УИД 67RS0015-01-2023-000197-60
Дело №2-159/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Красный 28 июня 2023 года
Краснинский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Панковой Е.В.,
при секретаре Шестернёвой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ-Красный», администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, Отделу городского хозяйства администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области о признании бездействия и понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
установил:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее - Управление), с учетом уточнения требований, обратилось в суд с иском к МУП «ЖКХ-Красный», администрации МО «Краснинский район» Смоленской области о признании бездействия и понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства, в обоснование иска указав, что по результатам проведенной проверки по вопросу качества предоставляемой холодной питьевой воды из скважины и разводящей сети, от которой осуществляется водоснабжение по адресу: Смоленская область Краснинский район, д.Волково, а также по адресу: Смоленская область, Краснинский район, пгт.Красный, ул.Комсомольская, инициированной на основании обращений граждан, было установлено несоответствие качества питьевого водоснабжения действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Так, исследованная проба воды из водозаборной колонки по адресу: ул.Садовая, д.7, д.Волково имеет следующие показатели: по органолептическим свойствам показатель составляет мутность 7,9+/-1,6 при норме не более 2,6 ЕМФ; по железу 0,93+/-0,19 при норме не более 0,3 мг/дм3. При этом лабораторным исследованием качества питьевой воды, подаваемой потребителям из водозаборной колонки по адресу: пгт.Красный, ул.Комсомольская, д.№, кв№, установлено: по исследованным органолептическим (запах, мутность по формазину) показателям, содержанию неорганических веществ (железо), с учетом поправки на величину ошибки метода определения показателей, не соответствует государственным санитарным эпидемиологическим правилам и нормам: раздел III таблица 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, раздел IV, п.75 СанПиН 2.1.3684-21. Данные показатели существенно ухудшают качество питьевой воды, подаваемой населению в д.Волково Краснинского района и пгт.Красный, и делает воду не безопасной питьевой водой в эпидемическом отношении. В связи с выявленными нарушениями МУП «ЖКХ-Красный» объявлено предостережение по проведению мероприятий и обеспечению качества питьевой воды по указанным объектам, проведению постоянного контроля качества и безопасности, согласно Программе производственного контроля. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Вместе с тем, достаточно длинный период несоблюдения установленных санитарных требований, большое количество жалоб от потребителей, не исполнение предостережения государственного органа, отсутствие лабораторных исследований качества питьевого водоснабжения, позволяют сделать вывод о бездействии МУП «ЖКХ-Красный», несоблюдении обязательных санитарных правил и требований федерального законодательства, отсутствия мониторинга и контроля качества питьевой воды, неосуществлении Программы производственного контроля, что в свою очередь создает угрозу возникновения и распространения заболеваний, может привести к ухудшению состояния здоровья населения, чем нарушаются конституционные права граждан на жизнь, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. На основании изложенного Управление просит суд признать бездействие муниципального унитарного предприятия «ЖКХ - Красный, выразившиеся в неисполнении обязательных санитарных правил и норм, неисполнении выданных предостережений незаконными; признать бездействие администрации муниципального образования "Краснинский район" Смоленской области, выразившиеся в отсутствии контроля юридического лица, обеспечивающего население холодной питьевой водой и неисполнении обязательных санитарных правил и норм, неисполнении выданных предостережений незаконными; обязать администрацию муниципального образования "Краснинский район" Смоленской области, муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ-Красный» привести качество холодной питьевой воды на территории ответственности МУП «ЖКХ-Красный» в соответствие с требованиями санитарного законодательства в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно, привести качество питьевой воды в зоне ответственности МУП «ЖКХ-Красный» по органолептическим (мутность по формазину), санитарно-гигиеническим, бактериологическим показателем в соответствие государственным санитарным эпидемиологическим правилам и нормативам: раздел III таблицы 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, раздел IV, п. 75 СанПиН 2.1.3684-21; обязать администрацию муниципального образования "Краснинский район" Смоленской области, муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ-Красный» через средства массовой информации довести до потребителей решение суда.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ-Красный» в судебное заседание также не прибыл, директор МУП «ЖКХ-Красный» Козырев В.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее, принимая участие в судебном заседании, исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области в судебном заседании не прибыл, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее, принимая участие в судебном заседании, начальник отдела правового и информационного обеспечения Малихов И.А. с исковыми требованиями не согласился, в виду того, что администрация муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель привлеченного судом ответчика Отдела городского хозяйства администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования истца признает в полном объеме.
Представитель привлеченной судом в качестве соответчика администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области в судебное заседание не прибыл, своих возражений относительно исковых требований суду не представил, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.4 ст.167 ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.7 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Согласно ст.8 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ 2О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона).
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Так, в соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichiacoli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichiacoli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Согласно пункту 76 СанПиН 2.1.3684-21 при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:
выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;
отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 №10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам (п.77 СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 78 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о:
возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;
каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».
Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.
В соответствии с п.п. 80, 81 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.
При вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых систем водоснабжения, а также после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды.
Промывка и дезинфекция сети считается законченной при соответствии качества воды сети гигиеническим нормативам (п.п. 82-83 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно ст.12 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно ст.13 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Существенными условиями договора водоснабжения являются, в том числе, качество воды, границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей; права и обязанности сторон по договору; ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 того же Закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу ст.6 данного Федерального Закона о водоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласование инвестиционных программ, заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что МУП «ЖКХ-Красный» создано на основании решения Совета депутатов Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области от 02.07.2019 №34.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МУП «ЖКХ-Красный» является муниципальное образование Краснинское городское поселение Краснинского района Смоленской области, полное наименование. При этом органом местного самоуправления, который выступает от имени учредителя, является администрация муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области.
Постановлением администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области от 31.01.2022 №30 утвержден Устав муниципального унитарного предприятия «ЖКХ-Красный».
Согласно п.п.1.5. Устава, МУП «ЖКХ-Красный» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование Краснинское городское поселение Краснинского района Смоленской области п.1.6. Устава.
Разделом 5 Устава определены цели, предмет и виды деятельности МУП «ЖКХ-Красный», в том числе забор, очистка и распределение воды.
Имущество, предприятия принадлежат ему на праве хозяйственного ведения п. 4.1. Устава.
Право на имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества Предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества Предприятию п.4.3. Устава.
Полномочия собственника имущества Предприятия осуществляет администрация муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области в лице отдела городского хозяйства администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области п.1.7. Устава.
На основании решения совета депутатов Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области от 25.01.2021 №01 МУП «ЖКХ-Красный» для содержания и обслуживания переданы безхозяйные объекты водоснабжения, согласно приложению к решению №1 в том числе объекты водоснабжения в д.Волково Краснинского района Смоленской области.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Смоленской области поступили обращения жителей д.Волково Краснинского района и пгт.Красный Смоленской области о плохом качестве питьевой воды (л.д.16,53).
В рамках рассмотрения указанных обращений специалистами Управления 20.12.2022 и 01.03.2023 проведены выездные обследования, в ходе которых произведены отборы проб (образцов) воды холодного водоснабжения по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Волково, ул.Садовая, водоразборная колонка напротив д.7 и по адресу: Смоленская область, пгт.Красный, ул.Комсомольская, д.№, кв.№, о чем составлены акты выездного обследования (л.д.35, 64), акт (протокол) отбора проб воды (л.д.26-29).
Протоколами лабораторных исследований и экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от 22.12.2022, 03.03.2023 подтверждается, что по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Волково, ул.Садовая, д.7 качество поставляемой холодной питьевой воды по исследованным органолептическим (мутность по формазину) показателям, содержанию неорганических веществ (железо), с учетом поправки на величину ошибки метода определения показателей не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: раздел III, таблица 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; раздел 4, п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; по адресу: Смоленская область, пгт.Красный, ул.Комсомольская, д.№ кв.№ качество поставляемой холодной питьевой воды по исследованным органолептическим (запах, привкус, мутность по формазину) показателям, содержанию неорганических веществ (железо), с учетом поправки на величину ошибки метода определения показателей не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: раздел III, таблица 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; раздел 4, п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (л.д.33-34, 68-69).
В этой связи 27.12.2022 и 06.03.2023 в адрес МУП «ЖКХ-Красный» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области вынесены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено согласно п.п. 75, 77, 79 СанПиН 2.1.3684-21, п.1.5 СП 1.1.1058-01 провести мероприятия и обеспечить качество питьевой воды по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Волково, ул.Садовая, д.7 и Смоленская область, пгт.Красный, ул.Комсомольская, д.№, кв.№ в соответствие с разделом IV, п.75 СанПиН 2.1.3684-21, разделу III таблица 3.1, 3.13 СанПиН 2.1.3684-21, обеспечить проведение постоянного контроля качества и безопасности воды согласно Программы производственного контроля (л.д.37-39, 73-75).
Доказательств, свидетельствующих о том, что МУП «ЖКХ-Красный» предприняло все зависящие меры по соблюдению требований законодательства, направленные на обеспечение качественного холодного водоснабжения, в материал дела не представлены.
Кроме того, в судебном заседании представитель МУП «ЖКХ-Красный» не оспаривал изложенные представителем истца обстоятельства.
Проанализировав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что МУП «ЖКХ-Красный» в нарушение положений Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Закона о защите прав потребителей, действующих государственных санитарных норм и гигиенических нормативов, не выполнило принятые на себя обязательства по обеспечению жителей д.Волково Краснинского района и пгт.Красный Смоленской области холодной питьевой водой надлежащего качества.
Обращение Управления в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Краснинского района, обусловлено необходимостью защиты их прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, необходимостью защиты их прав как потребителей услуги водоснабжения, поскольку несоблюдение нормативно правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критериев безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных опасных нормативов, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также неопределенного круга потребителей, использующих систему питьевого водоснабжения д.Волково Краснинского района и пгт.Красный Смоленской области для удовлетворения своих бытовых нужд.
Разрешая спор, установив бездействие со стороны ответчика, который продолжительное время не принимает необходимые и достаточные меры по обеспечению населения качественной питьевой водой, и отсутствия должного контроля со стороны администрации МО «Краснинский район» Смоленской области как контролирующего органа, суд полагает заявленный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику срок для исполнения решения суда – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным.
Согласно ст.46 Закона о защите прав потребителей, орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Поскольку установлено, что имеет место нарушение прав потребителей, суд считает необходимым обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, довести через средства массовой информации решение суда до сведения потребителей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
установил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ-Красный», администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, Отделу городского хозяйства администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области о признании бездействия и понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворить.
Признать бездействие и неисполнение требований санитарного законодательства МУП «ЖКХ-Красный» незаконными.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, выразившееся в отсутствии контроля МУП «ЖКХ-Красный», обеспечивающего население холодной питьевой водой и неисполнении обязательных санитарных правил и норм, неисполнении выданных предостережений незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, МУП «ЖКХ-Красный» привести качество холодной питьевой воды на территории ответственности МУП «ЖКХ-Красный» в соответствие с требованиями санитарного законодательства в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно привести качество питьевой воды, в зоне ответственности МУП «ЖКХ-Красный», по органолептическим (мутность по формазину), санитарно-гигиеническим, бактериологическим показателям в соответствие государственным санитарным эпидемиологическим правилам и нормативам: раздел III таблицы 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, раздел IV, п. 75 СанПиН 2.1.3684-21.
Обязать администрацию муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации довести до сведения потребителей решение суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области в течение месяца.
Судья Е.В. Панкова