Дело № 2-302/2023
УИД 21RS0014-01-2023-000240-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
В составе:
Председательствующего судьи Калининой Л.А.,
при секретаре судебного заседания КСГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики к администрации Урмарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега
УСТАНОВИЛ:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Урмарского муниципального округа, в ходе которой установлено, что на территории Урмарского муниципального округа специализированные площадки, снегоплавильные установки отсутствуют, меры по их созданию не предприняты. Указывая, что данным бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать ответчика в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории Урмарского муниципального округа специализированную площадку для размещения загрязненного снега.
Участвующий по делу Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор МФЯ исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и вновь привел их суду. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Урмарского муниципального округа Чувашской Республики КОМ, иск не признал. Суду пояснил, что после вынесения прокурором представления об устранении нарушения природоохранного законодательства в части создания на территории Урмарского муниципального округа площадки для сбора снега в администрации данный вопрос обсуждался и администрация пришла к выводу, что создание такой площадки в районе нецелесообразно, поскольку она будет нерентабельна. Будут только потрачены бюджетные деньги, а использоваться она не будет, ибо в районе при уборке снега его сбор и вывоз не осуществляется вывоз. Снег с дорог просто сдвигается уборочной техникой на газоны. В случае если суд придет к выводу об удовлетворении исковых требований, просил предоставить срок для исполнения решения не 6 месяцев как просит прокурор, а 12 месяцев. Полагал данный срок более разумным, с учетом того, что расходы на устройство такой площадки могут быть заложены только в бюджет на 2024 г. В бюджете на 2023 г. денежные средства на такие расходы не предусмотрены. В последующем после выделения денежных средств к работам по сооружению такой площадки можно будет приступить только летом. В зимнее время работы по устройству площадки выполнять невозможно.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст. 42 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст.ст. 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).
В соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее- СанПиН 2.1.3684-21), вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приема снега площадки для вывоза и временного складирования снега, оборудованные водонепроницаемым покрытием, и обвалованных сплошным земляным валом, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты, или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
На основании требований «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр (далее - СП 32.13330.2018), устройство снегоплавильных пунктов допускается при сооружениях водоотведения с применением для плавления снега и льда, убираемого с улиц, тепловой энергии сточных вод, со сбросом получаемой талой воды в самотечную сеть водоотведения. Количество подаваемых на плавление снега сточных вод должно определяться теплотехническим расчетом. Снегоплавильные пункты следует проектировать на основании генеральной схемы их размещения, учитывающей близость расположения основных убираемых от снега территорий, наличие точек подачи сточной воды и отвода талой на очистные сооружения, доступность относительно дорожной сети, удобство подъездов и организации встречного движения грузового автотранспорта, возможность возникновения очередей в периоды после сильных снегопадов, удаленность от жилья и т.п.
В соответствии с пп. 5, 11, 25 ст. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечения безопасности дорожного движения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с правилами благоустройства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 и п. 6.11 СП 32.13330.2018 специализированные площадки, снегоплавильные установки на территории муниципального округа отсутствуют, в связи с чем Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор 10.03.2023 г. выходит в адрес администрации Урмарского муниципального округа ЧР с представлением об устранении указанных нарушений.
После чего 17.04.2023 г. письмом №05/01-15-1552 глава Урмарского муниципального округа ЧР дает ответ Чебоксарскому межрайонному природоохранному прокурору, из которого следует, что указанные в представлении нарушения приняты к сведению и будут учтены в дальнейшей работе по недопущению их впредь. Что на территории Урмарского муниципального округа вывоз снега не осуществляется. Для устройства специализированной площадки рассматривается возможность использования земельного участка, при этом администрацией Урмарского муниципального округа подготовлен проект Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства в Урмарском муниципальном округе и он на находится на правовой экспертизе прокурора Урмарского района.
Таким образом судом установлено, что администрацией Урмарского муниципального округа меры по созданию специализированной площадки для размещения загрязненного снега не предприняты, снегоплавильные установки на территории муниципального округа отсутствуют, что безусловно, свидетельствует о бездействии администрации Урмарского муниципального округа ЧР.
Выявленные в деятельности органа местного самоуправления нарушения закона не обеспечивают защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Таким образом, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной распространением инфекционных заболеваний, мероприятия по созданию специализированной площадки для размещения загрязненного снега, должны быть проведены заблаговременно.
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует что исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Урмарского муниципального округа ЧР об обязании создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и объем подлежащих выполнению работ, учитывая, что для проведения мероприятий по созданию специализированной площадки для размещения загрязненного снега следует запланировать необходимое финансирование, осуществить выбор и отвод земельного участка, отвечающего требованиям для сооружения площадки, осуществить работы по строительству площадки, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения – 12 месяцев год со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать администрацию Урмарского муниципального округа Чувашской Республики создать на территории Урмарского муниципального округа специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Л.А. Калинина.
Мотивированное решение составлено 12 сентября 2023 г.