Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-154/2023 ~ М-87/2023 от 09.02.2023

2-154/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2023 года                                                                                                       г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Жарниковой О.В.,

при секретаре – Таракановской А.С.,

с участием прокурора – помощника прокурора Кяхтинского района РБ Галсановой Я.Б., представителей ответчиков администрации МО «Кяхтинский район» Б.Е.А.., ООО «Коммунальщик» С.В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело № 2-154/2023 по исковому заявлению прокурора Кяхтинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кяхтинский район», ООО «Коммунальщик» об обязании утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, об обязании принять меры по разработке инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в соответствии с техническим заданием, разработать инвестиционную программу организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кяхтинского района Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «Кяхтинский район», ООО «Коммунальщик» с вышеназванным иском.

В обосновании заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при утверждении и исполнении инвестиционных, производственных программ, в ходе которой установлено, что ООО «Коммунальщик» и администрацией МО «Кяхтинский район» не в полной мере выполняются требования законодательства об организации тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории с. Хоронхой Кяхтинского района.

Прокурор отмечает, что предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению жителям с. Хоронхой осуществляет ресурсоснабжающая организация ООО «Коммунальщик», на основании концессионного соглашения от 19.09.2021 года в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Кяхтинский район».

Вместе с тем, в ходе надзорных мероприятий установлено, что в нарушение законодательства о водоснабжении и водоотведении техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ООО «Коммунальщик»), администрацией МО «Кяхтинский район» не разработано, инвестиционная программа органом местного самоуправления не согласована, уполномоченным органом исполнительной власти не утверждена.

Также установлено, что инвестиционная программа ООО «Коммунальщик», осуществляющего регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не разработана, органом местного самоуправления не согласована. Проект инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Бурятия не направлен.

На основании изложенного, прокурор просит обязать администрацию МО «Кяхтинский район» утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение – ООО «Коммунальщик» в срок до 30.06.2023 года. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (ИНН 031300132936, ОГРН 1050301152010) принять меры по разработке инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в соответствии с техническим заданием, разработать инвестиционную программу организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в срок до 30.06.2023 года. Проекты инвестиционных программ направить в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

В судебном заседание представитель истца – помощник прокурора Кяхтинского района РБ Галсанова Я.Б., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении заявленных требований к ответчику ООО «Коммунальщик», относительно ответчика МО «Кяхтинский район» заявила ходатайство о прекращении производства по делу в части, в связи с отказом от исковых требований, поскольку постановлением администрации МО «Кяхтинский район» от 13.02.2023 года утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Коммунальщик» по развитию систем водоснабжения и водоотведения МО СП «Хоронхойское» на 2023-2026 годы.

Представитель ответчика администрации МО «Кяхтинский район» Б.Е.А.., действующая на основании доверенности, не возражала против прекращения производства по делу в связи с отказом прокурора от исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Коммунальщик» С.В.Ю,. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Считает разумным срок для принятия мер по разработке инвестиционной программы.

Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о рассмотрении дела извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие указанного лица.

Определением суда производство по делу в отношении ответчика МО «Кяхтинский район» прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.09.2021 года в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Кяхтинский район» между собственником имущества МО «Кяхтинский район» и ООО «Коммунальщик» заключено концессионное соглашение.

В соответствии с концессионными соглашениями ООО «Коммунальщик» переданы объекты коммунального хозяйства, в том числе: - тепловая сеть, п. Хоронхой, общей протяженностью 6298 м., кадастровый номер <данные изъяты> год ввода в эксплуатацию - 1968 г.; - водопроводная сеть, п. Хоронхой, общей протяженностью 10 000 м., кадастровый номер <данные изъяты>, год постройки - 1960 г.; - сети канализации, п. Хоронхой, общей протяженностью 4050    м., кадастровый номер <данные изъяты>, год постройки - 1960 г., сроком до 01.07.2035 года.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом хозяйственной деятельности ООО «Коммунальщик» является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельным; распределение воды для питьевых и промышленных нужд; сбор и обработка сточных вод.

Администрацией МО «Кяхтинский район» постановлением за № 47 от 13.02.2023 года утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Коммунальщик» по развитию систем водоснабжения и водоотведения МО СП «Хоронхойское» на 2023-2026 годы.

Вместе с тем, как следует из позиции прокурора, до настоящего времени, ООО «Коммунальщик» не приняты надлежащие и своевременные меры по разработке инвестиционной программы, в связи с чем, подано настоящее исковое заявление.

В указанной части суд учитывает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) по «концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации инвестиционные программы концессионера должны содержать мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ концессионера, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 1 статьи 44 Закона № 115-ФЗ).

На основании части 4 статьи 40 Закона № 115-ФЗ субъект Российской Федерации, участвующий в концессионном соглашении, утверждает инвестиционные программы концессионера в соответствии с установленными концессионным соглашением заданием и мероприятиями, плановыми показателями деятельности концессионера, предельным уровнем расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике).

На основании части 1.1, пунктов 5, 6 части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения относится утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.

Согласно пункту 6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления. Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, получившей права владения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, предусматривающего обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами, объектами (далее - концессионное соглашение), должно соответствовать условиям концессионного соглашения.

Согласно части 1 статьи 40 Закона № 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды; 5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 40 Закона № 416-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 23 Закона № 190-ФЗ реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения, по достижению установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также мероприятий по приведению качества горячей воды в открытых системах теплоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций.

Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения с использованием объектов теплоснабжения на основании концессионного соглашения, должны содержать основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 4.2 Закона № 190-ФЗ).

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, предусматривающее обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, входящих в состав систем централизованного теплоснабжения, с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, прав владения и пользования такими объектами (далее - концессионное соглашение), в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения направляется на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу такого соглашения (пункт 20 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения).

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение законодательства о водоснабжении и водоотведении инвестиционная программа ООО «Коммунальщик», осуществляющего регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не разработана, органом местного самоуправления не согласована, проект инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Бурятия не направлен, что представителем ответчика по существу не отрицается.

Так, в силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, что также закреплено частью 3 статьи 541 ГК РФ, согласно которой потребитель вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Таким образом, на протяжении длительного времени после заключения концессионного соглашения, обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» не разработана инвестиционная программа.

Суд соглашается с доводами прокурора, что указанное нарушает законные интересы муниципального образования «Кяхтинский район» в части не проведения мероприятий по модернизации муниципального имущества, переданного ООО «Коммунальщик» для осуществления хозяйственной деятельности, а также затрагивает права неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг на получение качественных услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению.

С учетом изложенного, анализируя представленные доказательства, суд считает установленным, что со стороны ответчика ООО «Комунальщик» допущены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при утверждении и исполнении инвестиционных, производственных программ, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан – потребителей коммунальных услуг на обеспечение бесперебойным предоставлением коммунальных услуг.

Указанное противоречит целям законодательства о концессионных соглашениях, которое заключается в привлечении инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечении эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и повышении качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

С учетом изложенного суд расценивает заявленные требования прокурора как законные и обоснованные и подлежащие удовлетворению в полном объеме.

    Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Коммунальщик» в бюджет МО «Кяхтинский район» госпошлину в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» (░░░ 031300132936, ░░░░ 1050301152010) ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 30.06.2023 ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                  ░░░░░░░░░ ░.░.

2-154/2023 ~ М-87/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кяхтинского района Перелыгин П.А.
Ответчики
АМО "Кяхтинский район"
ООО "Комунальщик"
Другие
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия
Суд
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Жарникова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kyahtinsky--bur.sudrf.ru
09.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2023Подготовка дела (собеседование)
27.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2023Дело оформлено
25.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее