Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-508/2023 ~ М-119/2023 от 27.01.2023

Дело № 2-508/2023

УИД № 44RS0028-01-2023-000129-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2023 года.

г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Дурягиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах муниципального образования администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях и УФНС по Костромской области о прекращении права собственности Р.Ю.Г. невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности, признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района обратился в суд в интересах муниципального образования администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях и УФНС по Костромской области о прекращении права собственности Р.Ю.Г. на невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности, признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю.

Иск обосновали тем, что на основании и во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» постановлением главы администрации Костромского района Костромской области № 96 от 22.03.1994 Р.Ю.Г., ... рождения, предоставлено право собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Указанный список был опубликован в газете «Волжская новь» № 17 от 02.05.2012, а также был размещен на официальном сайте администрации Самсоновского сельского поселения.

По прошествии полугода посредством опубликования информации в газете «Северная правда» №79 от 10.10.2012 и «Волжская новь» № 40 от 10.10.2012 администрацией Самсоновского сельского поселения было сделано объявление о собрании участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения ТОО (ЗАО) «Заволжское», находящихся по адресу: Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей. Список невостребованных земельных долей был утвержден, в их число вошла доля Р.Ю.Г.С момента публикации и до момента обращения в суд администрацией предпринимались возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им доли неосновательно включены в список невостребованных земельных долей, однако в отношении земельной доли Р.Ю.Г.заявлений в администрацию Самсоновского сельского поселения не поступало.

Согласно записи акта о смерти №... от ... Р.Ю.Г. умерла .... Невостребованная земельная доля Р.Ю.Г. не используется, что приводит к снижению плодородия почв, зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, понижению достигнутого уровня мелиорации, снижению плодородия почв, не вовлечению земель в сельскохозяйственный и гражданско-правовой оборот, что в целом негативно отражается на земле как важнейшем компоненте окружающей среды и как средстве производства в сельском хозяйстве. Кроме того, за земли, неоформленные надлежащим образом, не вносится соответствующая плата (земельный налог, арендная плата).

Просили суд прекратить право собственности Р.Ю.Г. на принадлежащую ей долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №... (предыдущий №...), общей площадью 5,3 га, находящийся в общей долевой собственности, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское». Признать за муниципальным образованием Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на указанную невостребованную долю.

В судебном заседании прокурор Медведев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель администрации Самсоновского сельского поселения, извещенные надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представители ответчиков Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях и УФНС по Костромской области, извещенные надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, полагали, что являются ненадлежащими ответчиками по делу.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Положениями вышеуказанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

Согласно положениям ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (п.1).

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.2).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей) (п.3).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п.4).

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5).

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6).

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п.8).

Как усматривается из материалов дела, во исполнение Указа Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные земли, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан - работников предприятий, в соответствии с которым постановлением Главы администрации Костромского района от 22.03.1994 № 96 земельные паи, переданы в собственность членам ТОО (ЗАО) «Заволжское».

На основании указанного постановления Р.Ю.Г., ... года рождения, ... выдано свидетельство на право собственности на землю, согласно которому она приобрела в собственность земельную долю земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, общей площадью 5,3 га.

В судебном заседании установлено, что собственник Р.Ю.Г.при жизни с момента передачи земельной доли и до смерти ...ею в соответствии с действующим законодательством не распорядилась; доказательств, подтверждающих обратное суду не представлено. После смерти Р.Ю.Г. права на указанную земельную долю наследниками не оформлялись.

Таким образом, судом установлено, что Р.Ю.Г.при жизни в течение трех и более лет не распорядилась переданной ей земельной долей. На протяжении более пятнадцати лет переданная в ее собственность земельная доля для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется, вследствие чего ухудшается состояние земель, предоставленных для сельскохозяйственного использования: земли зарастают.

Администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района, в порядке, установленном ст. 12.1. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовав его в средствах массовой информации, в том числе: в газете «Волжская новь» № 17 от 02.05.2021, а также на официальном сайте администрации Костромского муниципального района Костромской области. Было проведено общее собрание участников долевой собственности, на котором утвержден список невостребованных земельных долей.

Доводы истца подкреплены документально, обстоятельства невостребованности земельной доли в судебном заседании остались не опровергнутыми.

Поскольку спорная земельная доля не была использована по назначению более трех лет подряд, факт невостребованности земельной доли, принадлежавшей Р.Ю.Г.нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о признании за администрацией Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области права муниципальной собственности на спорную земельную долю и прекращении права собственности Р.Ю.Г.на указанную долю.

Доводы ответчиков о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, суд не принимает в силу следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества возложены на Росимущество.

Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям с 2008 года возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к которым отнесен ответчик - Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Между тем, как следует из Письма ФНС РФ от 04.12.2008 года № ШС-6-3/892 «О выморочном имуществе», функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 года № 340 была закреплена за налоговыми органами. Функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно были возложены и на ФНС России, и на Росимущество.

Таким образом, поскольку на момент смерти Р.Ю.Г.полномочия по принятию имущества, перешедшего по праву наследования к государству, были возложены на налоговые органы, которые при осуществлении работы с таким имуществом руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 г. № 683 и Инструкцией Министерства финансов СССР от 19.12.1984 г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», соответчиком по заявленным требованиям является Управление ФНС России по Костромской области.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ничьи права на выражение волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были, а потому заявленные требования о признании права муниципальной собственности на спорную земельную долю в праве общей долевой собственности подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Костромского района в интересах муниципального образования администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях и УФНС России по Костромской области о прекращении права собственности Р.Ю.Г. невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности, признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю удовлетворить.

Прекратить право собственности Р.Ю.Г., ... года рождения, на земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности общей площадью 5,3 га, принадлежащую на основании свидетельства на право собственности на землю серии ... №... от 25.07.1994.

Признать за муниципальным образованием - Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности, ранее принадлежащую Р.Ю.Г., общей площадью 5,3 га, расположенную по адресу: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», кадастровый №... (предыдущий №...).

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

С.Ю. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2023 года.

2-508/2023 ~ М-119/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Самсоновского сельского поселения
Прокурор Костромского района
Ответчики
Управление ФНС по Костромской области
МТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Иванова Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
27.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2023Передача материалов судье
27.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее