Дело № 2-2735/2022
№ 58RS0018-01-2022-005061-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2022 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Турчака А.А.
при секретаре Саулиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макеевой Юлии Анатольевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области об установлении факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии, понуждении к назначению пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Макеева Ю.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что 16.05.2022 года она обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости с учетом снижения возраста на 3 года за проживание в зоне с льготно - экономическим статусом, то есть в 52 года в соответствии с со ст.34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ОПФР по Пензенской области от 16 мая 2022 года № 162909/22 установлен факт ее проживания (работы) на территории с льготным социально - экономическим статусом в г. Никольске: с 26.04.1986 по 27.06.1988 (2 года 2 сем. 2 да.); с 01.05.1992 по 14.05.1992 (14 да.); с 01.06.1992 по 16.07.1992 (1 мес. 16 дн.); с 01.08.1992 по 13.08.1992 (13 дн.); с 24.01.1996 по 29.02.1996 (1 мес. 6 дн.).
В итоге продолжительность ее проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом составила 2 года 7 месяцев 4 дня, что дает право на снижение пенсионного возраста на 1 года, с учетом права на абсолютную величину снижения пенсионного возраста примечания к статье 35 Закона. Таким образом, ей может быть установлена пенсия по старости в возрасте 54 года, при условии соответствующего обращения в территориальный орган ПФР.
Указала, что с рождения, то есть с 26.05.1970 и по настоящее время проживает г. Никольске Пензенской области.
Просила Решение ОПФР по Пензенской области от 16.05.2022 года №162909/22 об отказе в установлении пенсии признать незаконным; Обязать ОПФР по Пензенской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года по ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, т.е. с 26.05.2022 года.
В судебное заседание истец Макеева Ю.А. не явилась, в письменном заявлении исковые требования уточнила и просила признать Решение ОПФР по Пензенской области от 16.05.2022 года №162909/22 об отказе в установлении пенсии незаконным в части не включения периодов проживания(работы) на территории с льготно социально-экономическим статусов в г. Никольске Пензенской области с 28.06.1988 по 30.04.1992 г.; с 15.05.1992 г. по 31.05.1992 г.; с 17.07.1992 г. по 31.07.1992 г.; с 14.08.1992 г. по 29.10.1995 г.; с 13.12.1995 г. по 23.01.1996 г.; с 01.03.1996 по 31.01.1998 г.; обязать ОПФР по Пензенской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 2 года, а всего на 3 года по ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с момента возникновения права, т.е. с 26.05.2022 года. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ-ОПФ РФ по Пензенской области - Лукьянова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, на рассмотрении дела настаивала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы пенсионного (выплатного) дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Из положений ст. 28.1 вышеназванного Закона следует, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Как указано в примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В судебном заседании установлено, что 27.04.2022 г. истцом подано заявление о назначении пенсии в ГУ ОПФР по Пензенской области.
Решением об отказе в установлении пенсии №162909/22 от 16.05.2022 Макеевой Ю.А. отказано в установлении досрочной пенсии по старости с учетом снижения возраста, предусмотренного законом Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с неподтверждением факта проживания на зараженной территории в спорный период.
Согласно свидетельству о рождении Данные изъяты родителями Данные изъяты Юлии Анатольевны, Данные изъяты года рождения являются Данные изъяты и Данные изъяты.
Согласно записи в Домой книге дома Данные изъяты ул.Данные изъяты Данные изъяты и Данные изъяты зарегистрированы 06.04.1976. В этой же домой книге имеется запись без даты о регистрации Данные изъяты Ю.А.
Из копии паспорта Данные изъятыВ. следует, что она была зарегистрирована по адресу: Данные изъяты с 01.07.1981 по 15.04.2004.
Согласно справке о заключении брака №Данные изъяты от 06.08.2022 Данные изъяты Ю.А. 02Данные изъяты вышла замуж за Данные изъяты и взяла фамилию Макеева. Брак был зарегистрирован Бюро ЗАГС Никольского района Пензенской области.
В браке Данные изъяты родилась дочь Данные изъяты, место рождения в свидетельстве о рождении Данные изъяты от Данные изъяты указано гДанные изъяты.
В справке МБДОУ «Детский сад №7» от 18.07.2022 № 3 указано, что Данные изъяты, Данные изъяты года рождения посещала указанный детский сад с ноября 1995 по июнь 1999 года.
