Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5093/2023 ~ М-4045/2023 от 27.07.2023

<....>

№__ Дело № 2-5093/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Румянцевой И.М.,

при секретаре Федоровой О.Д.,

с участием прокурора Елина А.И.,

представителя ответчика Кондратенко Е.В.,

представителя третьего лица Глуминой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта Республики Коми 18 октября 2023 г. гражданское дело по иску и.о.прокурора г. Инты Республики Коми в интересах Плотниковой С. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора города Инты обратился в суд с иском в интересах Плотниковой С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить средствами реабилитации: <....>, взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 руб., обратив решение суда к немедленному исполнению. В обоснование требований указал, что прокуратурой города Инты проведена проверка по обращению Плотниковой С.В. о ненадлежащем обеспечении техническими средствами реабилитации. В ходе проверки установлено, что 01.07.2022 Плотниковой С.В. установлена <....>. Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от 07.06.2022 №__ ей предусмотрено предоставление с освобождением от платы (за счет ОСФР по РК) в том числе следующих технических средств реабилитации: <....>. Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида Плотниковой С.В. указанные технические средства реабилитации рекомендованы к ежедневному использованию с 01.07.2022. 07.04.2023 в ОСФР по РК зарегистрировано заявление Плотниковой С.В. о предоставлении ей технических средств реабилитации. 12.04.2023 Плотникова С.В. поставлена на учет по обеспечению указанными техническим средствами реабилитации. С момента постановки на учет по 20.07.2023 Плотникова С.В. не обеспечена в полном объеме техническими средствами реабилитации. Также истец не обеспечен техническими средствами реабилитации ввиду нехватки закупленных ответчиком некоторых видов технических средств реабилитации и необходимостью обеспечения других инвалидов. Плотникова С.В. длительное время (свыше 3 месяцев) не обеспечена необходимыми ей техническими средствами реабилитации, при этом данные технические средства реабилитации необходимы истцу для применения ежедневно и являются для истца жизненно необходимыми средствами. Из-за ненадлежащего исполнения ОСФР по РК возложенных на него обязанностей, истец испытывал дискомфорт от недостатка положенных технических средств реабилитации, поскольку указанные технические средства реабилитации для него жизненно необходимы, а их отсутствие ограничивает его жизнедеятельность, создает дополнительные препятствия для его социальной адаптации, истец постоянно переживал по поводу отсутствия жизненно необходимых технических средств реабилитации, в связи с чем истец испытал физические и моральные страдания. Моральный вред истец оценил в 5000 руб.

Определением суда от 11.09.2023 в качестве представителя истца привлечена Гоманюк О.А. и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ РК "Дом-интернат для престарелых и инвалидов".

В судебном заседании помощник прокурора г. Инты Елин А.И. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, за исключением <....> и обращения решения суда к немедленному исполнению.

Истец Плотникова С.В. и ее представитель – Гоманюк О.А. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Кондратенко Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истица обеспечена креслом-стулом, остальными техническими средствами реабилитации не обеспечена, так как не заключен контракт в связи с отсутствием заявок.

Представитель третьего лица - ГБУ РК "Дом-интернат для престарелых и инвалидов" Глумина М.Н. в судебном заседании поддержала требования прокурора, просила обязать ответчика обеспечить истца необходимыми техническими средствами реабилитации, пояснила, что на сегодняшний день истец обеспечена необходимыми техническими средствами реабилитации за счет средств, имеющихся в интернате.

Суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Плотникова С.В. является <....>

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 07.06.2022 №__ Плотниковой С.В. рекомендованы технические средства реабилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, на срок с 01.07.2022 бессрочно: <....>

Заявление Плотниковой С.В. об обеспечении указанными техническими средствами реабилитации зарегистрировано в ГУ - региональное отделение ФСС РФ по РК 07.04.2023, Плотникова С.В. поставлена на учет 12.04.2023.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 24.11.1995).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду).

В силу ч. 1, 2, 3 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995).

Пунктом 6, 23 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены специальные средства при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата (трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни) и кресла-стулья с санитарным оснащением.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995).

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

В силу п. 2, 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее – Правила от 07.04.20088) установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства реабилитации.

В соответствии с п. 5 Правил от 07.04.2008 и п. 12 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил от 07.04.2008, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил от 07.04.2008, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил от 07.04.2008, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 Правил от 07.04.2008. Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

02.08.2023 Плотниковой С.В. по акту приема-передачи №__ предоставлено <....>

В ходе проведенной проверки прокуратурой было установлено, что в период с декабря 2022 года по июль 2023 года ГУ-РО ФСС по Республике Коми, а с 01.03.2022 -ОСФР по Республике Коми, неоднократно размещались запросы ценовых предложений с целью формирования начальной цены государственных контрактов на поставку вышеуказанных технических средств реабилитации, при этом ценовых предложений в необходимом количестве на указанные запросы не поступило, что не позволило заключить соответствующие контракты для своевременного обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации истца.

Вместе с тем, несмотря на вышеперечисленные меры, Плотникова С.В. не обеспечена всеми необходимыми ей средствами реабилитации длительное время, при этом данные технические средства реабилитации ей необходимы для ежедневного использования.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.

В силу ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Аналогичные положения закреплены в ст. 151 ГК РФ.

Ненадлежащее обеспечение истца всеми необходимыми техническими средствами реабилитации, на получение которых она имеет право в силу закона, нарушает право Плотниковой С.В. на охрану здоровья. Из-за недостатка положенных технических средств реабилитации истец была ограничена в передвижении, в связи с чем испытывала физические и нравственные страдания.

Доводы ответчика о том, что в материалы дела не представлены доказательства причинения Плотниковой С.В. нравственных и физических страданий, суд считает несостоятельными, поскольку сам факт не обеспечения истца техническими средствами реабилитации является безусловным доказательством того, что истцу, имеющему инвалидность, причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности истца, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, в том числе в связи с тем, что действиями ответчика по несвоевременному обеспечению техническими средствами реабилитации нарушены имущественные права инвалида, основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права.

Действительно, на основании ч. 1 ст. 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающие на принадлежащие ему нематериальные блага.

Вместе с тем, следует определять правовую природу спорных отношений по реализации гражданами имущественных прав и учитывать, что нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина может являться неотъемлемым последствием нарушения его имущественных прав. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде предоставления технических средств реабилитации, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

В силу п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Принимая во внимание, что Плотникова С.В. не была своевременно и в полном объеме обеспечена необходимыми ей техническими средствами реабилитации, а также учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, что и есть охраняемые законом нематериальные блага, нарушенные ответчиком, суд приходит к выводу, что на ОСФР по Республике Коми лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда суд принимает во внимание длительность необеспечения истца техническими средствами реабилитации, а также, что указанные технические средства реабилитации являются для истца жизненно необходимыми, поскольку в силу имеющегося заболевания истица вынуждена ежедневно использовать указанные технические средства реабилитации.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела, характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в заявленном размере 5000 руб.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

20.06.2023 Плотникова С.В. обращалась в прокуратуру г. Инты с заявлением, указав, что в силу своего возраста и состояния здоровья сама не может защищать свои права в судебном порядке.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400, ОГРН 1021100513774) обеспечить Плотникову С. В., __.__.__ года рождения (СНИЛС №__), <....>.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400 ОГРН 1021100513774) в пользу Плотниковой С. В. (СНИЛС №__) компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2023.

Судья

И.М. Румянцева

<....>

<....>

2-5093/2023 ~ М-4045/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плотникова Светлана Вячеславовна
Прокурор города Инты
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
Другие
Гоманюк Ольга Алексеевна
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Дом-интернат для престарелых и инвалидов"
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Румянцева Ирина Михайловна
Дело на сайте суда
intasud--komi.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2023Передача материалов судье
02.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее