№ 15-9/2023
Постановление
28 февраля 2023 года г. Суворов Тульской области
Судья Суворовского межрайонного суда Тульской области Салицкая О.П., рассмотрев материал о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу №5-27/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Константинова Михаила Юрьевича,
установил:
на исполнение в ОСП Суворовского и Белевского районов УФССП по Тульской области направлено постановление судьи Суворовского районного суда Тульской области от 10.02.2022 года по делу №5-27/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Константинова Михаила Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о назначении последнему административного наказания в виде административного штрафа в размере 1500 руб.
На основании постановления по делу №5-27/2022 от 10.02.2022 года ОСП Суворовского и Белевского районов УФССП по Тульской области 29.06.2022 г. в отношении Константинова М.Ю. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Судебный пристав-исполнитель ОСП Суворовского и Белевского районов УФССП России по Тульской области Меркулова Т.В. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания по основаниям, предусмотренным ст.ст.31.7, 31.8 КоАП РФ, указав, что Константинов М.Ю. административный штраф не оплатил.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, и представитель ОСП Суворовского и Белевского районов УФССП по Тульской области для разрешения указанного вопроса по вызову суда не явились, в связи с чем, дело рассмотрено без их участия.
Исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
Установлено, что постановлением судьи Суворовского районного суда Тульской области от 10.02.2022 года, вступившим в законную силу 29.03.2022 года, по делу об административном правонарушении № 5-27/2022, Константинов М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Из указанного постановления следует, что Константинов М.Ю. не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Тульской области в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих - новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при следующих обстоятельствах.
11 декабря 2021 г. в 18 часов 45 минут Константинов М.Ю. находился в торговом зале магазина «Светофор», расположенном по адресу: Тульская область, г.Суворов, ул. Чайковского, д. 14а, без средств индивидуальной защиты органов дыхания, чем нарушил п.п. «ф» п.1 ст.11 ФЗ от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, п.п. «а» п.3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №417, п.3 Указа Губернатора Тульской области от 15.06.2021 №62 (с внесенными изменениями от 25 ноября 2021 г. №120), за нарушение которых, предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
На основании вышеуказанного постановления, 29.06.2022 года ОСП Суворовского и Белевского районов УФССП по Тульской области возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Разрешая заявление судебного пристава-исполнителя ОСП Суворовского и Белевского районов УФССП России по Тульской области Меркуловой Т.В. о прекращении исполнения постановления, судья исходит из следующего.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации") (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 названного федерального закона).
Статьей 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение приведенных выше правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
В силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 4-П и от 16 июля 2015 г. № 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. № 122-О, от 19 ноября 2015 г. № 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 2735-О).
С учетом изложенного, отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Согласно п.3 Указа Губернатора Тульской области № 62 от 15 июня 2021 г. «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» (в редакции, действовавшей до 31 мая 2022 г.) в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья граждане, находящихся на территории Тульской области, обязаны использовать надлежащим образом (путем крепления средства индивидуальной защиты органов дыхания на переносице, закрывая все органы дыхания) средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания) либо защитные экраны для лица при нахождении в местах общего пользования (в зданиях, строениях, сооружениях, иных объектах), на всех объектах розничной торговли, в медицинских организациях, общественном транспорте, включая такси, остановочных павильонах (платформах).
Указом Губернатора Тульской области от 30 мая 2022 г. № 48 «О приостановлении действия отдельных положений Указа Губернатора Тульской области от 15 июня 2021 года № 62» приостановлено действие Указа Губернатора Тульской области «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области», в том числе в части обязательного использования гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания, до изменения санитарно-эпидемиологической обстановки. Указанные изменения вступили в силу со дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации publication.pravo.gov.ru – 31 мая 2022 г.
Следовательно, невыполнение требований п.3 указа Губернатора Тульской области № 62 от 15 июня 2021 г. «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» с 31 мая 2022 г. утратило свои противоправность и наказуемость.
В соответствии с п.2 ст.31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Таким образом, несмотря на то, что на момент совершения вменяемого правонарушения и вынесения постановления о назначении административного наказания п.3 Указа Губернатора Тульской области №62 от 15 июня 2021 г. «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» действовал, на момент исполнения постановления по делу об административном правонарушении положение нормативно-правового акта, содержащее обязательное для исполнения гражданами правило поведения при введении режима повышенной готовности, нарушение которого вменено, приостановлено до изменения санитарно-эпидемиологической обстановки, что является основанием для применения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, ввиду исключения объективной стороны вмененного административного правонарушения.
Материалами дела исполнение постановления о назначении административного штрафа не подтверждается.
При установленных обстоятельствах исполнение постановления о взыскании административного штрафа подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.31.7, 31.8 КоАП РФ, судья
постановил:
заявление судебного пристава-исполнителя ОСП Суворовского и Белевского районов УФССП России по Тульской области Меркуловой Т.В. - удовлетворить.
Исполнение постановления Суворовского районного суда Тульской области от 10.02.2022 года о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу №5-27/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Константинова Михаила Юрьевича, прекратить.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Суворовский межрайонный суд Тульской области.
Судья | О.П. Салицкая |