Согласно справки МБОУ СОШ №1 г.Никольска Пензенской области Данные изъяты Ю.А. обучалась в этой школе с 01.02.1982 по 27.06.1988.
Как следует из выписок из приказов Макеева (Данные изъяты) Ю.А. с 03.08.1987 по 24.08.1989 работала в Никольской центральной районной больнице.
Макеева Данные изъяты) Ю.А. 30.04.1992 трудоустроилась в Никольскую типографию переплетчицей и уволилась 12.02.1996.
В справке Администрации г.Никольска Никольского района Пензенской области №1828 от 20.09.2013 указано, что Никольская типография была расположена на территории г. Никольска с плотностью загрязнения по цезию 137 от 1 до 5 Ки/кв км и отнесенному в соответствии, со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся. воздействию радиации" вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и относилась к территории с льготным социально- экономическим статусом.
Согласно выписке из ЕГРН ГУП Пензенской области «Никольская типография расположена по адресу: Данные изъяты
В трудовой книжке Макеевой (Данные изъяты) Ю.А. указано, что она с 22.03.1999 по 07.04.2000 работала в ОАО «Никольский стекольный завод».
Согласно выписке из амбулаторной карты следует, что Макеева (Данные изъяты) Ю.А. с 20.02.1986 по 28.11.1996 с достаточной регулярностью обращалась в Никольскую районную больницу.
Дочь Макеевой (Данные изъяты) Ю.А. – Данные изъяты. так же посещала Никольскую районную больницу с 10.11.1992 по 16.11.1998, о чем свидетельствует выписка из истории ее развития.
На основании изложенного имеются достаточные основания для удовлетворении требований Макеевой (Данные изъяты Ю.А. о включении периодов проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом в г.Никольске Пензенской области периодов проживания (работы): с 28.06.1988 по 30.04.1992 г.; с 15.05.1992 г. по 31.05.1992 г.; с 17.07.1992 г. по 31.07.1992 г.; с 14.08.1992 г. по 29.10.1995 г.; с 13.12.1995 г. по 23.01.1996 г.; с 01.03.1996 по 31.01.1998 г.
Согласно справке ФГОБ УВО «Финансовый университет по Правительстве Российской Федерации Макеева Юлия Анатольевна, Данные изъяты года рождения, обучалась в Московском финансовом колледже Министерства финансов РФ по заочной форме обучения по специальности Финансы в период с 1995 года (приказ о зачислении от 22.08Л 995 № 273Л1) по июнь 1997 года (приказ об отчислении от 19.06.1997 № 219/П). Поскольку обучение велось по заочной форме, то период ее обучения с 1995 по июнь 1997 не подлежит исключению из времени проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Поскольку в судебном заседании установлено, что истец имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 2 года в связи с установлением требуемого периода проживания (работы) в загрязнённой зоне, суд считает требования истца о включении этого периода в льготный стаж обоснованными, и требование о снижении возраста выхода на пенсию на три года подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Макеевой Юлии Анатольевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным Решение ГУ ОПФР по Пензенской области № 162909/22 от 16.05.2022 в части невключения периода с 28.06.1988 по 30.04.1992 г.; с 15.05.1992 г. по 31.05.1992 г.; с 17.07.1992 г. по 31.07.1992 г.; с 14.08.1992 г. по 29.10.1995 г.; с 13.12.1995 г. по 23.01.1996 г.; с 01.03.1996 по 31.01.1998 в период ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Засчитать Макеевой Юлии Анатольевне в стаж периоды проживания с 28.06.1988 по 30.04.1992 г.; с 15.05.1992 г. по 31.05.1992 г.; с 17.07.1992 г. по 31.07.1992 г.; с 14.08.1992 г. по 29.10.1995 г.; с 13.12.1995 г. по 23.01.1996 г.; с 01.03.1996 по 31.01.1998 в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающие право на назначение досрочной пенсии по старости согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в г.Никольске Никольского района Пензенской области.
Обязать ГУ ОПФР по Пензенской области назначить Макеевой Юлии Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста всего на 3 года по ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с момента возникновения права, т.е. с 26.05.2022 года.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 октября 2022 года.
Судья: А.А. Турчак