Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-130/2024 ~ М-80/2024 от 15.02.2024

Дело №2-130/2024                                        <данные изъяты>

42RS0029-01-2024-000286-80

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Яя                                                                         «25» марта 2024 года

Яйский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Коньковой Т.Ю.,

с участием прокурора Яйского района Зиминой Т.В.,

при секретаре Долбиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яйского района Кемеровской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Яйский муниципальный округ» к Арышеву Роману Васильевичу о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Яйского района, действующий в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Яйский муниципальный округ», обратился в суд с иском к Арышеву Роману Васильевичу о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений. Заявленные требования мотивирует тем, что в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере лесопользования прокуратурой района установлено, что приговором Яйского федерального суда от 09.11.2021 Арышев Р.В. был привлечен к уголовной ответственности за совершения преступления, предусмотренного пунктами «в, г» части 2 статьи 260 УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 (два) года 6 (шесть) месяцев с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий, сроком на 2 (два) года 6 (шесть) месяцев.

В соответствии со статьей 73 УК РФ назначенное основное наказание считать условным, с испытательным сроком 2 (два) года.

В силу кассационного Постановления восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2023 вышеуказанный приговор Яйского районного суда Кемеровской области от 09.11.2021 и апелляционное постановление Кемеровского областного суда от 22.04.2022 оставлены без изменений.

Основанием для привлечения Арышева Р.В. к уголовной ответственности послужило то, что Арышев Р.В., являясь должностным лицом – главой муниципального образования - Марьевского сельского поселения Яйского муниципального района Кемеровской области, избранным решением муниципальной избирательной комиссии Марьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть высшим должностным лицом муниципального образования и наделенный, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Кемеровской области, законами и иными нормативно-правовыми актами Кемеровской области, уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции по принятию решений, имеющих, в том числе, юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, осознавая противоправность своих действий, вопреки установленного закона порядка, имея умысел на незаконную рубку деревьев без соответствующего разрешения компетентных органов на вырубку леса, совершил действия, выразившиеся в причинении ущерба окружающей природной среде и не отнесенных к лесным насаждениям деревьям, выполняющим функции защиты природных и иных объектов Марьевского сельского поселения Яйского муниципального района Кемеровской области.

Арышев Р.В. совершил незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, с использованием своего служебного положения, в крупном размере при следующих обстоятельствах.

В отсутствие законных прав для производства спила, не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, которые в соответствии со статьей 61 Федерального Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», образовывали зеленый фонд Марьевского сельского поселения, без оформления необходимых документов, предусмотренных указанным законодательством, с наступлением общественно – опасных последствий в виде нарушения экологической безопасности общества, обеспечиваемой охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности.

Незаконно, с использованием служебного положения, составил акт обследования деревьев о признании состояния берез неудовлетворительным, представляющим угрозу жизни и здоровью населения от 10.04.2017 по ул. <адрес>, при отсутствии к тому предусмотренных законом оснований, 10.07.2017 заключил подложный договор б/н на безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) с ООО «СК Регионстрой» на спиливание не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, в период времени с 12 июля 2017 года по 14 июля 2017 года, находясь на <адрес>, договорился с ФИО4, на незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, которого ввел в заблуждение относительно правомерности своих действий, путем оказания влияния исходя из значимости и авторитета     занимаемой им должности, для незаконной рубки не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, предоставил ФИО4 бензопилы, указал место незаконной рубки не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, расположенного на расстоянии около 40 метров от водонапорной башни (водоохранная зона), по <адрес>, которое согласно публичной кадастровой карты Росреестра расположено в кадастровом квартале под .

ФИО4, будучи введённым в заблуждение Арышевым Р.В. относительно наличия законных оснований для рубки не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, полагая, что действует законно, выполняя указание Арышева Р.В. на незаконную вырубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, в период с 14 июля 2017 года по 16 июля 2017 года, используя представленные Арышевым Р.В. бензопилы марки «Stihl», совершил незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев в указанном Арышевым Р.В. месте путем спиливания бензопилой не отнесенных к лесным насаждениям деревьев до полного отделения ствола от корня в количестве: 51 дерева породы «Береза» объёмом 34,63 м? стоимостью 107 773 рублей, 2 дерева породы «Осина» объёмом 0,51 м? стоимостью 320 рублей, а всего общим объемом 35,14 м? и общей стоимостью 108 093 рублей, что исчисляется согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» на землях <адрес>, имеющего кадастровый               номер согласно публичной кадастровой карты Росреестра в кадастровом квартале, относящихся к городским лесам.

Таким образом, Арышев Р.В. произвел незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев в объеме 35,14 м?, общая стоимость которых составляет 108 093 рублей, в нарушение требований законодательства, в результате чего муниципальному образованию – <адрес> был причинён материальный ущерб в крупном размере.

Расчет ущерба также был установлен в рамках рассмотрения уголовного дела, который был проверен судом и никем не оспаривался.

Размер ущерба рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» и     положен в основу обвинительного приговора расчета ущерба от 09.11.2021 таковой составил 108 093 рублей.

На сегодняшний день данный ущерб Арышевым Р.В. не погашен, в связи с чем сумма ущерба в размере 108 093 рублей подлежит взысканию в бюджет муниципального района «Яйский муниципальный округ» в соответствии с частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ).

Просит суд взыскать с Арышева Романа Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ущерб от незаконной рубки лесных насаждений в размере 108 093 рубля в пользу муниципального образования «Яйский муниципальный округ».

Ответчик Арышев Р.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе письменно по месту жительства, а также путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда.

Судом с учетом положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

В судебном заседании прокурор Зимина Т.В. заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9, статьями 42, Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как установлено статьей 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ), охрана окружающей     среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также – природоохранная деятельность).

К компонентам природной среды относится земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Как следует из положения статьи 3 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

-допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;

-презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности…

В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона № 7-ФЗ, отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

На основании статьи 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктами 2, 5, 8, 9 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) к одним из основных принципов лесного законодательства относятся: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Как следует из пункта 9 статьи 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах использования лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Частью 1 статьи 6 ЛК РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом «г» пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

Согласно части 2 статьи 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Статьей 84 ЛК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1 часть 1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).

Пунктом 5 части 1 статьи 84 ЛК РФ также закреплены полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального лесного контроля.

Согласно статье 98 ЛК РФ муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления в рамках полномочий в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса. Предметом муниципального лесного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В части 9 статьи 29 ЛК РФ указано, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 4 статьи 77 ЛК РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти в Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

На основании частей 1, 2 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах должны осуществляться санитарно-оздоровительные мероприятия: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (часть 4 статьи 55 ЛК РФ).

Согласно части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Яйского районного суда Кемеровской области от 09.11.2021, вступившим в законную силу 22 апреля 2022 года, Арышев Р.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «в,г» ч. 2 ст. 260 УК РФ.

Приговором суда установлено, Арышев Р.В., являясь главой муниципального образования - Марьевского сельского поселения Яйского муниципального района Кемеровской области, избранным решением муниципальной избирательной комиссии Марьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть высшим должностным лицом муниципального образования и наделенный, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Кемеровской области, законами и иными нормативно-правовыми актами Кемеровской области, уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, являющийся должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции по принятию решений, имеющих, в том числе, юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, осознавая противоправность своих действий, вопреки установленного закона порядка, имея умысел на незаконную рубку деревьев без соответствующего разрешения компетентных органов на вырубку леса, совершая действия, выразившиеся в причинении ущерба окружающей природной среде и не отнесенных к лесным насаждениям деревьям, выполняющим функции защиты природных и иных объектов Марьевского сельского поселения Яйского муниципального района Кемеровской области, в нарушение:

- п. 3 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящего владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения к вопросам местного значения городского поселения;

- п. 19 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относящего утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения городского поселения;

- п. 32 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относящего осуществление муниципального лесного контроля к вопросам местного значения городского поселения;

- ч. 3 ст. 14 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящей вопросы, предусмотренных пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи к вопросам местного значения сельского поселения;

- п. 1, п. 5 ч. 1 ст. 84 № 200-ФЗ «Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 (ред. от 03.07.2016), относящих владение, пользование, распоряжение лесными участками; осуществление муниципального лесного контроля в отношении лесных участков к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности;

- п. 2, 3, 4, Приказа Министерства природы России от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования», согласно которым проведение лесопатологических обследований обеспечивается органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, либо гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов; в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения обязаны в пятидневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом уполномоченные органы; информация, указанная в пункте 3 настоящего Порядка, направляется в письменном или электронном виде с указанием места выявления повреждения, причины повреждения (с описанием признаков повреждения), поврежденной породы деревьев, примерной площади повреждения и контактных данных заявителя: фамилия, имя, отчество (при наличии) и телефон);

- п. 3 ч. 1 ст. 4, п. 5 ч. 1 ст. 21, Устава муниципального образования Марьевского сельского поселения Яйского муниципального района Кемеровской области, принятого решением от 15.02.2016 советом народных депутатов Марьевского сельского поселения Яйского муниципального района Кемеровской области, зарегистрированного в Управлении Министерства Юстиции Российской Федерации 17.03.2016 за государственным регистрационным , о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, об определении порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- ч. 1 ст. 20 вышеназванного Устава, согласно которому Глава Марьевского сельского поселения при исполнении полномочий председателя Совета народных депутатов Марьевского сельского поселения не голосует при принятии решений Советом народных депутатов Марьевского сельского поселения;

- п. 21 ч. 2 ст. 21 вышеназванного Устава, согласно которому к полномочиям Совета народных депутатов Марьевского сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения;

- порядка организации проведения работ по сносу (спилу) аварийных деревьев, предусмотренного п.п. 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5., 3.6., 3.8., 3.9., 3.10., 3.11. положения «О сносе аварийных деревьев, представляющих угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан и организаций на территории Яйского муниципального района», утвержденного Постановлением Администрации Яйского муниципального района Кемеровской области Российской Федерации от 18.03.2015 № 487 «об утверждении положения о сносе аварийных деревьев, представляющих угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан и организаций на территории Яйского муниципального района» на основании ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Яйского муниципального района Кемеровской области, не имея соответствующего разрешения от депутатов Марьевского сельского поселения Яйского муниципального района Кемеровской области по сносу (спилу) аварийных деревьев;

В отсутствие оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 16 № 200-ФЗ «Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 (ред. от 03.07.2016) о порядке осуществления рубки не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, определяемых правилами заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», правилами ухода за лесами, утвержденных Приказом от 16.07.2007 № 185 «об утверждении правил ухода за лесами»;

В отсутствие законных прав для производства спила, не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, которые в соответствии со ст. 61 Федерального Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», образовывали зеленый фонд Марьевского сельского поселения, без оформления необходимых документов, предусмотренных указанным законодательством, с наступлением общественно – опасных последствий в виде нарушения экологической безопасности общества, обеспечиваемой охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно – кустарниковой растительности;

Незаконно, с использованием служебного положения, составил акт обследования деревьев о признании состояния берез неудовлетворительным, представляющим угрозу жизни и здоровью населения от 10.04.2017 по <адрес>, при отсутствии к тому предусмотренных законом оснований, 10.07.2017 заключил подложный договор б/н на безвозмездное <адрес> д. <адрес>, договорился с ФИО4, на незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, которого ввел в заблуждение относительно правомерности своих действий, путем оказания влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности, для незаконной рубки не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, предоставил ФИО4 бензопилы, указал место незаконной рубки не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, расположенного на расстоянии около 40 метров от водонапорной башни (водоохранная зона), по <адрес>, которое согласно публичной кадастровой карты Росреестра расположено в кадастровом квартале под .

ФИО4, будучи введённым в заблуждение Арышевым Р.В. относительно наличия законных оснований для рубки не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, полагая, что действует законно, выполняя указание Арышева Р.В. на незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, в период с 14 июля 2017 года по 16 июля 2017 года, используя представленные Арышевым Р.В. бензопилы марки «Stihl», совершил незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев в указанном Арышевым Р.В. месте путем спиливания бензопилой не отнесенных к лесным насаждениям деревьев до полного отделения ствола от корня в количестве: 51 дерева породы «Береза» объёмом 34,63 м? стоимостью 107 773 рублей, 2 дерева породы «Осина» объёмом 0,51 м? стоимостью 320 рублей, а всего общим объемом 35,14 м? и общей стоимостью 108 093 рублей, что исчисляется согласно Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» на землях <адрес>, имеющего согласно публичной кадастровой карты Росреестра в кадастровом квартале, относящихся к городским лесам.

Таким образом, Арышев Р.В. произвел незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев в объеме 35,14 м?, общая стоимость которых составляет 108 093 рублей, в нарушение требований законодательства, в результате чего муниципальному образованию – <адрес> был причинён материальный ущерб в крупном размере.

Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 22 апреля 2022 года приговор Яйского районного суда Кемеровской области от 9 ноября 2021 года в отношении Арышева Романа Васильевича оставлен без изменения.

Кассационным постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 января 2023 года кассационная жалоба осужденного Арышева Романа Васильевича на приговор Яйского районного суда Кемеровской области от 9 ноября 2021 года и апелляционное постановление Кемеровского областного суда от 22 апреля 2022 года оставлена без удовлетворения.

Расчет ущерба также был установлен в рамках рассмотрения уголовного дела, который был проверен судом и никем не оспаривался.

Размер ущерба рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» и положен в основу обвинительного приговора расчета ущерба от 09.11.2021 таковой составил 108 093 рублей.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 БК РФ.

Часть 1 статьи 46 БК РФ регулирует вопросы зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации штрафов и сумм принудительного изъятия, к которым относятся административные платежи и штрафы, неустойки, пени, сборы, санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе и об охране окружающей среды, то есть тех, которые назначены в качестве меры наказания (санкции) за правонарушение.

Вопросы же зачисления в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, регулируются частью 6 статьи 46 БК РФ, согласно которой они подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В данном случае ущерб, причиненный лесному фонду и соответственно животному миру в результате незаконной вырубки лесных ресурсов нарушает права и законные интересы не только муниципального образования, но и государства, поскольку невыполнение требований федеральных законов нарушает базовые основы конституционного строя Российской Федерации.

Разрешая данный спор, оценив представленные доказательства, суд исходит из того, что вступившим в законную силу вышеуказанным приговором подтвержден факт того, что виновным в уничтожении лесных насаждений признан Арышев Роман Васильевич, в настоящее время ущерб не погашен, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика суммы ущерба в размере 108 093 рублей в бюджет муниципального района «Яйский муниципальный округ» в соответствии с частью 6 статьи 46 БК РФ.

Поскольку прокурор при подаче искового заявления в силу ст. 45 ГПК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ в сумме 3361,86 рубль должна быть взыскана с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Яйского района, действующего в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Яйский муниципальный округ» к Арышеву Роману Васильевичу о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений, удовлетворить.

Взыскать с Арышева Романа Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН: , ущерб от незаконной рубки лесных насаждений в размере 108 093 рубля (сто восемь тысяч девяносто три рубля) в пользу муниципального образования «Яйский муниципальный округ» по следующим реквизитам для оплаты причиненного ущерба:

- ИНН-4246001354;

- КПП 424601001;

- БИК 013207212;

- Отделение Кемерово Банка России /УФК по Кемеровской области – Кузбассу, г. Кемерово;

- ОКТМО 32543000;

- ОКПО 04030015;

- ОГРН 1024202275426;

Расчетный счет:

- 03100643000000013900.

Корреспондентский счет:

- 40;

- л/сч04393206740.

652100, п.г.т. Яя, ул. Советская, 17 УФК по Кемеровской области - Кузбассу (Администрация Яйского муниципального округа л/сч 04393206740).

КБК-900 116 1003214 0000 140.

Назначение платежа: возмещение ущерба.

Взыскать с Арышева Романа Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН: , государственную пошлину в размере 3361 (три тысячи шестьдесят один) рубль 86 копеек в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2024.

Председательствующий:        <данные изъяты>        Т.Ю. Конькова

<данные изъяты>

2-130/2024 ~ М-80/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Яйского района
Ответчики
Арышев Роман Васильевич
Другие
Администрация Яйского муниципального округа
Суд
Яйский районный суд Кемеровской области
Судья
Т.Ю. Конькова
Дело на сайте суда
yaisky--kmr.sudrf.ru
15.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
19.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Подготовка дела (собеседование)
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Дело оформлено
28.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее