Дело №2-230/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2020 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Телемишева Э.И.,
при секретаре Саитове Д.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ногайского района РД Дильманбетова А.Т. в интересах неопределённого круга лиц к администрации МР «Ногайский район» РД об обязании обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» и к МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района РД об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ногайского района обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МР «Ногайский район» РД и МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района РД, в котором указал, что прокуратурой района совместно с ОНД и ПР № 9 по г. Южно-Сухокумск, Тарумовскому и Ногайскому районам проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о пожарной безопасности в деятельности «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб, в ходе которой установлено, что МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района деятельность в сфере образования осуществляет в нарушение требований закона о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Так, в ходе проверки выявлены нарушения требований норм и Правил пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. На устранение выявленных нарушений Правил пожарной безопасности и антитеррористической защищенности требуются финансовые средства.
Денежные средства на проведение таких работ, установлению средств противопожарной безопасности и антитеррористической защиты Образовательному учреждению не выделяются.
Согласно Уставу Образовательного учреждения, Учредителем Образовательного учреждения является администрация МР «Ногайский район» Республики Дагестан.
Согласно разделу 2 Устава, основной целью деятельности Образовательного учреждения является осуществление образовательной деятельности по очной, очно-заочной, заочной форме, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, обучения по индивидуальным программам, обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Невыполнение образовательным учреждением возложенной действующим законодательством на образовательные учреждения обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время образовательного процесса, нарушает права неопределенного круга лиц.
Просит суд обязать администрацию муниципального района «Ногайский район» Республики Дагестан в течении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района РД. Обязать МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района РД в течение 2 месяцев, после поступления денежных средств, устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Заместитель прокурора Ногайского района РД Дильманбетов А.Т. в судебное заседание не явился, обратился в суд с письменным ходатайством, в котором просил суд рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика - администрации МР «Ногайский район» РД в судебное заседание не явился, обратился в суд с письменным ходатайством, в котором просил суд рассмотреть дело без участия стороны ответчика, представил суду письменный отзыв, в котором исковые требования прокурора признал в полном объеме. Так же указал, что проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений требуют крупных финансовых затрат, в связи с чем администрации района не представляется возможным в течении 1 месяца обеспечить финансирование указанных в иске мероприятий, однако администрация района обязуется устранить выявленные нарушения согласно дорожной карте, утвержденной главой администрации МР «Ногайский район» по согласованию с начальником ОНДиПР по г. Южно-Сухокумск, Тарумовскому и Ногайскому районам 20 сентября 2018 года. Согласно указанной дорожной карте, работы запланированы в 9 образовательных учреждениях на 2020 год, ряд из них уже проведены, а так же на 2021 год работы запланированы в 5 образовательных учреждениях района. В связи с изложенным, просит суд продлить срок для устранения выявленных нарушения до 2021 года, так как в бюджете МР «Ногайский район» на текущий финансовый год денежные средства предусмотрены для устранения только части выявленных нарушений. При этом операции по расходованию денежных средств администрации района приостановлены.
Представитель ответчика – заведующая МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района РД Юнусова Н.К. в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с письменным заявлением, в котором исковые требования прокурора признала в полном объеме, просила суд рассмотреть дело без ее участия.
Изучив доводы сторон, изложенные в исковом заявлении, отзыве на иск, заявление о признании иска, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Части 1, 2 ст.45 ГПК РФ наделяют прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Реализация установленного ст. 43 Конституции Российской Федерации права граждан на образование урегулировано Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
Согласно п.п. 3, 6, 15 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся в образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный Закон № 35-ФЗ) определено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Статьёй 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям в сфере образования органов местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ч.6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 1, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся:
формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. Контроль за исполнением данного бюджета;
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма экстремизма на территории муниципального района.
Проведенной в июне 2020 года прокуратурой района проверкой установлено, что МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района РД деятельность в сфере образования осуществляет в нарушение требований закона о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Так, в ходе проверки выявлены многочисленные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Денежные средства на проведение таких работ, установлению средств противопожарной безопасности и антитеррористической защиты Образовательному учреждению не выделяются.
Согласно Уставу Образовательного учреждения, Учредителем Образовательного учреждения является администрация МР Ногайский район Республики Дагестан.
В силу требований части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск.
В своем письменном заявлении глава администрации МР «Ногайский район» РД признал исковые требования в части того, что они обязаны обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности МКДОУ детский сад «Ногай-Эл».
Заведующая МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района РД Юнусова Н.К. так же признала исковые требования заместителя прокурора.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимает признание ответчиками иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, считает требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению.
При этом доводы главы администрации МР «Ногайский район» РД о продлении срока для устранения указанных в иске заместителя прокурора нарушений, до 2021 года в связи с отсутствием средств, суд находит заслуживающими внимания. Поскольку деятельность администрации района связана с бюджетом, утверждаемым Собранием депутатов районного собрания на каждый финансовый год.
И без запланирования необходимых финансовых средств в бюджете района выполнение требований прокурора по устранению нарушений Правил пожарной безопасности и антитеррористической защищенности является нереальной и решение суда в этой части будет оставаться неисполнимым.
Учитывая реальное положение ситуации с ликвидацией нарушений Правил пожарной безопасности и антитеррористической укрепленности в детских дошкольных и образовательных учреждениях района суд полагает необходимым установить ответчикам срок до одного года, предоставив ответчику – администрации МР «Ногайский район» возможность запланировать финансовые средства на следующий финансовый год при составлении бюджета района на 2021 год.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора Ногайского района Республики Дагестан в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Ногайский район» Республики Дагестан в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности Муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района РД.
Обязать муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Ногай-Эл» села Терекли-Мектеб Ногайского района РД в течение 2 месяцев после поступления денежных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно:
- организовать проведение проверок работоспособности противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- обеспечить помещение насосной станции схемой противопожарного водоснабжения и обвязки насосов;
- проводить не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний;
-пройти специальное обучение лицам, эксплуатирующие котельные и другие теплопроизводящие установки;
- у пожарных водоемов, а также по направлению движения к нему, установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;
- оборудовать бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, объемом не менее 0,2 куб.метра и комплектоваться ведрами;
- организовать прохождение руководителем и лицами ответственными за пожарную безопасность обучения по программам пожарно-технического минимума;
- согласовать в установленном порядке специальные программы по обучению мерам пожарной безопасности;
- присоединить пожарный рукав к пожарному крану и пожарному стволу;
- обеспечить пожарные шкафы элементами для опломбирования и фиксации в закрытом положении;
- на плане эвакуации людей при пожаре обозначить места хранения первичных средств пожаротушения;
- определить порядок и сроки проведения работ по очистке пожаровзрывоопасными способами вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта (не реже 1 раза в год);
- установить систему пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальное выносное устройство оповещения;
- обеспечить наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначения их категорий по пожарной опасности, а также класса зоны;
- исключить эксплуатацию электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции в помещение насосной станции;
- проводить проверяемым лицом проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) не реже 1 раза в год в соответствии с инструкцией изготовителя, и составить соответствующий акт (протокол) проверки ее состояния.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в месячный срок с момента его оглашения.
Резолютивная часть оглашена 31 августа 2020 года, мотивированное решение составлено 07 сентября 2020 года.
Председательствующий
судья Э.И.Телемишев