Дело № 2-439/24
32RS0001-01-2023-002777-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2024 г. г. Брянск
Бежицкий районный суд г.Брянска в составе:
председательствующего судьи Осиповой Е.Л.,
при секретаре Солоповой А.Н.,
с участием представителя истца - прокурора Брянской области Войтовича А.П., начальника ГСУ Сайфутдиновой А.Т., представителя ответчика - Брянской городской администрации и третьего лица Бежицкой районной администрации г. Брянска Березовской Н.И., представителя третьего лица - управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Магомедовой Н.В., представителя третьего лица - Правительства Брянской области Галкиной Е.И., представителя третьего лица - управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области Кочетовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежицкого района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, АО «85 ремонтный завод» о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бежицкого района г. Брянска обратился с настоящим иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что по результатам проверки исполнения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия установлено, что на территории Бежицкого района г. Брянска в административных границах муниципального образования городского округа Брянск по адресу: <адрес> расположен объект культурного наследия «Танк Т-34-85 в сквере им. А.А. Морозова», который приказом управления по охране и сохранению культурного наследия Брянской области № 2-1/100 от 05 октября 2021 года включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Утвержден предмет охраны объекта культурного наследия в соответствии с приложением к приказу. Согласно информации управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре муниципальной собственности города Брянска указанный объект отсутствует. В соответствии со сведениями межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, в реестре федерального имущества информация об указанном объекте также отсутствует. По информации ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», сведениями о собственнике «Танк Т-34-85 в сквере им.А.А. Морозова» архив не располагает. Исходя из сведений Министерства обороны Российской Федерации, предоставленных по запросу судьи Арбитражного суда Брянской области, в рамках обособленного спора, касающегося «Танка Т-34-85» по делу № о признании АО «85-ремонтный завод» банкротом, следует, что образцы военной техники, в том числе, спорный объект, передавались ремонтным предприятиям, подведомственным Минобороны России, для установки в качестве памятников, но продолжали стоять на учете в соответствующей службе военного округа. Таким образом, установлено, что собственника объекта – «Танк Т-34-85 в сквере им. А.А. Морозова» не имеется. Учитывая изложенное, в силу ст.ст.225, 226, 218 ГК РФ, истец полагает, что данный объект следует передать в собственность субъекта Российской Федерации – Брянской области. Выявленные в результате проверки нарушения законодательства в области охраны культурного наследия создают угрозу для сохранности объектов культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности. Поскольку кто-либо притязаний на приобретение указанного объекта культурного наследия в собственность не заявляет, то есть фактически объект исторического и культурного наследия является бесхозяйным имуществом, что влечет невозможность обеспечения сохранности данных объектов, нарушаются права неопределенного круга лиц, то в силу ст.45 ГПК РФ прокурор просил суд признать находящийся на территории Бежицкого района г. Брянска в административных границах городского округа Брянск объект культурного наследия «Танк Т-34-85 в сквере им. А.А. Морозова», расположенный по адресу: <адрес> бесхозяйной движимой вещью, передать в собственность субъекта Российской Федерации – Брянской области бесхозяйное движимое имущество указанный объект культурного наследия.
Определением Бежицкого районного суда г.Брянска от 20.11.2023, с согласия истца ответчик Правительство Брянской области заменен на надлежащего ответчика Брянскую городскую администрацию, в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены: Правительство Брянской области, управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Определением Бежицкого районного суда г.Брянска от 20.11.2023 принят частичный отказ от иска прокурора Бежицкого района г. Брянска, производство по настоящему гражданскому делу в части требования о признании объекта культурного наследия бесхозяйным прекращено.
Определением Бежицкого районного суда г.Брянска от 05.03.2024 в качестве соответчика привлечено АО "85 ремонтный завод" в лице арбитражного управляющего Богданова Сергея Анатольевича, в качестве 3-го лица Управление Росреестра Брянской области.
В судебном заседании ранее представитель истца помощник прокурора Бежицкого района г. Брянска уточнила исковые требования, просила суд признать право собственности муниципального образования городской округ город Брянск на бесхозяйное недвижимое имущество объект культурного наследия «Танк Т-34-85 в сквере им А.А.Морозова», расположенный по адресу : <адрес>. В настоящем судебном заседании в обоснование требований прокурор сослался на те же доводы, что изложены в иске, дополнительно пояснил, что в отношении указанного объекта проведена историко-культурная экспертиза, по результатам которой установлено, что танк имеет боевую историю времен Великой Отечественной войны. Данный объект был передан ремонтному предприятию, однако продолжал стоять на учете в соответствующей службе военного округа. ДД.ММ.ГГГГ танк был постановлен на учет как бесхозяйный объект. Однако отсутствие собственника и как следствие, ненадлежащее осуществление охраны танка, как объекта культурного наследия негативно отражается на его состоянии, внешнем облике и невозможности осуществления соответствующих охранных мероприятий. На основании ст.293 ГПК РФ прокурор просил суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика - Брянской городской администрации и третьего лица - Бежицкой районной администрации г. Брянска иск не признал, просил разрешить спор в соответствии с нормами законодательства. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ Бежицкая районная администрация и АО «85 ремонтный завод» подписали договор хранения с экспонированием, среди переданного имущества был указан и Танк Т-34-85. На основании судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ, принятого арбитражным судом, Бежицкая районная администрация обязана была вернуть АО «85 ремонтный завод» Танк Т-34-85, однако ДД.ММ.ГГГГ приказом управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области Танк Т-34-85 включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия. При этом в рамках обособленного спора был получен ответ из Министерства обороны РФ, согласно которому Танк Т-34-85 не передавался в собственность АО «85 ремонтный завод».
Представитель 3-го лица- управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по существу пояснил, что спорный объект недвижимого имущества Танк Т-34-85 в реестре муниципальной собственности города Брянска отсутствует, ДД.ММ.ГГГГ таковой принят на учет как бесхозяйный, из технического заключения следует, что танк является объектом недвижимости, так как соответствует определению недвижимого имущества. Указал также, что танк находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Представитель 3-го лица- управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области иск поддержал, по существу пояснил, что приказом Минкульта РФ объект культурного наследия регионального значения Танк Т-34-85 зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Обязанность сохранения объектов культурного наследия возложена на собственника, однако танк стоит на учете как бесхозяйный, правообладателем объекта значится муниципальное образование городской округ «Брянск». Считает, что муниципалитет обязан выполнить и обеспечить сохранность танка как мемориального объекта для патриотического воспитания молодежи и обеспечения к нему доступа всех неравнодушных лиц и молодежи, для чего необходимо признание за ним права собственности в соответствии с требования ФЗ-218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».
Представитель третьего лица - Правительства Брянской области иск поддержал, указал, что признание право собственности на Танк Т-34-85 за муниципальным образованием, в данном случае «город Брянск» будет способствовать сохранению памятника истории.
Представитель 3-го лица - Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в адрес суда отзыв на иск, в котором указал, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности.
Ответчик АО «85 ремонтный завод» в лице арбитражного управляющего Богданова С.А., надлежаще извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 4 того же закона определено, что объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Согласно Постановлению Администрации Брянской области от 13.02.2006 N 92
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2010 годы" в силу требований законодательства Российской Федерации и Брянской области основной задачей в сфере культурного наследия является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия всех видов и категорий и обеспечение их сохранности в интересах настоящего и будущего поколений Брянщины и Российской Федерации.
В силу ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.
В силу ст.9.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
3.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов.
Одновременно, Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", возлагает ответственность, в том числе, на органы местного самоуправления за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
В силу ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества.
Согласно Положению об управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 30 марта 2016 г. N 114, управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области является органом исполнительной власти Брянской области, осуществляющим полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, в том числе в рамках полномочий, переданных Российской Федерацией Брянской области в указанной сфере.
