Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-87/2023 (2-928/2022;) ~ М-878/2022 от 14.12.2022

Дело 2-87/2023 (2-928/2022)

Поступило в суд 14.12.2022

УИД 54RS0-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2023 года                     <...>

Купинский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Макалева И.В.,

при секретаре судебного заседания Зуевой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации <......> сельсовета <...> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <...> о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными,

Установил:

Администрация Лягушенского сельсовета <...> обратилась в Купинский районный суд <...> с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <...> о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.

В обоснование заявленных исковых требований указывает на то, что администрацией Лягушенского сельсовета <...> в соответствие с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в редакции Федерального закона № 435-ФЗ от 29.12.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее Федеральный закон № 435-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» для признания долей земельных участков невостребованными составлены списки лиц, земельные доли которых могли быть признаны невостребованными.

Одним из списков на основании п.2 ст.12.1. Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был список земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Согласно п.4 ст.12.1. Федерального закона от <.....> № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Лягушенского сельсовета <...> вышеуказанный список был опубликован в районной газете «Маяк Кулунды» от <.....>, размещён на сайте администрации Лягушенского сельсовета, информационных щитах, расположенных на территории Лягушенского сельсовета <...>: в селе Лягушье, за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

После обнародования вышеуказанного списка администрация Лягушенского сельсовета <...> созвала общее собрание собственников земельных долей земельного участка, в границах которого определяются невостребованные земельные доли, для утверждения данного списка.

    <.....> на официальном сайте администрации и на официальной страничке социальных сетей «Одноклассники» было опубликовано объявление о проведении <.....> общего собрания участников долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 54:15:025812:1, 54:15:025812:646. В указанном объявлении так же содержалась информация о повестке дня собрания, дате и времени его проведения, указан адрес места проведения собрания, другая информация в соответствии с требованиями Закона об обороте. С момента публикации с <.....> до момента проведения собрания <.....> в администрацию Лягушенского сельсовета обратилась дочь <......> года рождения умершего <.....>, <......>, ей было выдано <.....> свидетельство о праве на наследство по закону на земельную долю площадью 49.4 га сельхозугодий среднего без выдела в натуре в праве общей долевой собственности.

    На общем собрании собственников земельных участков протоколом от <.....> список земельных долей собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, не был утвержден, т.к. кворум отсутствовал, собрание неправомерно решать данные вопросы.

В течение четырёх месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, учитывая, что общим собранием собственников земельных долей не было принято решение об утверждении списка, в связи с этим, администрация Лягушенского сельсовета <...> утвердила данный список постановлением от <.....> а.

После утверждения вышеуказанного списка земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, были признаны невостребованными земельными долями следующие земельные доли земельных участков с кадастровыми номерами <......> общей площадью 147,5 га, категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешённым использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположением: <...>, р-н Купинский, открытое акционерное общество «Имени Калинина», коллективно – долевая собственность, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, 6 земельных долей, принадлежавшие нижеуказанным гражданам, с указанием реквизитов свидетельств на право собственности на землю:

- <......> – размером 24,7 га, выписка из списка собственников земельных доле;

- <......> – размером 24,7 га, выписка из списка собственников земельных доле;

- <......> – размером 24,7 га, выписка из списка собственников земельных доле;

- <......> – размером 24,7 га, выписка из списка собственников земельных доле;

- <......> – размером 24 га, выписка из списка собственников земельных доле;

- <......> – размером 24,7 га, выписка из списка собственников земельных доле.

В соответствие со ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Согласно данной статье ответчиком является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <...>.

Учитывая вышеизложенное, администрация Лягушенского сельсовета <...> считает, что имеются достаточные основания для признания за муниципальным образованием Новоключевского сельсовета <...> права муниципальной собственности на признанные невостребованными доли земельного участка.

Просит:

- прекратить право собственности на земельные доли земельных участков, признанные невостребованными земельными долями, в праве общей долевой собственности, входящие в состав земельного участка с кадастровыми номерами <......> общей площадью 147,5 га, категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешённым использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположением: <...>, р-н Купинский, открытое акционерное общество «Имени Калинина», коллективно – долевая собственность, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а именно на 6 земельных долей, в отношении граждан, с указанием реквизитов свидетельств на право собственности на землю:

<......>

<......>

<......>

<......>

<......>

<......>;

- признать за муниципальным образованием Лягушенского сельсовета <...> право муниципальной собственности на земельные доли земельного участка, признанные в установленном порядке невостребованными земельными долями, на 6 земельных долей, всего 147,5, принадлежавшие гражданам, с указанием реквизитов свидетельств на право собственности на землю:

<......>

<......>

<......>

<......>

<......>

<......>

в праве общей долевой собственности, входящие в состав земельных участков с кадастровыми номерами <......>, общей площадью 147,5, категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешённым использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположением: <...>, р-н Купинский, открытое акционерное общество «Имени Калинина», коллективно – долевая собственность, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В судебное заседание истец - представитель администрации Лягушенского сельсовета <...> не явился, согласно заявлению от <.....>, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя исковые требования поддержали в полном объёме.

Ответчик - представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области <......> действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом. Согласно возражениям от 23.01.2023 сообщают следующее. В соответствии со ст.12.1. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации № 86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства Российской Федерации № 708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» администрацией Новоключевского сельсовета Купинского района Новосибирской области составлены списки лиц, доли которых могли быть признаны невостребованными. Одним из списков на основании п.2 ст.12.1. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ был список земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Истец считает, что имеются основания для признания за муниципальным образованием Лягушенского сельсовета Купинского района Новосибирской области права собственности на земельные доли земельных участков, признанных невостребованными. Согласно ч.1 ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст.1158 Гражданского кодекса Российской Федерации), имущество умершего считается выморочным. Для приобретения наследства наследник должен его принять. Для приобретения выморочного имущества (ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации) принятие наследства не требуется (п.1 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации). Как установлено п.2 ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нём здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Требования истца обоснованы и мотивированы ст.12.1. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ. Вместе с тем, фактически требования направлены на признание права собственности на выморочное имущество. При таких обстоятельствах спора о праве не имеется. В силу прямого указания закона указанное имущество является муниципальной собственностью. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области в силу своей компетенции, определённой Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утверждённым приказом Росимущества № 63 от 05.03.2009, уполномочено принимать в установленном порядке лишь то выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Поскольку указанное имущество не относится в силу прямого нормативного предписания к объектам федеральной собственности, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области в отношении него функции публичного собственника не осуществляет, полномочиями по управлению им не наделено. Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области прав и законных интересов истца не нарушало, правопритязаний на спорные земельные доли не имеет, следовательно, заявленные к нему требования не подлежат удовлетворению. Просят рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.

Согласно ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещённых надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания.

Изучив представленные материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьёй 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Одним из таковых оснований является Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года, которым земли сельскохозяйственных предприятий были переданы в общую долевую собственность граждан - работников (членов) этих предприятий.

Исходя из смысла положений, содержащихся в Указах Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 2 марта 1992 года № 213 и постановлениях Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», правом получения бесплатно земли в собственность были наделены работники колхозов и совхозов, проживающие на их территории. Однако, наделение земельной долей члена реорганизуемого предприятия одновременно обязывало его принять решение об использовании земельной доли одним из предусмотренных законом способом: получить земельный пай при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам земельных паев.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Положениями вышеуказанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

В силу п.1 ст.12.1. Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Положениями п.2 ст.12.1. Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В силу п.5 Указа Президента РФ от <.....> «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» собственники земельных долей (паев) имели право без согласия других собственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать его по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду. Собственники земельных долей (паев) имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.

Действующими до 27.01.2003 рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными Постановлением Правительства РФ 01.02.1995 № 96, было предусмотрено, что невостребованные земельные доли - это те доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В данном случае применению подлежит специальный закон, регулирующий правоотношения, связанные с невостребованными землями сельскохозяйственного назначения, согласно которому право собственности на указанные земли признаётся за муниципальными образованиями, в том числе и на земли, собственники которых умерли, а наследники отсутствуют либо не приняли наследство.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (список невостребованных земельных долей). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

В силу п.7 ст.12.1. Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырёх месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

В силу п.8 ст.12.1. Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

На основании п.1 ст.15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Ни Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ни Земельный кодекс Российской Федерации не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли земель сельскохозяйственного назначения. Также признание права собственности на земли сельхозназначения за муниципальным образованием соответствует и принципам сохранения целевого использования земельных участков из земель сельхозназначения, установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст.1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.

Как следует из ч.3 ст.1151 ГК РФ порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Из п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

При этом п.50 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 29.05.2012 устанавливает, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Таким образом, по смыслу действующего правового регулирования, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку указанное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Кроме того, не доказан ответчиком и сам факт возникновения правоотношений по наследованию невостребованных долей после вступления в силу Федерального закона от <.....> № 223-ФЗ.

Безосновательными являются и доводы ответчика об отсутствии спора о праве, поскольку в силу п.8 ст.12.1. Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, наделён правом обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Не могут быть приняты во внимание судом и доводы ответчика о том, что спорные земельные доли являются выморочным имуществом и находятся в муниципальной собственности, а потому удовлетворением поданного иска нарушены права и законные интересы Российской Федерации.

Данные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, что подтверждается вышеизложенным, в том числе пунктом 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании».

Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не заявило права собственника на спорные земельные доли, не распорядилось ими, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.

Чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанных невостребованных земельных долей нарушены не были, истцом со своей стороны предприняты все меры по установлению наследников согласно установленной Гражданским кодексом Российской Федерации очередности. Факт отсутствия наследников, принявших наследство подтверждён исследованными доказательствами, что позволяет признать земельные доли невостребованными при соблюдении установленной статьёй 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедуры, и влечёт признание права муниципальной собственности на эти доли. Прав на указанное имущество никто не заявил.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд принимает во внимание, что администрация Сибирского сельсовета Купинского района Новосибирской области осуществила досудебную процедуру по признанию спорных земельных долей невостребованными в полном соответствии с требованиями Федерального Закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, в данном случае материально-правовые отношения возникают между истцом и Российской Федерацией в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <...>, которая является надлежащим ответчиком по делу.

Следовательно, оснований полагать, что требования были заявлены к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <...> как к ненадлежащему ответчику не имеется, поскольку ответчик является лицом, осуществляющим в пределах полномочий деятельность по управлению федеральным имуществом.

Согласно свидетельствам на право собственности на землю, а также выпискам из списка собственников земельных долей: <......> были наделены земельными долями и являются собственниками земельных долей в размере 24,7 га (кроме <......> у нее земельная доля 24 га) земельных участков, расположенных по адресу: открытое акционерное общество «Имени Калинина», <...>, коллективно - долевая собственность, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, с кадастровыми номерами 54:15:025812:1, 54:15:025812:644, 54:15:025812:646.

Из справок о смерти следует, что вышеуказанные граждане умерли.

Из сообщения нотариуса нотариального округа <...> Волковой А.Л. от <.....> следует, что к имуществу указанных выше граждан заявлений о принятии наследства, а также заявлений об отказе от наследства по любым из оснований наследования не поступало, наследственные дела не заводились после смерти следующих граждан: <......>

Администрацией Лягушенского сельсовета <...> вышеуказанный список опубликован в районной газете «Маяк Кулунды» от <.....>, размещён на информационных щитах, расположенных на территории Лягушенского сельсовета <...>: <...>, за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

    <.....> на официальном сайте администрации и на официальной страничке социальных сетей «Одноклассники» было опубликовано объявление о проведении <.....> общего собрания участников долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 54:15:025812:1, 54:15:025812:646. В указанном объявлении так же содержалась информация о повестке дня собрания, дате и времени его проведения, указан адрес места проведения собрания, другая информация в соответствии с требованиями Закона об обороте. С момента публикации с <.....> до момента проведения собрания <.....> в администрацию Лягушенского сельсовета обратилась дочь <......>, <......>, ей было выдано <.....> свидетельство о праве на наследство по закону на земельную долю площадью 49.4 га сельхозугодий среднего без выдела в натуре в праве общей долевой собственности.

    На общем собрании собственников земельных участков протоколом от <.....> список земельных долей собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, не был утвержден, т.к. кворум отсутствовал, собрание неправомерно решать данные вопросы.

В течение четырёх месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, общим собранием собственников земельных долей не было принято решение об утверждении списка, в связи с этим администрация Лягушенского сельсовета <...> утвердила данный список постановлением от <.....> а.

После утверждения вышеуказанного списка земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, постановлением главы Лягушенского сельсовета <...> от <.....> а были признаны невостребованными земельными долями земельные доли земельных участков с кадастровыми номерами <......>, общей площадью 147,5 га, адрес: открытое акционерное общество «Имени Калинина», <...>; коллективно – долевая собственность, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, указанных выше граждан.

Как видно из представленных материалов дела, все требования к утверждению списка невостребованных земельных долей были соблюдены истцом.

Таким образом, по данному гражданскому делу достоверно установлено, что собственники земельных долей: <......>, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от <.....> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», спорную земельную долю не оформили, не распорядились ею как своей собственной, самостоятельно не использовали землю в целях сельскохозяйственного производства; не получали земельную долю при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; не вносили земельную долю в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; не продали её и не сдали в аренду другим владельцам земельных долей; не передавали свою земельную долю в доверительное управление и не производили дарение земельной доли; не выделяли её в новый земельный участок, не вносили в уставной капитал предприятия, то есть не распорядились ею вплоть до своей смерти.

После их смерти никто своих прав на данное имущество в порядке наследования, в том числе Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <...>, не заявила.

Ни представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <...>, ни иные лица не направляли в администрацию Лягушенского сельсовета <...> возражения относительно включения земельных долей указанных лиц в список невостребованных земельных долей. Ответчик не распорядился земельными долями.

Следовательно, в соответствии со статьей 12.1. Федерального Закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», спорные земельные доли являются невостребованными, их собственники либо их наследники каким - либо образом не распорядились земельными долями, следовательно, у органа местного самоуправления возникло право на обращение с иском о признании права муниципальной собственности на данные земельные доли.

Администрация Лягушенского сельсовета <...> осуществила досудебную процедуру по признанию спорных земельных долей невостребованными в полном соответствии с требованиями Федерального закона от <.....> № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В том числе, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно ч.1 ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путём признания права.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для признания за муниципальным образованием Лягушенского сельсовета <...> права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, принадлежавшие указанным выше лицам.

В связи с признанием права муниципальной собственности на земельные доли указанных лиц в праве общей долевой собственности на землю, суд приходит к выводу о признании прекратившим право собственности указанных лиц на эти доли.

Администрация Лягушенского сельсовета <...> является органом местного самоуправления Лягушенского сельсовета <...> согласно Уставу Лягушенского сельсовета <...>.

В соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.333.36. Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <.....> (ред. от <.....>) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», агентство является федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <...>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГРК РФ, суд

Решил:

Исковые требования администрации Лягушенского сельсовета <...> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <...> о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, удовлетворить в полном объёме.

Прекратить право собственности на земельные доли земельного участка, признанные невостребованными земельными долями, в праве общей долевой собственности, входящие в состав земельных участков с кадастровыми номерами <......> общей площадью 147,5, категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешённым использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположением: <...>, р-н Купинский, открытое акционерное общество «Имени Калинина», коллективно – долевая собственность, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а именно на 6 земельных долей, в отношении граждан, с указанием реквизитов свидетельств на право собственности на землю:

<......>

<......>

<......>

<......>

<......>

<......>

Признать за муниципальным образованием Лягушенским сельсоветом <...> право муниципальной собственности на земельные доли земельных участков, признанные в установленном порядке невостребованными земельными долями, на 6 земельных долей, принадлежавшие гражданам, с указанием реквизитов свидетельств на право собственности на землю:

<......>

<......>

<......>

<......>

<......>

<......>    

в праве общей долевой собственности, входящие в состав земельных участков с кадастровыми номерами <......>, общей площадью 147 га, категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешённым использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположением: <...>, р-н Купинский, открытое акционерное общество «Имени Калинина», коллективно – долевая собственность, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия путём подачи жалобы через Купинский районный суд <...>, принявший настоящее решение.

Председательствующий: Макалев И.В.

2-87/2023 (2-928/2022;) ~ М-878/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Лягушенского сельсовета
Ответчики
Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области
Суд
Купинский районный суд Новосибирской области
Судья
Макалев Игорь Валентинович
Дело на сайте суда
kupinsky--nsk.sudrf.ru
14.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2022Передача материалов судье
14.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2023Подготовка дела (собеседование)
12.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2023Дело оформлено
10.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее