П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении уголовного дела
22 мая 2024 г. г. Краснодар
Краснодарский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Белова С.А.,
при секретаре судебного заседания Поздняковой Э.О.,
с участием государственного обвинителя – старшего помощника военного прокурора Краснодарского гарнизона ... Радченко А.И.,
защитника – адвоката Паршука М.В.,
подсудимого Беляева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда уголовное дело в отношении военнослужащего Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков ефрейтора
Беляева Игоря Владимировича, ..., несудимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 291 УК РФ,
установил:
органами предварительного следствия Беляев обвиняется в том, что 2августа 2023 г. он, с целью оказания ему содействия по решению вопроса, касающегося распределения после окончания военного учебного заведения к месту службы с наиболее благоприятными условиями, по мотивам иной личной заинтересованности, через посредника (неосведомленного о целях и мотивах Беляева) передал бывшему сотруднику ОФСБ России ... (в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство) денежные средства в размере 75000 рублей, которыми последний распорядился по своему усмотрению. Таким образом, Беляев обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 291 УК РФ.
В судебном заседании Беляев и его защитник Паршук заявили ходатайство о применении положений примечания к ст. 291 УК РФ и прекращении уголовного дела. При этом защитник пояснил, что Беляев полностью признал свою вину в совершении указанного преступления, добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче им взятки, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, к уголовной ответственности привлекается впервые.
Подсудимый Беляев после разъяснения ему оснований и последствий прекращения уголовного дела на основании примечания к ст. 291 УК РФ, а также права на возражение против прекращения уголовного дела, просил суд прекратить производство по делу в связи с примечанием к ст.291 УК РФ. Также он заявил, что в полном объеме признает себя виновным в совершенном им преступлении, в содеянном раскаивается.
Государственный обвинитель Радченко не возражал против прекращения уголовного дела в отношении Беляева по основанию, предусмотренному примечанием к ст. 291 УК РФ.
Рассмотрев ходатайство Беляева о прекращении уголовного дела, выслушав мнения сторон, изучив материалы уголовного дела, суд приходит
к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ совершенное Беляевым преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 291 УК РФ, отнесено к категории средней тяжести.
В силу положений ст. 75 УК РФ и ст. 28 УПК РФ уголовное преследование лица, совершившего преступление, может быть прекращено судом в связи с деятельным раскаянием, в том числе и в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Таким образом, к числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, относятся добровольное сообщение лица о совершенном преступлении и активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.
При этом активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц, обнаружение имущества, переданного в качестве взятки, и других.
Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле, при этом мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", для освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки (статьи 291, 291.1 УК РФ) требуется установить активное способствование раскрытию и (или) расследованию (пресечению) преступления, а также добровольное сообщение о совершенном преступлении либо вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа.
В судебном заседании установлено, что Беляев, как до возбуждения уголовного дел в отношении него и иных лих лиц по факту дачи взятки бывшему сотруднику ОФСБ России ..., так и до допроса указанного бывшего сотрудника, в ходе опроса сотрудником отдела СБ УФСБ России добровольно сообщил о даче им взятки, как полагал Беляев должностному лицу, за содействие по решению вопроса, касающегося распределения по военной службе с наиболее благоприятными условиями. При этом Беляев самостоятельно указал время и обстоятельства совершения им преступления, назвал сумму взятки и способ ее передачи взяткополучателю. Сведения, о которых сообщил Беляев, сотрудникам правоохранительных органов известны не были и явились основанием для возбуждения уголовного дела в отношении него.
Будучи допрошенным следователем, Беляев дал признательные показания по обстоятельствам совершенного им преступления, изобличая взяткополучателя, что нашло свое отражение в обвинительном заключении по уголовному делу. Данных о том, что органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, либо проводившим предварительное расследование, были известны конкретные обстоятельства дачи взятки до сообщения Беляевым о совершенном преступлении, в материалах, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, не имеется.
Беляев ранее к уголовной ответственности не привлекался, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, командованием характеризуется положительно.
Обвинение Беляева в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 291 УК РФ, обоснованно и подтверждается собранными по делу доказательствами.
Таким образом, поскольку о противоправной деятельности Беляева правоохранительным органам стало известно из его добровольного сообщения, материалы проверки его сообщения о преступлении явились основанием для возбуждения уголовного дела в отношении него, учитывая обстоятельства инкриминируемого Беляеву деяния, его личность, активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, суд полагает возможным на основании примечания к ст. 291 УК РФ освободить подсудимого от уголовной ответственности, а уголовное дело прекратить.
Ранее избранную Беляеву меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении суд полагает необходимым отменить.
В соответствии со ст. 131 и 132 УПК РФ, принимая во внимание материальное положение подсудимого, процессуальные издержки по делу в сумме 3292 рубля, связанные с оплатой услуг защитника по назначению за оказание юридической помощи на предварительном следствии возместить за счет средств федерального бюджета.
Вопрос о вещественных доказательств подлежит разрешению в порядке, предусмотренном ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 236 УПК РФ,
постановил:
ходатайство Беляева Игоря Владимировича удовлетворить.
Прекратить уголовное дело в отношении Беляева Игоря Владимировича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст.291 УК РФ, на основании ч. 1 ст. 75 УК РФ, ч. 1 ст. 28 УПК РФ и примечания к ст. 291 УК РФ, в связи с деятельным раскаянием.
Меру пресечения в отношении Беляева И.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить.
По вступлению постановления в законную силу вещественные доказательства:
- мобильный телефон «IPhon» eсерии 14 Pro – возвратить Беляеву И.В.,
- DVD-R диск, содержащий файл «20231102_195821.mp4» - оставить на хранении при деле 1-77/2024 до принятия по нему итогового решения.
Процессуальные издержки по делу в сумме 3292 (три тысячи двести девяносто два) рубля возместить за счет средств федерального бюджета.
Настоящее постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Южного окружного военного суда в течение 15 суток со дня его вынесения.
Председательствующий С.А. Белов