Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2595/2023 ~ М-932/2023 от 21.02.2023

УИД 53МS0010-01-2023-001223-65

Дело № 2-2595/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2023 года      Великий Новгород

    

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Мисилиной О.В.,

при помощнике судьи Газиевой Е.Б.,

с участием представителя истца помощника прокурора Майковой А.С.,

представителя ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» Рябининой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог <адрес> «Новгородавтодор» об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новгородского района Новгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее также - ГОКУ «Новгородавтодор», Учреждение) об обязании совершить определенные действия, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил обязать ответчика в срок до 30 июня 2024 года организовать стационарное электрическое освещение, обустроить тротуары на участке автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург – Радионово», проходящем через населенный пункт деревню Ушерско Новгородского района Новгородской области.

На основании определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области, Администрация Новгородского муниципального района Новгородской области, Администрация Савинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области, ОГИББ МО МВД «Новгородский».

Помощник прокурора в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» возражала против удовлетворения иска по изложенным в письменных возражениях основаниям.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельностп.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч.ч. 1, 5, 11 ст.12 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществления дорожной деятельности в отношении регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативно финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и др.

В силу ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (ч. 6); под владельцами автомобильных дорог понимается, юридические лица которым дороги переданы в оперативное управление, в частности, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7).

Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

К собственности субъектов Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.5 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Пунктом 11.16, подп. «а», «е» п. 11.17, подп. «а». п. 13.2, п. 13.7 ст. 3 "ТР . Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 827, предусмотрено, что при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, а при необходимости и велосипедные дорожки. Пешеходные и велосипедные дорожки должны проектироваться при необходимости и вне населенных пунктов вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог.

При проектировании вновь строящихся автомобильных дорог или при создании искусственного освещения на существующей сети автомобильных дорог искусственное освещение необходимо предусмотреть в первую очередь в пределах населенных пунктов, на подъездах к сооружениям и объектам дорожного и придорожного сервиса.

Автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц. Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.

Горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

Замену вышедшего из строя источника света искусственного освещения после его обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления следует осуществить в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.

В силу п. 5.1.1 ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», введенного в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1122-ст, проезжая часть дорог, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, которые удаляют в сроки, установленные национальными стандартами государств - участников Соглашения.

Пунктом 5.2.4 вышеназванного ГОСТ 33220-2015 установлено, что покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2, в частности отдельных выбоин или проломов глубиной 5 см. и более, площадью 0,09 кв.м. и более

Согласно п.п. 7.1, 7.5 ГОСТ 33220-2015 горизонтальная освещенность покрытия проезжей части дорог и применение искусственного освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33176. Искусственное освещение на дорогах по категориям не должно иметь дефектов, указанных в таблице 7. Эксплуатационное состояние искусственного освещения на дорогах по уровням эксплуатационного состояния должно соответствовать требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения.

В соответствии с таблицей 7 ГОСТ 33220-2015 дефекты в виде неработающих светильников на пересечении, съезде (въезде) транспортной развязки, на остановочном пункте маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе в одном уровне подлежат устранению в течение 7 суток.

Пунктом 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения, введенным в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 959-ст, предусмотрено, что стационарное электрическое освещение (далее - искусственное освещение) устраивают на участках дорог в населенных пунктах, на пешеходных переходах по ГОСТ 32944. Рекомендуется устраивать искусственное освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

В силу положений п. 3.15.1 ОСТ 2ДД.ММ.ГГГГ-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-460-р, освещением оборудуются автобусные остановки на дорогах I - III категорий, которые находятся в пределах населенных пунктов.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 32944-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования, обозначенные пешеходные переходы и подъезды к ним должны быть обустроены стационарным электрическим освещением.

В силу требований п. 4.1 ГОСТ 33150-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования, введенного в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1206-ст, пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки должны проектироваться вдоль автомобильных дорог общего пользования. Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и согласовывается с местными органами управления.

Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через населенные пункты, допускается выполнять с учетом национальных норм государств - участников Соглашения в области градостроительства.

Вышеназванные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.

В соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 03 октября 2002 N ИС-840-р с 15 октября 2002 года применяется ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог" (далее Правила).

Согласно пункту 4.1.6 указанных Правил по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию и ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.

Перечисленные выше требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан.

Как следует из материалов дела, 02 февраля 2023 года комиссией в составе старшего помощника прокурора Майковой А.С., госинспектора ДН ОГИБДД МО МВД России «Новгородский» Яковлева Р.В., начальника отдела организации работ по содержанию и сохранности автомобильных дорог Киселева Н.А., была проведена проверка содержания автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург - Радионово».

Согласно составленному данным должностным лицом по результатам проверки акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 02.02.2023 года, на участке данной автомобильной дороги (относящейся к V категории), проходящем по территории деревни Ушерско Новгородского района Новгородской области, отсутствует стационарное уличное электрическое освещение, также отсутствуют тротуары и (или) пешеходные дорожки.

Постановлением Администрации Новгородской области от 01 июня 2010 года № 243 автомобильная дорога «Москва - Санкт-Петербург - Радионово» (49 ОП МЗ 49Н-1107 отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Новгородской области.

Также судом установлено, что указанная автомобильная дорога передана в оперативное управление ГОКУ «Новгородавтодор».

В соответствии с п. 2.1 Устава ГОКУ «Новгородавтодор» предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности, а так же содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.

В силу п. 2.2 Устава ГОКУ «Новгородавтодор» одной из целей деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

Согласно п. 2 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденных постановлением Администрации Новгородской области от 29.10.2010 N 520, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог включает следующие мероприятия: оценка технического состояния автомобильных дорог; разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); разработка документации о закупках, проектов государственных контрактов на осуществление работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - контракты); осуществление контроля за исполнением подрядными организациями условий контрактов; приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 3 вышеназванных Правил организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

Таким образом, на ГОКУ «Новгородавтодор» лежит обязанность по ремонту и содержанию переданных Учреждению в оперативное управление автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, являющихся собственностью Новгородской области.

С учетом изложенного суд находит исковые требования прокурора об обязании организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург – Радионово» проходящем через населенный    пункт Ушерско Новгородского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке организации ответчиком ГОКУ «Новгородавтодор» работ по устранению недостатков в содержании автомобильной дороги, суд, учитывая период времени, необходимый для обеспечения финансирования работ, специфику работ, в том числе их сезонный характер, полагает необходимым установить данный срок до 30 июня 2024 года.

Что касается требований прокурора об обязании ответчика организовать обустройство тротуаров на указанном участке автомобильной дороги, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ч.ч. 1, 7 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», положения п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» с 01 сентября 2016 года не являются обязательными.

Поскольку с 01 сентября 2016 года в силу приведенных выше положений Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ применение указанного государственного стандарта также не является обязательным.

В то же время, применительно к положениям ст. 3 "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", п. 4.1 ГОСТ 33150-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования, прокурором в данном случае при рассмотрения настоящего дела не представлено доказательств наличия технической возможности обустройства тротуаров на указанных участках автомобильных дорог с учетом имеющихся красных линий и границ земельных участков, прилегающих к земельным участкам, на которых расположены автомобильные дороги.

В этом отношении судом также учитывается, что в силу п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 устройство тротуаров являлось обязательным на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, относящихся к I - III категориям по ГОСТ Р 52398, в то время как автомобильная дорога «Москва – Санкт-Петербург – Радионово» является автомобильной дорогой V категории.

Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены в части, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб., от уплаты которой прокурор при обращении в суд освобожден.

Руководствуясь ст. ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в срок до 30 июня 2024 года организовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург – Радионово» проходящем через населенный    пункт Ушерско Новгородского района.

В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.

Взыскать с Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

    

Председательствующий О.В. Мисилина

Мотивированное решение составлено 07 июля 2023 года.

2-2595/2023 ~ М-932/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Новгородского района
Ответчики
ГОКУ "Новгородавтодор"
Другие
Администрация Новгородского муниципального района
Министерство финансов Новгородской области
Министерство транспорта, дорожного хозяйства Новгородской области
Администрации Савинского сельского поселения
ОГИБДД МО МВД «Новгородский»
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Мисилина Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
07.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее