Дело № 12-763/2021
УИД 21RS0025-01-2021-005545-27
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Курышев С.Г., рассмотрев жалобу председателя ГО ЖСК
Зольникова Геннадия Васильевича, <данные изъяты>
<данные изъяты>,
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
постановлением главного государственного жилищного инспектора ЧР Ивановой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ председатель ГО ЖСК Зольников Г.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения за то, что ГО ЖСК, основной деятельностью которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, не имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом № по <адрес>.
Не согласившись с принятым решением, председатель ГО ЖСК Зольников Г.В. обратился в суд с жалобой на предмет его отмены в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что наличие договора управления в деятельности ЖСК/ЖК/ТСЖ законодательством не предусматривается. Деятельность не является предпринимательской, в связи с чем лицензированию не подлежит. Считает, что ГО ЖСК не является надлежащим субъектом правонарушения.
В судебном заседании представитель Зольникова Г.В.- Мокеева Е.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила удовлетворить.
Представители государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Иванова Н.С. и Казамбаева Н.Н. поддержали доводы, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку установлены все фактические данные, в том числе и вина должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.
Частью 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, пунктом 3 которого регламентировано, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" часть 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" дополнена пунктом 51. Согласно данному пункту лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Данное положение согласуется со ст. 192 Жилищного кодекса РФ, в силу которой деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу ч. 6.1. статьи 110, ч. 6.1. ст. 155 ЖК РФ жилищные кооперативы вправе заключить договор управления домом с управляющей организацией.
Во взаимосвязи норм, установленных статьями 110, 120, 119 ЖК РФ, Правилами № 416 следует, что либо жилищный кооператив через свой орган управления - правление самостоятельно должен осуществлять функции по управлению домом либо заключить договор управления с управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьей 142 ЖК РФ для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что в Госжилинспекцию Чувашии (далее - Инспекция) поступили обращения собственника помещений многоквартирного <адрес> о правомерности предоставления жилищных услуг и начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Чебоксарской городской ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов (далее - ГО ЖСК) при управлении многоквартирным домом ЖК «Волжанка».
В целях рассмотрения поступивших обращений в отношении ГО ЖСК начальником отдела контроля платежей за жилищно-коммунальные услуги Паллиным Е.П. и начальником одела лицензирования и правовой работы Казамбаевой Н.Н. на основании распоряжения главного государственного жилищного инспектора ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено следующее.
Собственниками помещений <адрес> (далее - <адрес>) принято решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № б/н избрать в качестве способа управления домом № Жилищный кооператив «Волжанка» (далее-ЖК «Волжанка»),
Чебоксарская городская ассоциация жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья (далее - объединение, ГО ЖСК) является некоммерческой организацией, добровольным объединением жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья в городе Чебоксары Чувашской Республике, созданной в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» (п. 1.1 Устава ГО ЖСК).
Согласно пункту 2.2. Устава ГО ЖСК объединение создано в целях: координации деятельности членов объединения при решении хозяйственных, эксплуатационных, научно-технических и экономических задач, содержания их жилого комплекса, организации совместного содержания этого комплекса, его обслуживания и эксплуатации, представления и защиты прав и охраняемых законом общих интересов членов объединения.
Согласно предоставленному ГО ЖСК реестру ЖСК, ЖК, ТСЖ в состав членов ГО ЖСК входит 86 юридических лиц, в том числе ЖК «Волжанка».
Согласно п. 1.3 и 3.2 Устава ГО ЖСК члены объединения являются некоммерческими организациями, в составе объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (ч.6.2 ст. 155 ЖК РФ).
Вместе с тем договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, заключенные ЖК «Волжанка» в целях управления и содержания общего имущества многоквартирного <адрес> отсутствуют.
Напротив, следующие договоры на предоставление коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, а также региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, в том числе в отношении многоквартирного <адрес> заключены от имени ГО ЖСК:
- договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, в преамбуле которого содержится указание на осуществление управления многоквартирными жилыми домами ГО ЖСК;
- договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод№ от ДД.ММ.ГГГГ.;
- договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ;
- дополнительное соглашение к договору на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, расположенного в многоквартирном жилом доме № от ДД.ММ.ГГГГ;
- договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования № от ДД.ММ.ГГГГ;
- договор на оказание комплекса услуг по эксплуатации лифтов, техническому обслуживанию лифтов и систем диспетчерского контроля № от ДД.ММ.ГГГГ;
- договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № от ДД.ММ.ГГГГ;
- договор на проведение работ по проверке дымоходов и вентиляционных каналов № от ДД.ММ.ГГГГ;
- договор на оказание услугу по сбору платежей населения (абонентов) за потребленный природный газ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, как установлено проверкой, ГО ЖСК от своего имени с указанием реквизитов и расчетного счета ГО ЖСК выставлял платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ г.Таким образом, заключение ГО ЖСК от своего имени договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с ТКО и иными специализированными организациями, оказание жилищных и коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном <адрес>, ведение лицевых счетов собственников помещений <адрес> для расчетов за ЖКУ, прием платежей от проживающих в этом доме граждан, свидетельствует об осуществлении ГО ЖСК деятельности по управлению многоквартирными домами.
Вместе с тем, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая (ч.1.3 ст. 161 ЖК РФ).
Чебоксарская городская ассоциация жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья (далее - объединение, ГО ЖСК) является некоммерческой организацией, добровольным объединением жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья в городе Чебоксары Чувашской Республике, созданной в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» (п. 1.1 Устава ГО ЖСК).
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (ч. 2 ст. 24 Федерального закона о некоммерческих организациях).
Следовательно, некоммерческие организации дополнительно наряду с уставной деятельностью могут осуществлять приносящую доход деятельность (предпринимательскую деятельность и (или) иную приносящую доход деятельность) при условии, что уставом будет предусмотрен исчерпывающий перечень видов такой деятельности, а сами виды такой деятельности будут соответствовать целям организации.
Согласно пункту 2.2. Устава ГО ЖСК объединение создано в целях: координации деятельности членов объединения при решении хозяйственных, эксплуатационных, научно-технических и экономических задач, содержания их жилого комплекса, организации совместного содержания этого комплекса, его обслуживания и эксплуатации, представления и защиты прав и охраняемых законом общих интересов членов объединения.
Согласно п.2.3 Устава для достижения целей своего создания ГО ЖСК вправе осуществлять следующие виды деятельности:
- способствовать совместному развитию долевого сотрудничества и решению проблем в вопросах эксплуатации, обслуживания и ремонта жилого фонда его членов, улучшению взаимодействия со службами жилищно-коммунального комплекса;
- осуществлять реализацию программ развития товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и жилищных кооперативов;
- содействовать созданию условий для наиболее эффективного использования финансовых средств его членов и минимизации их затрат на безопасную эксплуатацию, обслуживание и ремонт их жилого фонда, на потребление коммунальных услуг без снижения их качества;
- способствовать, созданию условий для его членов по экономии энергоресурсов, переходу от затратных к ресурсосберегающим технологиям потребления коммунальных ресурсов объектами недвижимости;
- по обращению членов объединения принимать участие в конкурсах по отбору подрядных организаций по ремонту и эксплуатации жилого комплекса, давать необходимые рекомендации;
- представлять и защищать интересы членов объединения в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления, прокуратуры, судебных и иных органах, действуя без доверенности, при согласовании такого условия с ними;
- оказывать информационную, техническую, бухгалтерско-экономическую, правовую помощь членам объединения;
- информировать членов объединения об опыте развития и деятельности аналогичных юридических лиц в других регионах Российской Федерации;
- содействовать обеспечению содержания, эксплуатации, обслуживания и ремонту жилого фонда членов объединения;
- содействовать заключению в интересах членов объединения договоров на поставку им услуг (в том числе коммунальных) согласованного перечня, а также на ремонт общего имущества с подрядными организациями, на предоставление в пользование третьим лицам общего имущества в их домах;
- содействовать обеспечению и ведению в интересах членов объединения бухгалтерского учета и отчетности;
- содействовать обеспечению в интересах членов объединения сбора денежных средств (приему платежей) от проживающих в их домах граждан - обязательных платежей и взносов, иных целевых платежей, а также средств на ремонт, платежей по коммунальным и прочим услугам, и последующего расчета с поставщиками этих услуг.
- осуществлять деятельность, соответствующую целям и задачам объединения, которая не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Таким образом, Уставом ГО ЖСК осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом №, включая заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения (то есть все денежные средства собственников, оплаченные за содержание жилого помещения и коммунальные услуги поступают на расчетный счет ГО ЖСК), не входит в предмет деятельности ГО ЖСК.
Согласно п. 1.3 и 3.2 Устава ГО ЖСК члены объединения являются некоммерческими организациями, в составе объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
В соответствии с п. 1.8 Устава объединение не отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размерах и порядке, предусмотренных настоящим уставом.
Согласно п. 4.1. Устава члены объединения имеют право: безвозмездно (в пределах оплачиваемых членских взносов) пользоваться помощью объединения по всем направлениям его деятельности; обращаться в объединение за содействием в защите своих прав и охраняемых законом интересов, а также с заявлениями об оказании поддержки в решении возникающих у них проблем и др.
В силу п. 3.3. Устава членство в объединении может предусматривать наличие соглашения (договора) между объединением и членом объединения в части определения взаимных прав при осуществлении деятельности в вопросах эксплуатации, обслуживания и ремонта жилого фонда, в том числе финансово-хозяйственной деятельности члена объединения.
Между ЖК «Волжанка» и ГО ЖСК соглашения (договора) в части определения взаимных прав при осуществлении деятельности в вопросах эксплуатации, обслуживания и ремонта жилого фонда, в том числе финансово-хозяйственной деятельности (по начислению и приему платежей), не заключались.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (статья 15 Закона № 99-ФЗ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № в сведениях о юридическом лице - Чебоксарской городской Ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья имеется запись об основном виде экономической деятельности (<данные изъяты> Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. ГРН и дата внесения в ЕПРЮЛ записи, содержащей указанные сведения: <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Сведения об иных, дополнительных видах деятельности выписка не содержит.
Таким образом, из материалов дела следует, что ГО ЖСК, расположенное по адресу: г. Чебоксары, пр. М. Горького, д. 7, являясь некоммерческой организацией и не имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом <адрес>.
Факт совершения ГО ЖСК вмененного ему административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, составленных должностными лицами Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг, договорами на предоставление коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, а также региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и иными материалами дела.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Чебоксарской городской ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья является председатель ГО ЖСК Зольников Геннадий Васильевич, в связи с чем ответственным лицом за осуществление ГО ЖСК предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом <адрес> без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, является председатель ГО ЖСК Зольников Г.В.
На основании исследованных материалов дела в их совокупности, должностное лицо Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики пришло к обоснованному выводу о том, что в действиях председателя ГО ЖСК Зольникова Г.В. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам согласно статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Вид и размер назначенного наказания является соответствующими характеру и степени опасности совершенного правонарушения, а также целям наказания, приняты с учетом всех имеющих значение обстоятельств, с приведением мотивов примененного наказания.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, которые могут повлечь отмену или изменение постановления, не установлено.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения сводятся к ошибочному толкованию норм права и не являются основанием к отмене обжалуемого постановления.
Обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется, в связи с чем жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного жилищного инспектора ЧР Ивановой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении председателя ГО ЖСК Зольникова Геннадия Васильевича о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии, через районный суд.
Судья: С.Г.Курышев