Дело № 2-287/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Южа, Ивановской области 13 мая 2019 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В.,
при секретаре Калинкиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Киселевой Е. В. к Администрации Южского муниципального района Ивановской области о понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда и привлечении к ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Киселева Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Южского муниципального района Ивановской области о понуждении ответчика к устранению нарушений права пользования и распоряжения <адрес>, принадлежащей истцу; понуждении к рассмотрению вопроса о предоставлении ФИО3 жилого помещения, для устранения прав истца. Как следует из представленного искового заявления, истец является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес> на основании купли-продажи недвижимого имущества (с рассрочкой платежа) от 08.05.2007 года. Денежные средства на приобретение квартиры предоставлялись на основании гарантийного письма на оплату за приобретаемое в собственность жилое помещение, за счет средств Федерального бюджета, выданного Комитетом Ивановской области по социальной защите населения.
Сын истицы ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом сгорел. Постановлением от 27.06.2011 года №225 данный жилой дом признан непригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции. 05.10.2011 года ФИО3 снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, и вынужден проживать с истицей по адресу: <адрес>. Она (Киселева Е.В.) является <данные изъяты>, и в силу состояния здоровья ей трудно проживать с сыном. При этом по результатам рассмотрения вопроса по выделению ФИО3 отдельного жилого помещения администрация Южского муниципального района Ивановской области указала, о том, что ответчик имеет право пользования и проживания в квартире истицы.
Ответом Администрации Южского муниципального района №3786 от 12 октября 2018 года нарушены ее (Киселевой Е.В.) права как собственника жилого помещения.
При рассмотрении гражданского дела истец Киселева Е.В. изменила исковые требования, просила суд:
- рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО3 жилого помещения;
- не подселять ФИО3 на жилплощадь истца;
- поставить автоматически на учет ФИО3 с 2011 года;
- предоставить внеочередное муниципальное временное жилье ФИО3 в короткие сроки;
- в счет компенсации морального вреда взыскать с ответчика 300.000 рублей;
- наказать администрацию Южского муниципального района в виде штрафа по всем законам.
Из представленных заявлений об изменении и дополнении исковых требований следует, что истец и ее сын ФИО3 неоднократно обращались в администрацию Южского муниципального района с заявлениями о предоставлении ФИО3 жилого помещения. В ответе администрации при рассмотрении вопроса по выделению ФИО3 отдельного жилого помещения ответчиком указано, что ФИО3 имеет право пользования и проживания в ее (Киселевой Е.В.) квартире. С ответами администрации Южского муниципального района она (Киселева Е.В.) не согласна, считает, что были нарушены законы и «неисполнение служебных обязанностей». Бездействием ответчика нарушено ее (Киселевой Е.В.), являющейся <данные изъяты>, неимущественное право пользования и распоряжения квартирой, что причинило страдания, заключающееся в претерпевании постоянных заболеваний, обиды, разочарования. Причиненный ответчиком моральный вред будет компенсирован в случае выплаты денежной компенсации в размере 300.000 рублей.
В судебном заседании истец Киселева Е.В., исковые требования, с учетом их уточнений и дополнений, поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в представленных заявлениях. Дополнительно пояснила, что является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>. Зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении. Иных лиц, проживающих в квартире не имеется. Данная квартира ее полностью устраивает. К ответчику с требованиями о предоставлении ей (Киселевой Е.В.) иного жилого помещения она не обращалась и на иное помещение не претендует. Сын истицы ФИО3 имеет регистрацию по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение утрачено вследствие пожара, случившегося в 2011 году. ФИО3 в квартире истицы не проживает, поскольку она этого не желает, однако имеет в квартире личные вещи, посещает ее как гость, пользуется электроэнергией, туалетом, водой, телевизором. В 2011 году ФИО3 был признан ответчиком, нуждающимся в жилом помещении, однако в том же году снят с учета в качестве нуждающегося. Своих прав на принадлежащую истице квартиру ФИО3 не заявляет. Однако ответчиком отказано ФИО3 в предоставлении иного жилого помещения, что мотивировано, тем, что ФИО3 имеет право на квартиру, принадлежащую ей (истице). Считает, что Администрация Южского муниципального района подселяет ФИО3 в принадлежащее ей жило помещение незаконно.
Представитель ответчика Администрации Южского муниципального района Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленного письменного отзыва, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, исковые требования не признал в полном объеме, указав, что ФИО3 был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения 05.10.2011 года. Основанием для принятие данного решения послужили выявленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что 3-х комнатная квартира, принадлежащая ФИО3 по адресу: <адрес>, была приобретена истицей в 2007 году, за счет средств Федерального бюджета, выделенных семьей ФИО3 имеющей ребенка-инвалида, на основании постановления Правительства Ивановской области №174-п от 24.10.2016 года. Объем предоставленных денежных средств рассчитан исходя из состава семьи из 3-х человек, в том числе сына истицы ФИО3. Исходя из изложенного, ФИО3 имеет право пользования и проживания в указанной квартире. При этом постановление о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО3 не обжаловано, сам он до настоящего времени с заявлением, о признании нуждающимся в жилом помещении не обращался, истцом по настоящему делу не является. В рассматриваемом случае имеет место быть нежелание Киселевой Е.В. проживать совместно со своим сыном. Оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика также не имеется.
Третье лицо ФИО3, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленной телефонограмме, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу части 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно частям 1 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу части 1 и 3 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи
Согласно части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам. При прекращении права собственности бывший собственник утрачивает право владения, пользования и распоряжения отчужденным имуществом.
Из части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации также следует, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям предусмотренным данным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Суд также руководствуется частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частями 3 - 6 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом Киселева Е.В. является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества (с рассрочкой платежа) от 08.05.2007 года; свидетельством о государственной регистрации права от 10.07.2007 года и выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 29.03.2019 года.
Из представленных документов, следует отсутствие обременений прав собственника на указанную квартиру.
Согласно поквартирной карточки на жилое помещение единственным зарегистрированным и проживающим в нем лицом является истица.
Из пояснений, данных в судебном заседании Киселевой Е.В., следует, что ее сын ФИО3 в принадлежащем истице жилом помещении не проживает, своих прав на него не заявляет, каких-либо соглашений о порядке пользования жилым помещением истицей с ФИО3 не заключалось, разрешения на вселение не давалось.
Как следует из письма от 12.10.2018 года, направленного Администрацией Южского муниципального района Ивановской области в адрес Киселевой Е.В., на ее обращение в адрес Губернатора Ивановской области по вопросу предоставления временного жилого помещения ФИО3, сын истицы ФИО3 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение ФИО3 не принадлежало и в 2011 году полностью уничтожено в результате пожара. Поскольку квартира, принадлежащая ФИО3 по адресу: <адрес>, была приобретена истицей в 2007 году, за счет средств Федерального бюджета, выделенных семьей ФИО3 имеющей ребенка-инвалида, на основании постановления Правительства Ивановской области №174-п от 24.10.2016 года; при этом объем предоставленных денежных средств рассчитан исходя из состава семьи из 3-х человек, в том числе сына истицы ФИО3, он (ФИО3) имеет право пользования и проживания в квартире истицы. В связи с чем, оснований для предоставления ФИО3 временного жилого помещения не имеется.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
С учетом изложенных норм права, ответ на обращение Киселевой Е.В., данный администрацией Южского муниципального района, в письме от 12.10.2018 года, не является актом органа местного самоуправления, предусмотренным жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей ФИО3, в отношении жилого помещения принадлежащего истице и расположенного по адресу: <адрес>. Данное письмо также не является основанием для прекращения права собственности ФИО3 полностью либо в части, на указанную квартиру и не создает препятствия в пользовании истца жилым помещением.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма урегулированы гл. 7 Жилищного кодекса РФ. Из положений указанных норм следует, что субъектами указанных правоотношений выступают граждане или их законные представители, претендующие на предоставление жилого помещения.
Вместе с тем, сама Киселева Е.В. на предоставление жилого помещения не претендует, законным представителем ФИО3 не является. Предъявление настоящего иска мотивировано защитой прав пользования и распоряжения самой Киселевой Е.В. принадлежащей ей квартирой.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчиком права и законные интересы истца в обозначенном ей аспекте не нарушены.
При таких обстоятельствах требования истца: рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО3 жилого помещения; не подселять ФИО3 на жилплощадь истца; поставить автоматически на учет ФИО3 с 2011 года; предоставить внеочередное муниципальное временное жилье ФИО3 в короткие сроки удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом не установлено нарушений прав истца со стороны Администрации Южского муниципального района Ивановской области, оснований для удовлетворения, производного требования о компенсации морального вреда, а также привлечения ответчика к ответственности в виде штрафа не имеется.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами. Применение иных способов защиты обусловлено их установлением законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 1, статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой истца, и суд не вправе с учетом принципа равенства участников процессуальных правоотношений и состязательности сторон устанавливать, какой способ защиты нарушенного права должна избрать сторона для защиты своих прав.
Избранный истцом способ защиты должен быть адекватным характеру нарушения и вести, в случае удовлетворения иска, к действительному восстановлению прав и законных интересов, заявленных к судебной защите соответствующим способом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, поскольку при наличии к тому законных оснований Киселева Е.В. вправе требовать понуждения не чинить препятствия в пользовании жилым помещением от лица, проживающего и пользующегося принадлежащим ей жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Киселевой Е. В. к Администрации Южского муниципального района Ивановской области о понуждении:
- рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО3 жилого помещения;
- не подселять ФИО3 на жилплощадь истца;
- поставить автоматически на учет ФИО3 с 2011 года;
- предоставить внеочередное муниципальное временное жилье ФИО3 в короткие сроки;
- а также о взыскании в счет компенсации морального вреда 300.000 рублей;
- наказать администрацию Южского муниципального района в виде штрафа;
отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Пятых Л.В.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.