Приказом управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области №2-1/100 от 05.10.2021 «Танк Т-34-85 в сквере им.А.А.Морозова» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации №144304-р от 27.10.2022 объект культурного наследия регионального значения «Танк Т-34-85 в сквере им.А.А.Морозова» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером:№.
Согласно выписке из ЕГРН, объект культурного наследия регионального значения «Танк Т-34-85 в сквере им.А.А.Морозова», кадастровый №, расположенный по адресу : <адрес> по инициативе Брянской городской администрации поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, как безхозяйный объект недвижимости. Правообладателем значится муниципальное образование городской округ город Брянск.
Одновременно, согласно выписке из ЕГРН, Танк Т-34-85 находится на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу : <адрес> общей площадью 4487 кв.м., категория земельного участка – не разграниченная государственная собственность.
Согласно справкам управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, управления имущественных отношений Брянской области, МТУ ФА по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях Танк Т-34-85 в реестре муниципального, государственного имущества Брянской области, федерального имущества, не значится.
Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации на запрос Арбитражного суда Брянской области в рамках спора о признании АО «85 ремонтный завод» банкротом, ФГУП «85 ремонтный завод по ремонту автотягачей» Минобороны России приватизирован путем преобразования в АО «85 ремонтный завод» и утвержден состав имущественного комплекса ФГУП, подлежащего приватизации. Согласно Приложению №1 к Приказу от 20.05.2009, Танк Т-34-85 в составе подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП отсутствует.
По данным Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации ранее образцы военной техники, в том числе, танки передавались ремонтным предприятиям, подведомственным Минобороны России, по нарядам центрального довольствующего органа либо довольствующей службы военного округа для установки в качестве памятников, но продолжали стоять на учете в соответствующей службе военного округа. В собственность указанных предприятий техника не передавалась. Минобороны России не располагает сведениями о правовой принадлежности Танка Т-34-85.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, Танк Т-34-85 в настоящем собственника не имеет. Тот факт, что постановлением 20 арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ Бежицкая районная администрация обязана к передаче АО «85 ремонтный завод» экспонированного имущества, переданного по договору хранения, в том числе, Танка Т-34-85, правового знания для настоящего спора не имеет, поскольку не подтверждает факт принадлежности танка в виду того, что предметом судебного рассмотрения являлись обязательства Бежицкой районной администрации в рамках заключенного договора хранения. Указанный судебный акт, не содержит оценку принадлежности спорного имущества.
В соответствие со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.3 ст.225 ГК РФ).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
В соответствии с п.1.1 Положения об управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов №95 от 07.08.2009, Управление является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальном жилищном фонде.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку спорный объект не имеет ни титульного собственника, ни владельца, в связи с чем, не осуществляется его государственная охрана, что, по мнению суда, нарушает права граждан, в том числе на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, в то же время соответствующая обязанность органа местного самоуправления по истечению года со дня постановки на учет объекта, исполнена не была, суд находит, что поданный прокуратурой иск о признании права собственности муниципального образования городской округ город Брянск на бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия «Танк Т-34-85 в сквере им А.А.Морозова», кадастровый №, расположенный по адресу : <адрес>, подлежит удовлетворению. Соответственно, по указанным выше основаниям в исковых требования к АО «85 ремонтный завод» следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ :
Исковые требования прокурора Бежицкого района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, АО «85 ремонтный завод» о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования городской округ город Брянск на бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия «Танк Т-34-85 в сквере им А.А.Морозова», кадастровый №, расположенный по адресу : <адрес>
В удовлетворении исковых требований к АО «85 ремонтный завод» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бежицкого районного Осипова Е.Л.
суда г.Брянска
Мотивированное решение изготовлено 08.04.2024.
Судья Бежицкого районного Осипова Е.Л.
суда г.Брянска