙКЕН ГМБХ ДРЕХСЛЕР ШТРАСЕ 1-3,23556 ЛЮБЕК, 34405, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, 2А, отобранного для проведения экспертизы у индивидуального предпринимателя Йэлар Харун по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70 не соответствует требованиям Технического регламента таможенного союза «Технический регламент» (ТР ТС 035/2014). Также с указанным экспертным заключением суду представлена пачка сигарет «20 сигарет с фильтром «Chapman классик», изготовленного 07/2023, ЙОХ ВИЛЬХ ФОН АЙКЕН ГМБХ ДРЕХСЛЕР ШТРАСЕ 1-3,23556 ЛЮБЕК, 34405, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, 2А, отобранная для проведения экспертизы у индивидуального предпринимателя Йэлар Харун по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70.

Однако, как усматривается из указанных представленных суду доказательств, - исследуемая экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» табачная продукция, отобранная для проведения экспертизы у индивидуального предпринимателя Йэлар Харун по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Розы Люксембург, д. 70 - пачка сигарет «20 сигарет с фильтром «Chapman классик», изготовленного 07/2023, ЙОХ ВИЛЬХ ФОН АЙКЕН ГМБХ ДРЕХСЛЕР ШТРАСЕ 1-3,23556 ЛЮБЕК, 34405, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, 2А, экспертами не вскрывалась, а, соответственно, экспертами не исследовалось содержимое пачки, ее вкладыш и иные составляющие упаковки табачного изделия, на которые, в соответствии со ст. 19 ТР ТС 035/2014 изготовителем наносится информация для потребителей табачных изделий о наименовании юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождении (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена), т.к., в соответствии с п.п. в ч. 1 ст. 19 ТР ТС 035/2014, указанная информация может быть размещена как на внешней так и на внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения.

Кроме того, представленное суду экспертное заключение № 67-М от 11 сентября 2023 года, выполненное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае», не содержит информации о способе проведения экспертизы, порядке осмотра и вскрытия и проведения испытания исследуемого предмета.

Наличие вышеуказанных нарушений, имевших место при проведении экспертного исследования табачного изделия пачка сигарет «20 сигарет с фильтром «Chapman классик», изготовленного 07/2023, ЙОХ ВИЛЬХ ФОН АЙКЕН ГМБХ ДРЕХСЛЕР ШТРАСЕ 1-3,23556 ЛЮБЕК, 34405, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, 2А, подтверждается также представленным суду представителем ответчика экземпляром пачки сигарет «20 сигарет с фильтром «Chapman классик» из той же партии, из которой была отобрана пачка, представленная на исследование экспертам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае».

Предоставлена пачка сигарет «Chapman классик», закупка произведена у третьего лица ИП Йылар Харун, что подтверждается чеком. Пачка представлена в открытом, развернутом виде где усматривается в том числе наименование юридического лица, к которому могут быть направлены претензии от потребителей данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена. Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения.

Информация для обращения граждан указана на внутренней части упаковки сигарет: Россия, 344055, г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, 2а., что соответствует пп. в) ст. 19 гл. VII ТС ТР 035/2014 Согласно ст. 19 ТР ТС 035/2014 информация для потребителей табачных изделий наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) и должна содержать: в) наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака": в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно определению, изложенному в п. 27 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», - реализация табачной продукции это поставка и (или) розничная продажа табачной продукции на территории Российской Федерации (за исключением экспорта).

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу закона ни одно из доказательств не имеет для суда заранее установленной силы. Заключение эксперта также не обязательно для суда и должно оцениваться с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности (ст. ст. 67, 86 ГПК РФ).

Поскольку в ходе судебного разбирательства ответчиком в лице его полномочного представителя представлены достаточные и достоверные доказательства наличия на реализуемой ООО «Партнер» табачной продукции - сигареты «20 сигарет с фильтром «Chapman классик», информации для обращения граждан-потребителей, которая на внутренней части упаковки сигарет: Россия, 344055, г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, 2а, что соответствует пп. в) ст. 19 гл. VII ТС ТР 035/2014, т.е. опровергнуты выводы представленного суду истцом в качестве доказательства в обоснование доводов заявленных исковых требований экспертного заключения № 67-М от 11 сентября 2023 года, а также доказательства отсутствия на реализации у ответчика такого товара как сигареты с фильтром с капсулой PLAY DLUE-RAY, продукции Дж. Т.Интернэшнл, изготовленной 08.2023г. и табачной продукции - «Табак для кальяна 25 г с ароматом «Клубничный джем» «Blakburn strawberryjam», масса нетто 25 г, изготовленного 01 июля 2023 года, который никакого отношения к ООО «Партнер» не имеет, указанная табачная продукция ответчиком не производится, не закупается и не реализуется, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске исковых требований ООО «Партнер» о признании ущемляющими права определенного круга потребителей выпуск в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза в части недоведения информации, предусмотренной требованиями Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), возложении обязанности на ООО «Партнер» прекратить выпуск в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза и в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда, и полагает необходимым в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

      В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю) к обществу с ограниченной ответственностью «Партнер» о признании ущемляющими права определенного круга потребителей выпуск в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза в части недоведения информации, предусмотренной требованиями Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), возложении обязанности на ООО «Партнер» прекратить выпуск в оборот табачной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза, и в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд Ставропольского края.

Судья                                                         И.Б. Шевлякова

2-93/2024 (2-4766/2023;) ~ М-4868/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Роспотребнадзора по СК, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по СК в г. Пятигорске
Ответчики
ООО "Партнер"
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Шевлякова И.Б.
Дело на сайте суда
piatigorsky--stv.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее