Дело №...
УИД 11MS0003-01-2021-004194-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Сыктывкар 24 февраля 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Коданевой Я.В.
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием прокурора Вовк Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения РК на решение мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара от 08.11.2021 по гражданскому делу по иску и.о.прокурора г.Сыктывкара, действующему в интересах Добриной Валентины Викторовны, к Министерству здравоохранения РК о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора г.Сыктывкара, действуя в интересах Добриной В.В., обратился к мировому судье Куратовского судебного участка г.Сыктывкара РК иском к Министерству здравоохранения РК о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов «...», «...» в сумме 2 391,08 руб.
Решением мирового судьи от 08.11.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением мирового судьи, Министерство здравоохранения РК обратилось в суд с апелляционной жалобой о его отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.
Прокурор в судебном заседании указала на несогласие с апелляционной жалобой, поддержав доводы представленных суду возражений.
Материальный истец, представитель ответчика, третьи лица в судебном заседании не присутствуют, извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны, ходатайств не заявлено.
Заслушав пояснения прокурора, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, Добрина В.В. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК «СГП № 3» с диагнозом «...» и относится к льготной категории граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами по региональной и федеральной программе как ..., регулярно наблюдается ....
Добриной В.В. назначена базисная терапия основного заболевания «...» 4 мг. 2 т., «...» 20 мг. 1 таб.
Данные лекарственные препараты включены поликлиникой в общую заявку для обеспечения пациентов в 2021.
25.05.2021 Добриной В.В. выписан рецепт № ... на лекарственный препарат «...» дозировкой 20 мг. № 30 в количестве 1 уп.
27.05.2021 выписан рецепт № ... на лекарственный препарат «...» дозировкой 4 мг. № 30 в количестве 4 уп.
При обращении в аптеку 26.05.2021 и 28.05.2021 указанные рецепты поставлены на отсроченное обслуживание, в связи с их отсутствием в аптечной сети.
В связи с неполучением лекарственных препаратов, Добрынина В.В. самостоятельно приобрела лекарственные препараты «...» 20.06.2021 дозировкой 20 мг. № 30 в количестве 1 уп., стоимостью 1 078,70 руб., «...» 30.06.2021 - 4 мг. № 30 в количестве 2 уп., стоимостью 720,10 руб., 04.08.2021 – 4 мг. № 30 в количестве 2 уп., стоимостью 593 руб., что подтверждается представленными в дело доказательствами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» указав, что в связи с несвоевременным обеспечением Добриной В.В. необходимыми лекарственными препаратами, возникшим по вине Министерства здравоохранения РК, последняя была вынуждена приобрести их самостоятельно.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для того, чтобы не согласиться с данными выводами мирового судьи.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно п.п.10, 14 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенный в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч.3 ст.44 настоящего Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Частью 3 ст. 80 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Согласно пп.33 п.9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, Министерство для реализации возложенных на него задач исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 25.08.2005 № 230 «О Правилах финансирования расходов по предоставлению населению, проживающему в Республике Коми, социальных услуг» Министерство осуществляет перечисление средств на обеспечение лекарственными препаратами граждан в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на эти цели на соответствующий финансовый год, в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов поставщикам лекарственных препаратов либо организациям, определенным поставщиками лекарственных препаратов.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.
Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Согласно Порядку предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 280, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов граждане обращаются в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер), назначая лечение, выписывает рецепты на лекарственные препараты по установленной форме, предусмотренные в перечне лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, в соответствии со стандартами медицинской помощи. За получением лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем лекарственных препаратов, гражданин обращается в пункт отпуска лекарственных препаратов. В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечная организация организует в течение 30 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск синонимического лекарственного препарата, предусмотренного перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
В ч.2 ст.6.2 ФЗ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указано, что Правительство РФ утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 ФЗ № 178-ФЗ, и порядка формирования таких перечней.
Лекарственные препараты «...» и «...» входят в Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Доводы апеллянта о том, что обязанность принимать меры по бесперебойному обеспечению лечебного процесса Добрыниной В.В. (в том числе путем выписки рецепта на лекарственное средство аналоговой замены) на период отсутствия льготных препаратов в аптечной сети лежала исключительно на ГБУЗ РК «СГП № 3», соответственно Министерство здравоохранения РК является ненадлежащим ответчиком по делу, по мнению суда апелляционной инстанции являются несостоятельными, поскольку именно отсутствие должного контроля со стороны Министерства здравоохранения Республики Коми за наличием в аптечных учреждениях необходимых лекарственных средств, повлекло нарушение прав и законных интересов Добрыниной В.В. Предоставление пациенту рецептов для обеспечения необходимыми лекарственными препаратами относятся исключительно к компетенции лечащего врача, который назначает курс лечения в соответствии с клиническими данными, в независимости от наличия (отсутствия) в аптечных сетях назначаемых им препаратов.
Иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит. Доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции ответчика, изложенной при рассмотрении дела мировым судьей, однако правомерно отклонены, как не обоснованные.
С учетом изложенного, решение мирового судьи отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 08.11.2021 по иску и.о.прокурора г.Сыктывкара, действующему в интересах Добриной Валентины Викторовны, к Министерству здравоохранения РК о взыскании денежных средств, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения РК – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья- Коданева Я.В.