Дело № 5-102/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
7 июня 2024 года г. Смоленск
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Фролова С.Л. (<адрес>), при секретаре Юрьевой К.Ю., с участием руководителя Управления Роскомнадзора по Смоленской области Жукова А.А., представителя по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роскомнадзора по Смоленской области Евгиненковой Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ, в отношении Живицы В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>,
установил:
начальником отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Т.Е.В. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Живицы В.Г. составлен протокол № № об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ, в котором указано, что гражданин Живица В.Г. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минуты, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут допустил распространение материалов в социальной сети Telegram без указания на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, что является нарушением требований части 3 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»
В судебное заседание Живица В.Г. не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом по известному месту жительства, однако почтовое отправление возвращено почтовым отделением с отметкой «истёк срок хранения».
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Кроме того, в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда в сети Интернет размещаются актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в суде, о движении дела, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.
Учитывая приведённые нормы закона, считаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие Живица В.Г., извещённого надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании руководитель Управления Роскомнадзора по Смоленской области Жуков А.А., представитель Управления Роскомнадзора по Смоленской области Евгиненкова Е.А., дополнений, пояснений к представленному материалу по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ, в отношении Живицы В.А. не имели, поддержав изложенные в протоколе обстоятельства.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, прихожу к выводу о наличии в действиях Живица В.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» установлено, что под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 указанного Федерального закона.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона N 255-ФЗ, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под видами деятельности, указанными в его части 1 статьи 1, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов (пункт 2 части 6 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр, который содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм настоящего Федерального закона, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»).
Уполномоченным органом в соответствии с Положением о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2023 года N 18, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года N 10, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» установлено, что материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Форма указания, предусмотренного частью 3 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», требования к размещению и порядок размещения такого указания установлены Правилами размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.11.2022 N 2108 (вступили в силу 01.12.2022 и действуют в течение 6 лет со дня вступления в законную силу) (далее – Правила)
В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами (далее - текстовое указание).
Пунктом 3 Правил установлено, что материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие форму аудиосообщений или аудиоматериалов (далее - аудиоматериал), должны сопровождаться указанием в звуковой форме, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. N 2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - указание в звуковой форме).
Текстовое указание и указание в звуковой форме должны размещаться на русском языке (пункт 4 Правил).
Размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала (пункт 5 Правил).
Цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается (пункт 6 Правил).
Текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала (пункт 7 Правил).
Не допускается наложение текстового указания на содержащийся в текстовом материале текст, изображение или иное сообщение и их фрагменты (пункт 8 Правил).
Текстовое указание, размещаемое в аудиовизуальном материале, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20 процентов размера такого изображения (пункт 9 Правил).
Не допускается наложение указания в звуковой форме на звуковые фрагменты аудиоматериала (пункт 10 Правил).
При размещении указания в звуковой форме не допускается применение технологий по увеличению скорости его воспроизведения (пункт 11 Правил).
Уровень громкости звука воспроизведения указания в звуковой форме должен быть не ниже уровня громкости звука аудиоматериала (пункт 12 Правил).
Текстовое указание в аудиовизуальном материале и указание в звуковой форме в аудиоматериале должны быть размещены в начале трансляции таких материалов, а также при каждом возобновлении трансляции таких материалов после их прерывания (пункт 13 Правил).
Продолжительность демонстрации текстового указания в аудиовизуальном материале в начале трансляции такого материала должна составлять не менее 15 секунд (пункт 10 Правил).
Материалы иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться следующим указанием: «Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)».
В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение материалов, производимых и (или) распространяемых иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а также информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены иностранным агентом. Форма, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Резюмируя вышеизложенное, запрещается распространять материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а также информацию о таком виде деятельности без указания на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре иностранных агентов, расположенном на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, физическое лицо Живица В.Г., включен в реестр иностранных агентов под порядковым номером 751, дата принятия решения о включении в реестр ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что Живица В.Г. с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространил материалы (информацию) в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет в социальной сети «Telegram» по адресам:
- <данные изъяты> (дата и время публикации: ДД.ММ.ГГГГ 11:34),
- <данные изъяты> (дата и время публикации: ДД.ММ.ГГГГ 16:14),
- <данные изъяты> (дата и время публикации: ДД.ММ.ГГГГ 08:55) без указания на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Профиль канала «<данные изъяты>! в социальной сети «Telegram» по адресу: <данные изъяты> содержит фотографию Живицы В.Г., в описании канала указано «Председатель Смоленского республиканского Центра @smalandia. Первый иностранный агент <адрес>…».
В социальной сети «Telegram» ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <данные изъяты>, размещена публикация, в которой Живица В.Г. комментирует свой статус иностранного агента.
Факт совершения Живица В.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ; актом об изготовлении снимков экрана от ДД.ММ.ГГГГ, снимком экрана материала, расположенного по адресу: <данные изъяты>; снимками экрана материала, расположенного по адресу: <данные изъяты>; снимком экрана материала, расположенного по адресу: <данные изъяты>; снимком экрана материала, расположенного по адресу: <данные изъяты>; уведомлением Управления Роскомнадзора по Смоленской области о необходимости составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 19.34 КоАП РФ; ответом УВМ УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации Живица В.Г. и паспортных данных, сведениями из реестра иностранных агентов, а также иными материалами дела.
Нарушений требований закона при составлении процессуальных документов, которые могли бы свидетельствовать об их недопустимости, должностным лицом не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в процессуальных документах отражены.
Доказательства, изложенные выше, позволяют сделать вывод об обстоятельствах совершенного правонарушения и виновности Живицы В.Г. в его совершении.
Все вышеизложенные доказательства являются непротиворечивыми, согласующимися друг с другом, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Сомнений и неясности материалы дела не содержат.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № № составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия протокола направлена по месту регистрации Живицы В.Г. заказным письмом с уведомлением, почтовое отправление возвращено почтовым отделением с отметкой «истёк срок хранения».
Возбуждение дела об административном правонарушении по части 4 статьи 19.34 КоАП РФ не нарушает прав Живицы В.Г. на свободу выражения мнения, и свободу слова, поскольку в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, осуществление права на свободу выражения мнения, может быть сопряжено с определенными формальностями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, в целях сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране.
Каких либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьёй 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, установленные ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При назначении наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является посягательство на общественный порядок и общественную безопасность, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Живицу В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт серии № № выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Смоленской области в Заднепровском районе г. Смоленска, код подразделения: №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ.
Назначить Живице В.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Взысканный по настоящему постановлению штраф подлежит уплате с учётом следующей необходимой в соответствии с правилами заполнения расчётных документов на перечисление суммы административного штрафа информации – получатель: УФК по Смоленской области (Управление Роскомнадзора по Смоленской области), лицевой счет 04631А19440, ИНН 6730053285, КПП 673001001, наименование банка получателя ОТДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Смоленской области г. Смоленск, БИК 016614901, единый казначейский счет 40102810445370000055, казначейский счет 03100643000000016300, ОКТМО 66701000, КБК 09611601191019000140, УИН 09600000000048241949.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа предоставляется в Ленинский районный суд г.Смоленска по адресу: <адрес>
Разъяснить, что лицо, привлеченное к ответственности и не представившее суду в 60-тидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу документ, свидетельствующий об уплате штрафа, может быть привлечено к административной ответственности с наложением административного наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Л. Фролова
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2024-002593-76
Подлинный документ подшит в материалы дела № 5-102/2024