Дело № 12-35/2019
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2019 года г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Тугорева А.В., при секретаре Шленской А.А., с участием представителя Министерства природных ресурсов и экологии РК Максимова В.И., представителя АО «Сегежский ЦБК» Пушкиной Е.А.,
рассмотрев жалобу АО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Петухова В.А. от 07.02.2019 № 11/19л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии РК, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Петухова В.А. от 07.02.2019 № 11/19л АО «Сегежский ЦБК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
С данным постановлением не согласно АО «Сегежский ЦБК». В жалобе на постановление просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указывает, что АО «Сегежский ЦБК» является арендатором лесных участков. На основании договора аренды и лесной декларации от 21.12.2016 АО «Сегежский ЦБК» осуществлялось заготовку древесины в кв. 68 выедал 31 делянка 1 на территории Выгозерского лесничества ГКУ РК «Сегежское центральное лесничество». При проведении осмотра лесосеки после разработки лесничеством был выявлен факт нарушения лесного законодательства: не произведена укладка порубочных остатков на волока с целью укрепления и предохранения почвы; порубочные остатки находятся на расстоянии менее 3 метров от прилегающих лесных насаждений. В адрес АО «Сегежский ЦБК» было направлено требование № 4 от 25.06.2018 об устранении нарушений, на основании которого было возбуждено дело об административном правонарушении, производство по которому было прекращено на основании ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения. Срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку последним днем, предоставленным АО «Сегежский ЦБК» для исполнения обязанности по ликвидации порубочных остатков, являлся 30.12.2017, поскольку в соответствии с лесной декларацией период использования лесов составил с 31.12.016 по 30.12.2017, соответственно годичный срок подлежал исчислению с 30.12.2017, и фактически и истек 30.12.2018. не согласны в тем, что АО «Сегежский ЦБК» нарушены положения п. 16, п.п. «б». п 17 Правил пожарной безопасности в лесах, поскольку в соответствии с технологической картой заготовка проводилась с укладкой порубочных остатков на волока с одновременной проминкой, а п.п. «б» п. 17 Правил предусматривает другой вид очистки мест рубок. Кроме того, акт осмотра от 05.06.2018 не фиксирует нахождение порубочных остатков на расстоянии менее 3 метров, в нем указано, что расстояние менее 10 метров.
В судебном заседание представитель АО «Сегежский ЦБК» Пушкина Е.А. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам. Дополнительно указала, что акт осмотра от 05.06.2018 № 4 составлен в отношении иной лесной декларации, чем та, на основании которой АО «Сегежский ЦБК» заготавливал древесины на этом участке.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК Максимов В.И., а также представители административного органа в письменных возражениях полагали необходимым оставить жалобу без удовлетворения. Указали, что пожароопасный сезон на территории Сегежского района РК был установлен с 28.04.2018. с 28.05.2018 на территории РК был введен особый противопожарный режим. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования для юридических лиц, граждан и органов государственной власти. 05.06.2018 должностными лицами ГКУ РК «Сегежское центральное лесничество» был проведен осмотр лесосеки в квартиле 68 выдела 31 лесосеке 1 Выгозерского участкового лесничества. В результате осмотра было выявлено, что порубочные остатки находились вдоль волоков на расстоянии менее 3 метров от прилагающих лесных насаждений. Осмотр проведен в присутствий представителя АО «Сегежский ЦБК», которые не заявлял никаких возражений. АО «Сегежский ЦБК» было выдано требование об устранении нарушений, требований не было исполнено. Сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, так как правонарушение является длящимся и считается оконченным с момента его обнаружения – с 05.06.2018, годичный срок исчисляется именно с этой даты. Окончание срока действия лесной декларации не отменяет обязанность арендатора по выполнению работ по очистке лесосеки. На данном участке разработку и использование лесов проводило АО «Сегежский ЦБК». В акте осмотра от 05.06.2018 имеется опечатка в дате лесной декларации, номер декларации указан верно. Наказание в виде административного штрафа назначено АО «Сегежский ЦБК» с учетом положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Заслушав представителя Министерства природных ресурсов и экологии РК, представителя АО «Сегежский ЦБК», свидетелей, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 58 Лесного кодекса РФ).
АО «Сегежский ЦБК» вменено нарушение п.16, п.п. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах: при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (п. 16); при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений (п.п. «б» п. 17).
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 № 371р-П с 28.05.2018 на территории Республики Карелия установлен особый противопожарный режим.
Из материалов дела следует, что 19.12.2008 между АО «Сегежский ЦБК» и Министерством лесного комплекса РК (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии РК) был заключен договор аренды лесного участка № 57-з, в соответствии с которым АО «Сегежский ЦБК» передан в аренду земельный участок площадью 893 426 га, в том числе расположенные в квартале 11-109 ... лесничества. Срок действия договора по 31.12.2053.
21.12.2016 АО «Сегежский ЦБК» была оформлена лесная декларация на заготовку древесины в Вожмогорском участковом лесничестве, квартал 68, выдел 31, делянка 1. Сопроводительная документация содержит указание на номер декларации как № 73/7254 от 21.12.2016 (письмо ГКУ РК «Сегежское центральное лесничество» от 22.12.2016 № 1209).
05.06.2018 представителями Министерства по природопользованию и экологии РК Матейко Е.П. совместно с представителем АО «Сегежский ЦБК» Симоненковым А.А. был произведен осмотр участков, на которых в соответствии с договором аренды и лесной декларацией АО «Сегежский ЦБК» проводило заготовку древесины. По результатам осмотра составлен акт осмотра лесосеки № 4 от 05.06.2018, которым было зафиксировано выявленное в ходе осмотра нарушение – несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков /площади не очистки менее 10 метров от стены леса по периметру/. Акт подписан представителем АО «Сегежский ЦБК» без замечаний.
Осмотр лесосеки произведен в соответствии с положениями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 367 от 27.06.2016.
Свидетель М в судебном заседании пояснила, что она является лесничим Выгозерского участкового лесничества. Акт осмотра лесосеки от 05.06.2018 № 4 оформляла она. В данном акте имеется описка в дате декларации, номер декларации указан верно. При осмотре бело установлено, что волока были неровные, не промяты, порубочные остатки не были спрессованы, волока не соответствовали технологической карте. Местами порубочные остатки находились на расстоянии менее 10 метров от стены леса, примерно на расстоянии 4-5 метров. Она провела осмотр всей делянки, в отношении всей делянки были произведены замеры. Места неочистки отражена на чертеже к акту.
Свидетель С в судебном заседании пояснил, что является сотрудником АО «Сегежский ЦБК». 05.06.2018 он участвовал в осмотре делянки, лесничество проверяло лесную декларацию на участке, где АО «Сегежский ЦБК» вело заготовку. В ходе осмотра была выявлена незначительная неочистка мест рубки, были оставлены порубочные остатки в полосе 10 метров от стены леса. Он подписал акт осмотра, так как фактически нарушения были. По технологии волок формируется у них на расстоянии 6 метров от леса.
Таким образом, отсутствуют основания для признания акта осмотра лесосеки от 05.06.2018 недопустимым доказательством по делу.
Указание в акте осмотра даты декларации как «21.02.2016» является опиской. При этом учитываю, что номер декларации соответствует фактическому. Представители АО «Сегежский ЦБК» не оспаривают, что на данном лесном участке именно их предприятие вело заготовку леса.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Указание в протоколе об административном правонарушении от 24.12.2018 № 26-ВЫГ на то, что порубочные остатки находились на расстоянии до 3 метров от прилегающих лесных насаждений, не является существенным недостатком протокола, поскольку данный недостаток может быть устранен в ходе рассмотрения дела. При этом учитываю, что нарушений прав АО «Сегежский ЦБК» в данном случае допущено не будет, поскольку п.п. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности предусматривает запрет нахождения порубочных остатков на расстоянии менее 10 метров от лесных насаждений.
Таким образом, довод представителя АО «Сегежский ЦБК» о том, что акт осмотра от 05.06.2018 не соответствует вмененному им нарушению, является несостоятельным.
В данном случае административное нарушение имеет место быть, поскольку порубочные остатки находились на расстоянии менее 10 метров от лесных насаждений, что подтверждено актом осмотра от 05.06.2018, показаниями свидетелей М и С
Вина АО «Сегежский ЦБК» в совершении правонарушения подтверждена письменными материалами дела: договором аренды лесного участка № 57-з от 19.12.2008, лесной декларацией от 21.12.2016 с приложениями, актом осмотра лесосеки от 05.06.2018 № 4 с приложениями, актом осмотра от 10.07.2018 № 63-12-2018, протоколом об административном правонарушении от 24.12.2018 № 26-Выг.
Довод представителя АО «Сегежский ЦБК» о том, что ранее в отношении АО «Сегежский ЦБК» был составлен материал об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по факту невыполнения требования, выставленного в их адрес на основании акта осмотра от 05.06.2018, производство по которому было прекращено за отсутствием события административного правонарушения правового значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку не охватывается вменяемым составом правонарушения, регулируется иными правовыми нормами.
Ссылка АО «Сегежский ЦБК» на отсутствие нарушений п.п. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах в виду того, что технологической картой предусмотрен иной порядок укладки порубочных остатков не состоятельна, поскольку при любом варианте укладки порубочных остатков должно быть соблюдено предусмотренное Правилами пожарной безопасности расстояние до лесных насаждений, составляющее 10 метров, при этом учитываю, что из пояснений свидетелей следует, что порубочные остатки не были плотно уложены в волока.
Выводы субъекта административной юрисдикции основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Доказательств действий третьих лиц не установлено, какие-либо иные обстоятельства, исключающие виновность юридического лица в совершении вменяемого деяния, не установлены.
Таким образом, в действиях АО «Сегежский ЦБК» обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
При привлечении АО «Сегежский ЦБК» не допущено нарушения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
В рассматриваемом случае АО «Сегежский ЦБК» вменяется невыполнение требований пожарной безопасности в лесах, установленных Правилами Пожарной безопасности в лесах, а не нарушение правил заготовки леса, в связи с чем применение при исчислении срока давности привлечения к административной ответственности срока действия лесной декларации не допустимо.
Исчислять срок давности привлечения АО «Сегежский ЦБК» к административной ответственности следует со дня обнаружения правонарушения, т.е. с 05.06.2018.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей назначено АО «Сегежский ЦБК» в пределах санкции ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с учетом положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа. Оснований для изменения постановления в данной части не имеется.
Оснований для освобождения АО «Сегежский ЦБК» от административной ответственности не имеется, поскольку действия АО «Сегежский ЦБК» создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виду создания пожароопасной обстановки.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в пределах его полномочий. Дело рассмотрено должностным лицом в соответствии с правилами подведомственности. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемого постановления, в том числе и нарушение сроков давности привлечения к административной ответственности должностным лицом допущено не было.
Каких-либо иных доводов и доказательств, исключающих наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого правонарушения, жалоба не содержит.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Петухова В.А. от 07.02.2019 № 11/19л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «Сегежский ЦБК» - оставить без изменения, а жалобу АО «Сегежский ЦБК» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения его копии через Сегежский городской суд Республики Карелия в Верховный Суд Республики Карелия.
Судья А.В. Тугорева