Судебный акт #1 (Заочное решение) по делу № 2-138/2024 (2-1590/2023;) ~ М-1524/2023 от 06.12.2023

             УИД 05RS0-75

Р Е Ш Е Н И Е                     

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ            

                        

<адрес> 29 января 2024 года

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Минаева З.Р., при секретаре судебного заседания Гаджиева Г.А., с участием представителя истца по доверенности Батыров Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделения социального фонда России по <адрес> к Казакбиева А.Х. о взыскании неправомерно полученной суммы ежемесячной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Отделение СФР по РД обратилось в суд с иском к Казакбиева А.Х. о взыскании неправомерно полученной суммы ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование иска указано, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - ФЗ ) ст. 10.1 (действовавшего в период возникновения правоотношений), право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЭ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

Порядок и условия назначение и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, неопределенной Федеральным законом № 81-ФЗ, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копии документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении в период возникновения правоотношений были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", (далее - Правила).

Пунктом 51 Правил право на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет имеет родитель (иной законный представитель), проживающий на территории Российской Федерации.

Заявление о назначение пособий подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 630 "Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" Казакбиева А.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС 127-231-921 36, было подано заявление ДД.ММ.ГГГГ, через единый портал государственных и муниципальных услуг (далее по тексту ЕПГУ) на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, решением от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие было назначено на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на детей: ФИО8 Дженнет, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Однако впоследствии в ходе проверки было выявлено, что в результате технического сбоя программы (произошедшего по причине массового обращения граждан) отсутствует запрос в Росреестр, системой не формируется запрос в Росреестр на детей.

Выплата прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. В результате выявлена переплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 332210 руб. 00 коп.

Отделением СФР РФ по РД в адрес ответчика было направлено письмо о добровольном возмещении излишне выплаченных социальных выплат в размере 332210 руб. 00 коп. (триста тридцать два тысяча двести десять руб. ноль коп.) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако на момент обращения в суд ущерб, причиненный государству не восстановлен, денежные средства не возвращены.

По указанным основаниям просит взыскать с Казакбиева А.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу Отделения СФР по РД излишне выплаченных сумм в размере 332210 руб. 00 коп. (триста тридцать два тысяча двести десять руб. ноль коп.).

В судебном заседании представитель истца ОСФР по РД по доверенности Батыров Г.М. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик Казакбиева А.Х. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещенной надлежащим образом, представила в суд письменные возражения, из которых просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем. Также просит рассмотреть в ее отсутствие.

Суд, выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

В период спорных правоотношений действовал Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», который утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Данным Указом Президента Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ была установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее – Порядок), в период возникновения спорных правоотношений были регламентированы Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которое утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 8 Порядка ежемесячная денежная выплата осуществляется с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ, до достижения ребенком возраста 17 лет.

По заявлениям о назначении ежемесячной денежной выплаты, поданным до ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячная денежная выплата осуществляется за прошедший период начиная с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее месяца достижения ребенком возраста 8 лет.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается на 12 месяцев. Назначение ежемесячной денежной выплаты в очередном году осуществляется по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения.

Ежемесячная денежная выплата выплачивается за полный месяц независимо от даты рождения ребенка, даты исполнения 17 лет в конкретном месяце или даты обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.

В силу пункта 19 Порядка, в случае если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подано с использованием единого портала или регионального портала государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, представляет документы (сведения).

Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (пункт 25 Порядка).

Основания для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты были предусмотрены пунктом 23 Порядка, подпунктом «л» которого в качестве одного из оснований для отказа было предусмотрено отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в» (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), «е», «к», «м» - «о» и «р» пункта 32 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 33 настоящих основных требований.

Этим же подпунктом «л» пункта 23 Порядка предусмотрены исключения из его применения, в то числе, в случае, если заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также, если семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи).

При этом в соответствии с абзацем первым пункта 24 Порядка периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в подпункте «л» пункта 23 настоящих основных требований, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 33 настоящих основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты не принимается.

Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Таким образом, указанным Порядком было предусмотрено назначение ежемесячной денежной выплаты в случае отсутствия у заявителя и членов его семьи официального дохода по уважительным причинам, и такие причины сохранялись на протяжении 10 и более месяцев расчетного периода в совокупности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком через ЕПГУ было подано заявление на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Ежемесячное пособие было назначено путем вынесения решения о назначении пособия от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на детей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из решения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проверке выявлена переплата в размере 332210 руб., допущенная при назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет, установленного при рассмотрении заявления Казакбиева А.Х.

Обращаясь в суд с данным иском, истец указал, что переплата ежемесячной денежной выплаты Казакбиева А.Х. образовалась в результате технического сбоя программы (произошедшего по причине массового обращения граждан) и отсутствием у заявителя дохода в расчетном периоде.

В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>», многодетными семьями, нуждающимися в социальной поддержке, признаются семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), приемных.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного кодекса.

Согласно подпункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом: недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

Поскольку добросовестность Казакбиева А.Х. при разрешении требований истца о взыскании неправомерно полученной суммы ежемесячной денежной выплаты презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Казакбиева А.Х. возлагается на учреждение, требующее возврата денежных средств, о чем судом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ было разъяснено истцу.

Между тем истцом не представлены бесспорные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, подтверждающие, что выплата спорной денежной суммы осуществлена в результате недобросовестного поведения ответчика, как и доказательств, подтверждающих совершение каких-либо неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения указанной выплаты со стороны ответчика в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Отделения социального фонда России по <адрес> к Казакбиева А.Х. о взыскании неправомерно полученной суммы ежемесячной денежной выплаты - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения путем подачи апелляционной через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан.

Решения составлено и отпечатано в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий          З.Р. Минаев

2-138/2024 (2-1590/2023;) ~ М-1524/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Отделение СФР по РД
Ответчики
Казакбиева Айбике Хизириевна
Суд
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Минаев Залимхан Резванович
Дело на странице суда
hasavjurt-rs--dag.sudrf.ru
06.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2023Подготовка дела (собеседование)
29.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2023Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2024Дело оформлено
24.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Заочное решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее